Бюджетирование

Проблемы с которыми сталкиваются при бюджетировании

Цель деятельности любого коммерческого предприятия - получение прибыли. А прибыль - это положительный результат между доходами и расходами. Чтобы достичь такого результата, нужно грамотно спланировать все свои затраты и возможные доходы. Как? Составить бюджет.
Проблемы с которыми сталкиваются при бюджетировании
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расскажем, какие проблемы могут возникнуть при составлении бюджета на будущий год.

Что такое бюджетирование?

Бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия на конкретный период времени (год, три года или пять лет), результаты которого оформляются в виде системы бюджетов.

Благодаря бюджетированию становится понятна стоимость действий, направленных на достижение стратегических целей предприятия.

В зависимости от размеров предприятия и стратегических целей можно выделить разные виды бюджетов:

  1. Основные бюджеты:

    1. Бюджет движения денежных средств (БДДС) – показывает запланированное движение как наличных, так и безналичных денег на предприятии за конкретный промежуток времени.

    2. Бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) – составляют после того, как будут готовы все операционные бюджеты. Он очень напоминает форму 2 бухгалтерской отчетности: в нем фиксируют все операций, влияющие на получение прибыли или убытка компании.

    3. Прогнозный баланс. Тоже является прототипом бухгалтерской отчетности, а именно – бухгалтерского баланса. После того как становится понятно куда будут направлены деньги и откуда могут поступать доходы, можно представить предварительный прогнозный баланс.

  2. Операционные бюджеты:

    1. Бюджеты доходов предоставляют отделы – бюджет доходов от продаж, бюджет операционных доходов, внереализационных доходов.

    2. Бюджет расходов можно поделить на бюджет производственных расходов, коммерческих расходов, внереализационных, общехозяйственных.

    3. Налоговый бюджет формируют для оценки системы уплаты налогов на предприятии и проведения налоговой оптимизации.

    4. Инвестиционный бюджет нужен для принятия решений по инвестициям в компании.

    5. Бюджеты закупок (снабжения)формируется отделом закупок и демонстрирует объем потенциальных закупок в плановом периоде.

    6. График погашения обязательств – особенно необходим в компаниях, у которых есть кредитные или лизинговые платежи, а также тем, кто работает с отсрочкой платежа.

    7. Другие виды бюджетов – операционные бюджеты не утверждены законодательно и каждая организация, в зависимости от своих запросов и масштабов деятельности, может установить разные виды операционных бюджетов, которые необходимы для формирования основных бюджетов.

Модуль «Консолидатор» – это автоматизация сбора и конвертации данных для бюджетирования, составления консолидированной отчетности и задач управленческого учета с интуитивно понятным интерфейсом. Можно загружать данные из внутренних и внешних источников. Избавьте себя от рутинного сбора информации для составления управленческой отчетности.

Проблемы при постановке системы бюджетирования на предприятии

Прежде чем начать вводить на предприятии систему бюджетирования руководству необходимо определить основные цели бюджетов, а также понять, какая информация нужна руководителям для принятия управленческих решений.

При внедрении системы бюджетирования на предприятии можно столкнуться с двумя основными проблемами:

  • методическими (какие виды бюджетов нужны и как их составлять);

  • организационными (кто будет ответственным, как внедряется система).

Процесс внедрения бюджетирования – самый трудоемкий на всех предприятиях, независимо от отрасли. Для того чтобы эффективно внедрить систему бюджетирования в организацию, нужно пройти несколько этапов:

  1. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации. Первостепенно нужно понять, с чем предстоит работать: определить вводные компоненты, которые можно использовать при внедрении системы бюджетирования, выяснить какие сложности могут возникнуть и попытаться нивелировать их.

  2. Разработать систему бюджетирования. Планировать бюджет можно двумя способами: «сверху вниз» и «снизу вверх». Решение о том, каким образом будет внедрена система бюджетирования и как она будет работать, принимает руководитель.

Планирование «сверху вниз» предполагает, что подразделение самостоятельно планирует основные показатели и спускает их в подразделения для исполнения. Такая система была характерна для советских предприятий.

Сейчас более популярна система бюджетирования «снизу вверх», когда каждое подразделение формирует свой бюджет и направляет его в подразделение, которое принимает окончательное решение. В современных компаниях все чаще применяют второй метод бюджетирования.

Кроме того нужно утвердить состав бюджетов, которые будут формироваться на предприятии, разработать методику их составления, сроки сдачи и назначить ответственных лиц.

  1. Создать систему контроля за исполнением бюджетов. Бюджетирование без обратной связи – зря потраченное время. Бюджет – это то, что подлежит корректировке, нуждается в постоянном контроле и принятии решений. Невозможно спланировать доходы и расходы на 5 лет и полностью выполнить все пункты, особенно в современных условиях. Важно сформировать систему контроля за исполнением бюджетов, формы обратной связи, установить сроки принятия оперативных решений и внесения корректировок в бюджет.

  2. Применять программное обеспечение.

    Формировать бюджет на листочке сейчас никто не будет. В век компьютерных технологий уже давно придумали разные виды программ для бюджетирования и составления планов от MS Excel до сложных специальных платформ по оптимизации бюджетов. В зависимости от задач, которые ставит руководство и финансовых возможностей организации, нужно выбрать программу, отвечающую всем заявленным требованиям.

Можно использовать модуль «Табула» для создания таблиц с формулами прямо в 1С, аналогичных MS Excel.

Проблемы и пути решения проблем бюджетирования на предприятии

Расскажем о самых частых проблемах, которые могут возникнуть при постановке системы бюджетирования на предприятии.

Проблема

Решение

Долгое составление операционных бюджетов в подразделениях, что приводит к затягиванию сроков формирования основных бюджетов

Жесткая регламентация сроков сдачи бюджетов

Нет единой системы отчетных документов, что приводит к рассогласованию значений

Создание четкой методики формирования каждой строки во всех видах бюджетов

Сложности в согласовании бюджетов, отсутствие координации

Жесткий регламент со сроками и порядком согласования бюджетов на всех уровнях

Нет границ в составлении бюджетов, многие отделы формируют бюджет на отдел равный бюджету предприятия

Установка максимального значения, выше которого бюджет не будет согласован

Приоритет текущих целей над стратегическими

Принятие решений на основе стратегических целей, даже если приходится жертвовать текущими

Нет центров ответственности за исполнение бюджета

Утверждение центров ответственности приказом по предприятию и ознакомление с ним всех заинтересованных сотрудников

Грамотное управление финансовыми потоками и эффективное планирование ресурсов – залог успешного существования предприятия в условиях современной рыночной экономики. При планировании доходов и расходов важно, чтобы в компании четко понимали стратегические цели, были правильно распределены центры ответственности и главное – система бюджетирования была понятна и прозрачна, а все методики согласованы и доведены до сведения исполнителей.

Узнайте за пять минут: нужно ли вам автоматизировать управленческий учет

Сократите расходы на персонал — забирайте бесплатный чек-лист.

Подарок: 30 дней теста программы ФинОфис на вашей базе — бесплатно

Подарок: 30 дней теста программы ФинОфис на вашей базе — бесплатно

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ИНФОСТАРТ-СЕРВИС», ИНН: 7816642037

Начать дискуссию

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Онлайн-кассы

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Бухгалтеры

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

Декретный отпуск

👍 Увеличат размер декретных для уволенных женщин. Нынешнее пособие не отвечает его целям, говорит эксперт

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Дробление бизнеса

Как ФНС находит компании с искусственным дроблением бизнеса

Узнайте больше о том, на каком основании налоговые инспекторы могут сделать вывод о дроблении бизнеса. Это поможет предпринимателям защитить себя и свое дело.

Валютные операции

Кабмин на год продлил требования о продаже валютной выручки

Экспортерам увеличили срок зачисления валютной выручки на счета в российских банках до 120 дней.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

Для многих людей телеграм сейчас — не просто мессенджер, а еще и доступный источник информации. Здесь можно прочитать актуальные новости, получить советы от экспертов, узнать секреты успешных людей. Сделала подборку самых полезных и интересных бизнес-каналов для МСП.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса
Бухгалтеры

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

1
Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Интересные материалы

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру