Что такое УНИПЛАН и способы формирования внутригрупповой корпоративной отчетности в 1С:ERP

В статье рассказываем о способах формирования внутригрупповой корпоративной отчетности в 1С:ERP.
343 42
Что такое УНИПЛАН и способы формирования внутригрупповой корпоративной отчетности в 1С:ERP
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Логика построения учета в 1С:ERP

В данной статье мы не будем рассматривать возможность формирования корпоративной отчетности с применением подсистемы бюджетирования.

Для начала разберёмся с логикой построения учета в 1С:ERP.

Факты хозяйственной жизни регистрируются в системе как первичные документы, на основании которых формируются движения в регистрах оперконтура (Рисунок 1). И уже из оперконтура данные транслируются в разные виды учёта.

Рисунок 1. Виды учёта в 1С:ERP

Статьи активов и пассивов как упрощенный план счетов для формирования корпоративной отчетности

В системе есть справочник, который называется «Настройки Хозяйственных операций» (Рисунок 2). 

Рисунок 2. Форма списка хозяйственных операций

Этот справочник содержит все хозяйственные операции, которые могут отражаться в системе.

Если открыть хозяйственную операцию, например, «Закупка у поставщика», то на вкладке «Связанные документы» увидим, какими документами данная операция может оформляться в системе (Рисунок 3):

Рисунок 3. Вкладка «Связанные документы» формы хозяйственной операции

Разберём отражение документа «Приобретение товаров и услуг» в учёте (Рисунок 4). 

Рисунок 4. Путь к отчёту о движении документа в регистрах системы

Данный документ отражается в системе как хозяйственная операция «Закупка у поставщика» и формирует движения по номенклатуре в связке с задолженностью перед контрагентом (Рисунок 5).

Рисунок 5. Вкладка «Отражение в учёте» формы хозяйственной операции

Документ регистрирует движения в регистре накопления «Активы и пассивы» (Рисунок 6).

Рисунок 6. Отчёт о движении документа в регистрах системы

Таким образом, в оперативном контуре при вводе первичных документов (хозяйственных операций) в движениях регистров уже заложен принцип двойной записи, т.е. регистрируется проводка в регистре накопления «Активы и пассивы».

В данном примере мы видим увеличение по статье активов «Товары на оптовых складах» (Приход) и увеличение задолженности перед контрагентом в пассиве по статье «Задолженность поставщикам» (Расход). Будем считать, что предоплата поставщику не производилась.  

Статьи активов и пассивов являются предопределенными элементами системы. Предопределенный элемент в 1С — готовый элемент справочника, с которым можно работать в режиме предприятия. Признак предопределенности обозначен желтым кружком

— это означает, что элемент жестко зашит в программе. Поэтому скорректировать проводки в управленческом учете по статьям активов и пассивов нельзя. Но можно, при необходимости, добавлять новые статьи активов и пассивов (Рисунок 7).

Рисунок 7. Перечень статей активов и пассивов

По сути справочник «Статьи активов и пассивов» — это упрощённый план счетов без нумерации. 

По движениям документов с отражением на статьях активов и пассивов можно строить оборотно-сальдовую ведомость (Рисунок 8) и при необходимости управленческий баланс.

Рисунок 8. Оборотно-сальдовая ведомость активов и пассивов

Для средних предприятий применение механизма формирования отчетности на статьях активов и пассивов с целью составления отчетности по корпоративным стандартам, бывает вполне достаточно для оперативного управления деятельностью предприятия. 

Управленческий учёт на плане счетов регламентированного учёта

Если всё же у предприятия возникает потребность в применении типового плана счетов, то в системе предусмотрен функционал отражения хозяйственной деятельности для целей управленческого учета на едином плане счетов регламентированного учёта (Рисунок 9). При этом хозяйственные операции в управленческом учёте можно отражать на отличных от регламентированного учёта счетах.

Рисунок 9. Настройка отражения хозяйственной деятельности для целей управленческого учёта на едином плане счетов регламентированного учёта

В сформированной оборотно-сальдовой ведомости и других стандартных бухгалтерских отчётах появляется возможность анализировать данные отраженные в бухгалтерском (БУ), налоговом (НУ) и управленческом (УУ) учётах (Рисунок 10).

Рисунок 10. Оборотно-сальдовая ведомость

Однако «упрощённый план счетов» или применение единого типового плана счетов может не покрывать потребность бизнеса в глубине детализации внутригрупповой корпоративной отчётности, в т.ч. с учётом новых ФСБУ.

Сопровождение и консультации по 1C:ERP

Столкнулись с необычной задачей учета? Нужно обучить специалистов или разобрать существующие в ERP решения? Мы придем на помощь!

Применение расширенного типового плана счетов регламентированного учета и плана МФУ (УНИПЛАНА) для формирование внутригрупповой корпоративной отчётности

В случае, когда у организации имеются обособленные подразделения с выделенным имуществом на отдельном балансе, которые осуществляют деятельность, отличную от деятельности головного подразделения, или когда в программе ведётся учёт по разным юридическим лицам одной группы компаний, может потребоваться применение расширенного плана счетов по РСБУ. Для этого, либо дорабатывается типовой план счетов, либо применяется УНИПЛАН, реализованный в блоке «Международного финансового учёта». У обоих способов организации учёта есть свои преимущества и недостатки, которые описаны ниже.

Момент формирования данных в оперконтуре и момент формирования проводок бухгалтерского, налогового и управленческого учёта в системе разнесены. Проведение документа в системе делает только записи в регистрах оперконтура.

Проводки в системе появляются позже: 

  • когда бухгалтер нажимает кнопку,

при применении типового плана счетов РСБУ;

  • когда бухгалтер нажимает кнопку,

при применении УНИПЛАНА (плана счетов МФУ);

  • когда система автоматически по расписанию сформирует их. 

Рисунок 11. Настройка автоматического отражения документов в учёте

После этого предварительные проводки появятся в оборотно-сальдовой ведомости и прочих стандартных бухгалтерских отчётах. 

Получение окончательного варианта проводок по всем операциям оперативного учёта возможно только в случае формирования проводок в рамках процедуры закрытия месяца.

Таким образом, методика двойной записи позволяет транслировать данные синхронно по разным видам учёта.

Теперь подробнее поговорим об УНИПЛАНЕ.

Подсистема Международного финансового учёта предусмотрена не только для ведения учёта по правилам МСФО, но и для ведения внутреннего корпоративного учёта (Рисунок 12).

Рисунок 12. Настройка раздела МФУ

Подсистема МФУ позволяет создавать несколько планов счетов, в том числе и по РСБУ (Рисунок 13). При разработке внутреннего корпоративного плана счетов можно взять за основу типовой план счетов и расширить его до необходимой детализации.

Рисунок 13. Настройка раздела МФУ, опция включения возможности применения нескольких планов счетов

Таким образом в 1С:ERP можно построить учёт одновременно и на плане счетов МСФО, и на плане счетов внутреннего (корпоративного) учёта. 

В подсистеме МФУ предусмотрено два основных способа настройки формирования проводок (Рисунок 14):

  1. По данным оперативного учёта;

  • По объектам учёта и их корреспонденциям;

  • По хозяйственным операциям;

    2. По данным регламентированного учёта.

Рисунок 14. Настройка формирования проводок

Формирование проводок по данным регламентированного учёта

При трансформации данных из «проводок» регламентированного учёта отражение хозяйственных операций и формирование проводок по правилам РСБУ происходит с последующим перекладыванием их на план счетов МФУ.

Данная процедура существенно увеличивает время закрытия периода, так как пока данные не сформируются в подсистеме регламентированного учёта, они не могут быть отражены в подсистеме МФУ.

Формирование проводок по данным оперативного учёта

Разработанный механизм формирования проводок по данным оперативного контура на основании плана МФУ (УНИПЛАНа) позволяет формировать проводки непосредственно из регистров оперативного контура. Это означает, что система синхронно и гораздо быстрее будет обрабатывать информацию при закрытии месяца.  

Для настройки формирования проводок необходимо зайти в раздел Международный финансовый учёт — Настройки формирования проводок, нажать на команду «Создать» (Рисунок 15, Рисунок 16).

Рисунок 15. Путь к форме настройки формирования проводок
Рисунок 16. Форма АРМ Настройка формирования проводок

В форме настройки формирования проводок необходимо зайти по гиперссылке «Настройка проводок по данным оперативного учёта» и, выбрав необходимую хозяйственную операцию, нажать на команду «Создать» (Рисунок 17).

Рисунок 17. Форма настройки формирования проводок

Механизм формирования проводок по хозяйственным операциям является самым трудоемким, так как хозяйственных операций очень много и для каждой нужно произвести настройку двойной записи (проводки) и правила заполнения субконто. Поэтому разработчики и эксперты 1С рекомендуют применять механизм формирования проводок по объектам учёта (Рисунок 20).

Рисунок 18. Форма настройки формирования проводок по хозяйственным операциям

Для создания шаблона проводки по хозяйственной операции (Рисунок 18):

  • указываются счета (по умолчанию) для дебета и кредита проводки;

  • выбирается Источник уточнения счетов дебета и кредита (данные регистров оперконтура в разрезе хозяйственных операций, привязанных к документам системы);

  • выбирается Источник заполнения подразделения для дебета и кредита;

  • выбирается Источник направления деятельности;

  • выбирается Источник валютной суммы;

  • выбирается Источник балансовой суммы.

В форме шаблона есть возможности:

  • перехода к настройке уточнения счетов учёта по группе финансового учёта с возможностью уточнения счёта по списку групп финансового учёта в справочнике, 

  • создания новой Группы финансового учёта в справочнике, 

  • перехода к форме настройки уточнения счетов в шаблоне, выбора какой-либо группы финансового учёта и просмотра списка всех шаблонов проводок, использующих данную группу в своих настройках.

«Источник валютной суммы» представляет собой сумму хозяйственной операции для заполнения валютной суммы проводки по дебету и кредиту счетов.

Заполнение поля «Источник валютной суммы» является обязательным в шаблонах проводок, при настройке которых выбраны счета с установленным флагом «Валютный».

Сумма хозяйственной операции, отражаемая по дебету и кредиту счетов бухгалтерской проводки, является балансовой суммой операции.

«Источник балансовой суммы» представляет собой данные аналитических регистров управленческого учёта, которые формируются в момент проведения документов в оперативном учёте.

В случае установленного флага «Изменять знак операции при отражении в учёте» сумма проводки отражается на счетах учёта с минусом.

Рисунок 19. Форма шаблона проводки

Объекты учёта — это встроенный механизм 1С:ERP, представляющий собой перечисления (классификатор) активов и обязательств организации. При механизме формирования проводок по объектам учёта, к классификатору активов и пассивов привязываются счета учёта.

Проводка привязывается не к каждой хозяйственной операции, а, например, к активу «Денежные средства на банковских счетах» и соотносится с определенным счетом учета МФУ, т.е. хозяйственные операции, которые работают с данным активом система будет автоматически перекладывать на проводки, которые формируются по УНИПЛАНу. Таким образом настройка формирования проводок по объектам учёта намного проще.

Рисунок 20. Форма настройки формирования проводок по объектам учёта

Не рекомендуется в течении года менять способ формирования проводок.

В системе предусмотрена возможность выгрузки/загрузки шаблона настроенных проводок, что позволяет настроить шаблон проводок один раз и применить его к учёту других предприятий, состоящих в одной группе.

Рисунок 21. Настройка Загрузка и выгрузка модели учёта

Преимущества и недостатки применения расширенного единого плана счетов и УНИПЛАНА для целей формирования внутригрупповой корпоративной отчётности

В каждом из описанных выше способов реализации отражения данных в управленческом учёте для целей формирования сводной отчётности с применением расширенного плана счетов регламентированного учёта и плана счетов МФУ есть свои преимущества и недостатки.

Расширение типового плана счетов регламентированного учёта

Преимущества:

  • отражение информации в бухгалтерском, налоговом и управленческом учёте на едином плане счетов и вывод данных в единых стандартных бухгалтерских отчётах, что значительно облегчает сверку и анализ данных.

Недостатки:

  • трудоемкость доработки, так как требуется учесть данные, собираемые по оборотам и на остатках добавленных счетов, при формировании себестоимости товаров и финансового результата в бухгалтерском и управленческом учёте, донастроить правила формирования бухгалтерской отчётности;

  • информация, отражаемая на добавленных счетах и субсчетах должна учитываться при формировании налогов и показателей налоговой отчётности. А для этого требуется глубокие знания не только предметной области, но и функционала системы на уровне разработчиков вендора (компании 1С). 

  • состав показателей управленческой отчётности, значения которых формируются автоматически не расширяется. Алгоритм формирования значения этих показателей отчётности не изменяется. Это формирует потребность в доработке отчётов;

  • жёсткость модели и её ограниченность в изменении статей активов и пассивов.

В данном случае риск получения некачественной системы управления предприятием в результате расширения плана счетов является достаточно высоким.

Применение УНИПЛАНА (плана счетов МФУ)

Преимущества:

  • оперативное получение данных в аналитических и синтетических разрезах, необходимых для формирования внутригрупповой корпоративной отчётности;

  • нет зависимости от времени отражения данных в регламентированном учёте;

  • возможность тиражирования сформированной настройки проводок для других компаний одной группы.

Недостатки:

  • высокая трудоёмкость при настройке УНИПАЛАНА и высокий уровень знания системы для тех же настроек проводок. Самостоятельно, без специалистов 1С такую настройку сделать сложно;

  • трудоёмкость сверки данных, сформированных в отчётности, составленной на плане счетов МФУ с данными стандартных регламентированных отчётов;

  • отсутствие в отчётах, построенных с применением плана счетов МФУ, данных налогового учёта.

При всей ясности системы и заложенным принципам работы важно понимать, что внедрение 1C:ERP относят к разряду самых сложных технических операций.

Для выполнения проекта необходима команда профессионалов, которая не просто имеет представление о продукте, но умеет найти индивидуальный подход к каждому клиенту, может реализовать гибкость и полноту всех видов учёта в системе. Именно такой командой являются эксперты ИТРП. Кроме этого, компания ИТРП успешно реализовала не один проект по восстановлению учёта после неудачного внедрения 1С:ERP другими интеграторами. Мы всегда готовы вам помочь в автоматизации вашего бизнеса и восстановлении учёта.

Автор: Ольга Гагулина, ведущий эксперт-методист ООО ИТРП

Внедрение ERP-системы по полному проектному циклу

Вам нужен полный проектный цикл, если ваше предприятие не планирует выполнять проект автоматизации собственными силами

Реклама: ООО «ИТРП», ИНН 7701258843, erid: LjN8KT91s

Начать дискуссию

Валюта

Центробанк сохранит ограничения на снятие наличной валюты

Валютные ограничения будут действовать до 9 марта 2024 года, ЦБ может их продлить, поскольку видит тенденцию к девалютизации.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Если ты не копирайтер, но нужно что-то написать: ну очень простые правила про предложения

Продолжаем серию статей о том, как писать понятные тексты человеку, который никогда этому специально не учился.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В Яндекс ID можно авторизоваться по лицу или отпечатку пальца

Пользователям больше не придется запоминать пароли от сервисов «Яндекс». В личном кабинете Яндекс ID появилась авторизация по лицу или отпечатку пальца.

Лучшие спикеры, новый каждый день

👷🍜 Если вы работаете, пока ваш коллега обедает, вам за это не доплатят

Работнику, который выполняет обязанности временно отсутствующего коллеги, должны платить за совмещение. Но обед – это не временное отсутствие и за него доплачивать не будут.

Резерв по сомнительным долгам: частые ошибки бухгалтеров. Проверьте, нет ли их у вас

Самая распространенная ошибка бухгалтера — начислять резерв по сомнительным долгам одинаково в налоговом и в бухгалтерском учете. Узнайте, почему так делать нельзя

Почему в 2024 году аналитик 1С более оплачиваемая профессия, чем главбух?

Сегодня компании стараются максимально автоматизировать свои рабочие процессы. Большинство организаций в нашей стране «сидит» на «1С». Именно поэтому спрос на аналитиков 1С постоянно растет. Уровень заплат таких специалистов более 200 тыс руб. И это в среднем по РФ. Круто да? А теперь объясним почему такое ценообразование и как войти в новую профессию.

Почему в 2024 году аналитик 1С более оплачиваемая профессия, чем главбух?
121
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что грозит работодателю, если не проводить индексацию зарплат

Ежегодная индексация доходов сотрудников — обязанность каждого работодателя. Рассказываем, какие штрафы грозят работодателю за отсутствие индексации, как рассчитывать, проводить и оформлять. В статье — образцы заполнения необходимых документов.

Что грозит работодателю, если не проводить индексацию зарплат

Изучение конъюнктуры рынка идет в состав прочих расходов

Расходы на рекламу – это прочие расходы по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК. Но изучение конъюнктуры рынка к таким расходам не относится.

Дорогая или любимая? О замене главного бухгалтера

Звонит совладелец компании, занимающейся производством и торговлей электротехническим оборудованием. Он же является руководителем компании. Вообще-то по виду деятельности уже можно определить какие проблемы у компании: больше всего заморочек в учёте и потерь денег в рознице, в строительном опте и общепите.

Дорогая или любимая? О замене главного бухгалтера

Кажется, размер суточных при командировках пересмотрят. Но это не точно

Водитель Е.Романов. У меня вопрос по суточным. С 1 января у нас суточные составляют 700 рублей [по России], 2500 — за рубежом. У нас обеды составляют минимум 500 рублей в день. Возможно ли увеличить этот суточный минимум?

Как заказчику эффективно работать с самозанятыми исполнителями: чек-лист для предпринимателей

Сегодня все больше предпринимателей и компаний предпочитают работать с самозанятыми исполнителями. Это подтверждает статистика: к концу 2023 года число самозанятых граждан преодолело 9 200 000 человек. У бизнеса есть потребность в синих воротничках по упрощенному налогообложению, ведь такой формат отношений имеет ряд преимуществ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Nvidia бьет все рекорды, а Киви-банк накрылся медным тазом вместе с кошельками

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: у россиян забирают загранпаспорта из-за «неправильных» шрифтов, государственная база данных с банковскими картами и паролями путешественников, новые санкции, первая частная победа в суде РФ над Euroclear, а также расовый скандал с нейросеткой гугла Gemini AI.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Вклады

Центробанк в два раза увеличит размер страховки по длинным вкладам и по счетам эскроу

Долгосрочные вклады свыше 3-5 лет будут страховать на сумму до 2,8 млн рублей, а эксроу-счета для сделок с недвижимостью — до 20 млн рублей.

Как подавать в военкомат сведения о приеме или увольнении сотрудника: бланк

Все юридические лица обязаны направлять в военкоматы сведения о сотрудниках, подлежащих воинскому учету. Это нужно делать также при приеме или увольнении работника.

112
Банки

Какие переводы в 100 тысяч рублей ограничат

Для прохождения упрощенной идентификации нужно указать ФИО и паспортные данные. Если денежный перевод превысит 100 тысяч рублей, то придется проходить полное подтверждение личности в банке.

Аттестованный аудитор расскажет все о новом ФСБУ НМА

«Клерк» пригласил на конференцию аудитора Светлану Крапивенцеву, которая объяснит бухгалтерам, как учитывать нематериальные активы по новым правилам.

Служебная поездка или командировка: как отличить одно от другого

Может показаться, что служебная поездка — это просто другое название командировки, однако это не так. Речь идёт о совершенно разных видах рабочих путешествий. Разбираемся вместе с коллегами из сервиса «OneTwoTrip для бизнеса».

Служебная поездка или командировка: как отличить одно от другого

Как покорить работодателя на собеседовании: 3 качества, которые оценит руководство

Эксперты «Клерка» провели исследование и назвали компетенции, которые необходимы бухгалтеру в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
120

Как определить дату заключения договора, подписанного при помощи системы ЭДО

В договоре аренды указана дата договора 24.01.2024. Договор был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании указана другая дата. В договоре указано, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. От какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как эффективно управлять временем и все успевать. 6 главных принципов

Все мы часто стрессуем из-за недостатка времени, ради дедлайнов и работы отказываемся от отдыха и личных дел. Чтобы избежать этого и поддерживать психоэмоциональное состояние в норме, нужно изучить основные принципы тайм-менеджмента и применять их в жизни.

Как эффективно управлять временем и все успевать. 6 главных принципов
1
38