Себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию

Продолжаем серию статей про ценообразование бухгалтерских услуг. В прошлой части мы поговорили о нормировании трудозатрат на типовые бухгалтерские операции. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на вопросе расчета себестоимости работ по бухгалтерскому обслуживанию.
Себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы перейти к формированию собственной ценовой политики нужно определить себестоимость выполняемых работ.

Полная себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию включает все расходы вашей бухгалтерской компании.

Важный шаг, который каждый из вас может сделать без существенных усилий: посчитать общую сумму расходов всей вашей компании за несколько месяцев (в идеале год) и определить среднемесячную величину расходов компании. В своей модели ценообразования вы как минимум должны заложить эти расходы и добавить к ним плановый размер чистой прибыли.

Например: при среднемесячных расходах в размере 500 000 рублей по всем статьям расходов и плановой доле прибыли в 30% ваша выручка должна быть равна 500 000/ (1-0,3)=714 285 рублей.

Эту сумму можно разделить на общее количество рабочих часов исполнителей, непосредственно оказывающих услуги клиентам и получить таким образом целевую стоимость одного часа работы.

Но этого все еще недостаточно, чтобы создать действительно взвешенную политику ценообразования бухгалтерских услуг, которая позволила бы вам масштабироваться!

Дело в том, что при определении полной себестоимости важно заложить в нее расходы на все функции, необходимые компании для существования и развития компании.

Нередко в жизни вижу ситуации, когда одна или несколько важных функций компании игнорируются при расчете себестоимости.

Особенно часто это можно наблюдать в начинающих компаниях, когда компания состоит из 1–5 человек. На начальных этапах компании на некоторые функции не выделяется отдельный специалист и бюджет на расходы. Такие функции совмещают сотрудники компании, причем на безвозмездной основе. Некоторые виды расходов могут вообще отсутствовать на небольших масштабах деятельности.

Для построения грамотной модели ценообразования важно понимать следующее: если в компании не выделен специалист или бюджет на ту или иную функцию — это не значит, что ее не существует и расходы на нее нулевые.

Например, главные бухгалтера нередко занимаются расчетом стоимости бухгалтерских услуг, выставляют счета и контролируют оплату бухгалтерских услуг клиентом, собственник компании может самостоятельно настраивать рекламные кампании, вести переговоры с клиентами или контролировать качество ведения учета сотрудниками. Таких примеров может быть очень много.

Сотрудники или собственник, которые совмещают эти функции с основной работой тратят на них часть своего времени, которое они могли бы использовать на создание ценности для клиентов. А значит, как минимум, у них существует альтернативная стоимость.

Важно разделять зарплату сотрудника на доходы за выполнение каждой из функций, а доход собственника на зарплату за выполнение определенных функций и дивиденды.

При масштабировании компании такие функции растут пропорционально росту бизнеса и в определенный момент для них выделяется отдельный специалист, и как следствие бюджет. Если вы не заложите в свою unit- экономику расходы на все необходимые функции — при росте придется жертвовать своим временем/здоровьем или рентабельностью. Отсутствие таких расходов в бизнес-модели будет мешать вам масштабировать компанию.

Полная себестоимость бухгалтерских услуг включает в себя следующие укрупненные статьи расходов:

  • Расходы на ФОТ основных производственных сотрудников (бухгалтеров, исполнителей).

  • Расходы на функцию управления (ФОТ управленческого персонала).

  • Расходы на функцию методолога/эксперта.

  • Расходы на функцию HR.

  • Расходы на функцию управления финансами.

  • Расходы на управление ИТ инфраструктурой.

  • Материально техническое обеспечение деятельности компании.

  • Расходы на налоги с ФОТ.

  • Расходы на маркетинг.

  • Расходы на продажу.

  • Резерв на невостребованную дебиторскую задолженность.

  • Резерв на возмещение штрафов/пеней клиентам в связи с допущением ошибок/Страхование профессиональной ответственности.

  • Налоговые расходы (УСН, налог с дивидендов).

Если в вашей компании нет какой-то части из этих расходов, возникает вопрос: а как же посчитать полную себестоимость и как следствие стоимость при отсутствии информации о размере таких издержек?

Онлайн-сервис для легкого управления бухгалтерской фирмой

Получите бесплатный доступ на 14 дней, чтобы познакомиться с сервисом!

Дело в том, что в рамках одного вида бизнеса (а мы в данной статье рассматриваем именно бухгалтерский бизнес) структура расходов примерна идентична в разных компаниях. Поэтому вы можете заложить такие расходы, узнав у коллег-аутсорсеров какую долю расходов они тратят на ту или иную статью затрат.

Учтите, что не всегда долю затрат целесообразно оценивать в доле от выручки компании. Такой подход может давать искажения.

Одна часть расходов действительно зависит от выручки: расходы на маркетинг, резерв на невостребованную дебиторскую задолженность, налоговые расходы и т.д. В то же время другая часть расходов неразрывно связана с другим показателем — расходы на ФОТ исполнителей.

Административные, управленческие и налоговые расходы тесно связаны с ФОТ исполнителей и напрямую зависят от этого показателя. Например, чем больше исполнителей работает в компании, тем выше управленческая нагрузка и, следовательно, выше затраты на управленческий персонал.

Чем больше исполнителей в штате, тем больше административные затраты: на содержание офиса, телефонию, канцелярию и т.д.

Зная взаимосвязь определенных статей затрат от выручки и от расходов на ФОТ исполнителей, можно высчитать оптимальную долю затрат на ФОТ исполнителей в выручке, и как следствие целевую стоимость услуг для клиента.

Полный перечень статей расходов бухгалтерской компании, степень зависимости различных видов затрат от фонда оплаты труда исполнителей и выручки, а также расчет оптимальной доли затрат на ФОТ исполнителей в выручке я изложил в отдельной статье Расчет оптимальной доли затрат на ФОТ исполнителей в выручке бухгалтерской компании.

Основываясь на расчетах, приведенных в данной статье, приведу целевые значения показателя доли расходов на ФОТ исполнителей в выручке компании:

  • В идеальной картине доля расходов на ФОТ будет составлять 18–25%.

  • При оптимизации ряда издержек нормальным можно считать показатель в 35% от выручки.

  • Оптимальным соотношением ФОТ исполнителей к выручке будет 26–30%.

Зная оптимальную долю расходов на ФОТ исполнителей в выручке компании стоимость бухгалтерских услуг можно легко рассчитать по формуле:

Стоимость б/у = Расходы на ФОТ исполнителей/Доля расходов на ФОТ исполнителей в выручке.

Например, при общем ФОТ исполнителей равном 300 000 руб. по компании и целевой доле расходов на ФОТ исполнителей в выручке =30%, целевая выручка компании составит 300 000/0,3=1 000 000 руб.

В следующей части данной статьи подробнее остановимся на расчете себестоимости часа работы бухгалтера.

Запишитесь на индивидуальную онлайн–презентацию функционала сервиса Бухгалтерское Дело

Расскажем, как автоматизировать процессы управления применительно к вашей бухгалтерской компании

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Бухгалтерское Дело», ИНН: 5262350361, erid: LjN8KCMcL

Комментарии

1
  • id1952180

    Если я правильно понял суть статьи - нормирование наше все.
    Напомнило, плановую систему СССР чем-то даже.

    На мой взгляд, в наше время, подход должен быть совсем другим - ситуационным.
    Т.е. не опираться на нормативы, а ориентироваться на текущую ситуацию, вектор развития, и цель, к которой вы хотите прийти.
    А грубо, ситуации могут быть такими:

    Чаще всего, бухгалтерская компания начинается с того, что бухгалтер и расходы уже есть, а клиентов и доходов пока нет. В этом случае, выгоднее всего брать на обслуживание любых клиентов, даже по копеечным тарифам. Тут цель - это компенсировать хоть какую-то часть расходов.

    Когда компания доросла до ситуации, когда бухгалтер уже загружен клиентами по полной, и нового клиента он уже не потянет, тогда выгоднее всего нанять второго бухгалтера. Тут цель - это обеспечить надежность производственных мощностей. (Важно понимать, что если один из двух бухгалтеров внезапно уволится, то второй бухгалтер должен иметь возможность справится со всеми клиентами компании. Т.е. нанять второго бухгалтера луче всего в тот момент, когда первый бухгалтер уже загружен наполовину)

    Когда компания доросла до ситуации, когда нанятые бухгалтеры уже полностью заполнили офис, нужно решить, какая у вас будет цель дальше:
    а) продолжать растить коллектив (тогда снять второй офис)
    б) сосредоточится на окупаемости проекта (тогда пересмотреть тарифы)

    Допустим, (б) вы решили пересмотреть тарифы, что это значит?
    Это значит, что вы пишите всем клиентам, что со следующего месяца ваши услуги будут стоить дороже на 10% (например).
    Часть клиентов откажутся, и уйдут - этого мы и добивались.
    Теперь снова освобождаются производственные мощности, и можно снова набирать клиентов.

    Возможно, в статье имелось ввиду, что компания уже создана, и работает стабильно годами. Тогда конечно можно говорить о каких-то устоявшихся показателях, и принимать их за норму, но тут тогда один вопрос будет не ясен - зачем устанавливать норму прибыли, если клиент готов платить больше?
    (зачем себя ограничивать?)

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру