Себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию

Продолжаем серию статей про ценообразование бухгалтерских услуг. В прошлой части мы поговорили о нормировании трудозатрат на типовые бухгалтерские операции. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на вопросе расчета себестоимости работ по бухгалтерскому обслуживанию.
Себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы перейти к формированию собственной ценовой политики нужно определить себестоимость выполняемых работ.

Полная себестоимость работ по бухгалтерскому обслуживанию включает все расходы вашей бухгалтерской компании.

Важный шаг, который каждый из вас может сделать без существенных усилий: посчитать общую сумму расходов всей вашей компании за несколько месяцев (в идеале год) и определить среднемесячную величину расходов компании. В своей модели ценообразования вы как минимум должны заложить эти расходы и добавить к ним плановый размер чистой прибыли.

Например: при среднемесячных расходах в размере 500 000 рублей по всем статьям расходов и плановой доле прибыли в 30% ваша выручка должна быть равна 500 000/ (1-0,3)=714 285 рублей.

Эту сумму можно разделить на общее количество рабочих часов исполнителей, непосредственно оказывающих услуги клиентам и получить таким образом целевую стоимость одного часа работы.

Но этого все еще недостаточно, чтобы создать действительно взвешенную политику ценообразования бухгалтерских услуг, которая позволила бы вам масштабироваться!

Дело в том, что при определении полной себестоимости важно заложить в нее расходы на все функции, необходимые компании для существования и развития компании.

Нередко в жизни вижу ситуации, когда одна или несколько важных функций компании игнорируются при расчете себестоимости.

Особенно часто это можно наблюдать в начинающих компаниях, когда компания состоит из 1–5 человек. На начальных этапах компании на некоторые функции не выделяется отдельный специалист и бюджет на расходы. Такие функции совмещают сотрудники компании, причем на безвозмездной основе. Некоторые виды расходов могут вообще отсутствовать на небольших масштабах деятельности.

Для построения грамотной модели ценообразования важно понимать следующее: если в компании не выделен специалист или бюджет на ту или иную функцию — это не значит, что ее не существует и расходы на нее нулевые.

Например, главные бухгалтера нередко занимаются расчетом стоимости бухгалтерских услуг, выставляют счета и контролируют оплату бухгалтерских услуг клиентом, собственник компании может самостоятельно настраивать рекламные кампании, вести переговоры с клиентами или контролировать качество ведения учета сотрудниками. Таких примеров может быть очень много.

Сотрудники или собственник, которые совмещают эти функции с основной работой тратят на них часть своего времени, которое они могли бы использовать на создание ценности для клиентов. А значит, как минимум, у них существует альтернативная стоимость.

Важно разделять зарплату сотрудника на доходы за выполнение каждой из функций, а доход собственника на зарплату за выполнение определенных функций и дивиденды.

При масштабировании компании такие функции растут пропорционально росту бизнеса и в определенный момент для них выделяется отдельный специалист, и как следствие бюджет. Если вы не заложите в свою unit- экономику расходы на все необходимые функции — при росте придется жертвовать своим временем/здоровьем или рентабельностью. Отсутствие таких расходов в бизнес-модели будет мешать вам масштабировать компанию.

Полная себестоимость бухгалтерских услуг включает в себя следующие укрупненные статьи расходов:

  • Расходы на ФОТ основных производственных сотрудников (бухгалтеров, исполнителей).

  • Расходы на функцию управления (ФОТ управленческого персонала).

  • Расходы на функцию методолога/эксперта.

  • Расходы на функцию HR.

  • Расходы на функцию управления финансами.

  • Расходы на управление ИТ инфраструктурой.

  • Материально техническое обеспечение деятельности компании.

  • Расходы на налоги с ФОТ.

  • Расходы на маркетинг.

  • Расходы на продажу.

  • Резерв на невостребованную дебиторскую задолженность.

  • Резерв на возмещение штрафов/пеней клиентам в связи с допущением ошибок/Страхование профессиональной ответственности.

  • Налоговые расходы (УСН, налог с дивидендов).

Если в вашей компании нет какой-то части из этих расходов, возникает вопрос: а как же посчитать полную себестоимость и как следствие стоимость при отсутствии информации о размере таких издержек?

Дело в том, что в рамках одного вида бизнеса (а мы в данной статье рассматриваем именно бухгалтерский бизнес) структура расходов примерна идентична в разных компаниях. Поэтому вы можете заложить такие расходы, узнав у коллег-аутсорсеров какую долю расходов они тратят на ту или иную статью затрат.

Учтите, что не всегда долю затрат целесообразно оценивать в доле от выручки компании. Такой подход может давать искажения.

Одна часть расходов действительно зависит от выручки: расходы на маркетинг, резерв на невостребованную дебиторскую задолженность, налоговые расходы и т.д. В то же время другая часть расходов неразрывно связана с другим показателем — расходы на ФОТ исполнителей.

Административные, управленческие и налоговые расходы тесно связаны с ФОТ исполнителей и напрямую зависят от этого показателя. Например, чем больше исполнителей работает в компании, тем выше управленческая нагрузка и, следовательно, выше затраты на управленческий персонал.

Чем больше исполнителей в штате, тем больше административные затраты: на содержание офиса, телефонию, канцелярию и т.д.

Зная взаимосвязь определенных статей затрат от выручки и от расходов на ФОТ исполнителей, можно высчитать оптимальную долю затрат на ФОТ исполнителей в выручке, и как следствие целевую стоимость услуг для клиента.

Полный перечень статей расходов бухгалтерской компании, степень зависимости различных видов затрат от фонда оплаты труда исполнителей и выручки, а также расчет оптимальной доли затрат на ФОТ исполнителей в выручке я изложил в отдельной статье Расчет оптимальной доли затрат на ФОТ исполнителей в выручке бухгалтерской компании.

Основываясь на расчетах, приведенных в данной статье, приведу целевые значения показателя доли расходов на ФОТ исполнителей в выручке компании:

  • В идеальной картине доля расходов на ФОТ будет составлять 18–25%.

  • При оптимизации ряда издержек нормальным можно считать показатель в 35% от выручки.

  • Оптимальным соотношением ФОТ исполнителей к выручке будет 26–30%.

Зная оптимальную долю расходов на ФОТ исполнителей в выручке компании стоимость бухгалтерских услуг можно легко рассчитать по формуле:

Стоимость б/у = Расходы на ФОТ исполнителей/Доля расходов на ФОТ исполнителей в выручке.

Например, при общем ФОТ исполнителей равном 300 000 руб. по компании и целевой доле расходов на ФОТ исполнителей в выручке =30%, целевая выручка компании составит 300 000/0,3=1 000 000 руб.

В следующей части данной статьи подробнее остановимся на расчете себестоимости часа работы бухгалтера.

Запишитесь на индивидуальную онлайн–презентацию функционала сервиса Бухгалтерское Дело

Расскажем, как автоматизировать процессы управления применительно к вашей бухгалтерской компании

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Бухгалтерское Дело», ИНН: 5262350361, erid: LjN8KCMcL

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
78

Комментарии

1
  • id1952180

    Если я правильно понял суть статьи - нормирование наше все.
    Напомнило, плановую систему СССР чем-то даже.

    На мой взгляд, в наше время, подход должен быть совсем другим - ситуационным.
    Т.е. не опираться на нормативы, а ориентироваться на текущую ситуацию, вектор развития, и цель, к которой вы хотите прийти.
    А грубо, ситуации могут быть такими:

    Чаще всего, бухгалтерская компания начинается с того, что бухгалтер и расходы уже есть, а клиентов и доходов пока нет. В этом случае, выгоднее всего брать на обслуживание любых клиентов, даже по копеечным тарифам. Тут цель - это компенсировать хоть какую-то часть расходов.

    Когда компания доросла до ситуации, когда бухгалтер уже загружен клиентами по полной, и нового клиента он уже не потянет, тогда выгоднее всего нанять второго бухгалтера. Тут цель - это обеспечить надежность производственных мощностей. (Важно понимать, что если один из двух бухгалтеров внезапно уволится, то второй бухгалтер должен иметь возможность справится со всеми клиентами компании. Т.е. нанять второго бухгалтера луче всего в тот момент, когда первый бухгалтер уже загружен наполовину)

    Когда компания доросла до ситуации, когда нанятые бухгалтеры уже полностью заполнили офис, нужно решить, какая у вас будет цель дальше:
    а) продолжать растить коллектив (тогда снять второй офис)
    б) сосредоточится на окупаемости проекта (тогда пересмотреть тарифы)

    Допустим, (б) вы решили пересмотреть тарифы, что это значит?
    Это значит, что вы пишите всем клиентам, что со следующего месяца ваши услуги будут стоить дороже на 10% (например).
    Часть клиентов откажутся, и уйдут - этого мы и добивались.
    Теперь снова освобождаются производственные мощности, и можно снова набирать клиентов.

    Возможно, в статье имелось ввиду, что компания уже создана, и работает стабильно годами. Тогда конечно можно говорить о каких-то устоявшихся показателях, и принимать их за норму, но тут тогда один вопрос будет не ясен - зачем устанавливать норму прибыли, если клиент готов платить больше?
    (зачем себя ограничивать?)

Общество

Власти считают проблемой использование иностранных слов, имеющих российские аналоги: документ

Правительство утвердило Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Уже более 54 регионов и 30 губернаторов одобрили законопроект о регулировании маркетплейсов

Закон о маркетплейсах установит правила на рынке электронной коммерции, защитит права потребителей, продавцов (селлеров) и поставщиков.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день
УК РФ

Что делать чтобы не стать обвиняемым по ст. 158 УК при находке смартфона

Рассказываю о действиях, которые уберегут нашедшего от уголовной ответственности за находку.

Валюта

Путин: растет недоверие к западным резервным валютам

Европейские банки, которые считались надежными для хранения капитала, также теряют доверие.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 200 000 в июне. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июне снова удалось пополнить брокерский счёт на 200 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Распродажа в отделе акций, начавшаяся в мае, дополнительно подогревала интерес, так что удалось приобрести много интересного. Кроме того, в облигациях также много новых имён.

Пополнил брокерский счет на 200 000 в июне. Что купил? Часть 1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

С 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу. «Клерк» проводит серию вебинаров с ведущими экспертами: налоговыми консультантами, юристами, адвокатами, аутсорсерами. Не пропустите!

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

У бухгалтеров стресс и выгорание, алкоголь подорожает с 1 июля, а блогеров хотят приравнять к СМИ. 🥂«Ночной бухгалтер» № 1703

Пятничные новости они такие. Сделали дайджест шок-новостей дня, разбавили их играми для глаз и разума, и любимая рубрика — «Что ест бухгалтер».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

🍷 Минимальные цены на продажу крепкого алкоголя в рознице вырастут уже с 1 июля

Водка с 1 июля 2024 года подорожает с 281 до 299 рублей, коньяк — с 517 до 556, а бренди — с 375 до 403 рублей за 0,5 л.

УСН

Как с 2025 года будут индексировать лимит дохода для перехода на УСН

Сейчас перейти на УСН с начала года можно, если доходы за 9 месяцев прошлого года не превысили 112,5 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. С 2025 года лимит для перехода на УСН будет 337,5 млн рублей.

Онлайн-кассы

Если безналичная оплата за юрлицо пришла от физлица, надо применять ККТ

Иногда происходят такие ситуации: счет выписан на юрлицо, а оплата по безналу поступает от директора компании или иного физического лица.

Экономика России

Вечность пахнет нефтью…?

Вынесенная в заголовок фраза принадлежит авторству Егора Летова, о ее смысле можно полемизировать, но оставим это занятие литературным критикам, задавшись намного более прозаичным вопросом (но вполне в духе заголовка с учетом того, что жизненный цикл государства, в отличие от человеческого, намного более обращен в вечность).

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

В Италии задержали основателя портала «Право.ру»

По версии прокуроров из Милана, Дмитрий Чиракадзе помог сбежать из-под домашнего ареста Артему Уссу, которого обвиняют в контрабанде.

Кредитование

Нужно получать больше 100 000 рублей, чтобы комфортно выплачивать автокредит

С начала года по апрель россияне оформили кредиты для покупки автомобиля на общую сумму 706,7 млрд рублей.

Бесплатно с НДФЛ

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025

С 2025 года будут действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ и две двухступенчатые.

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025
Основные средства

Как учитывать дорогостоящее оборудование, списывать в расходы кредитный автомобиль, пересмотреть ликвидационную стоимость: три вопроса по ОС бухгалтеру в закладки

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Введение электронной визы резко увеличило турпоток в Россию

По мнению экспертов, введение электронной визы в Россию дало мощный толчок для увеличения въездного туристического потока.

В 2025 у всех бухгалтеров будет сплошной стресс — готовимся встречать трудности уже сейчас! Давайте работать без выгорания

Обычно мы заботимся о ваших hard-скилах: обучаем работе с изменениями, рассказываем, как правильно считать налоги и заполнять отчеты. Но в работе бухгалтера так много стресса. К дедлайнам в отчетах, проверкам ФНС и хотелкам руководства добавилась налоговая реформа. Мы выпустили онлайн-курс, который поможет вам не выгореть и справиться со всеми трудностями.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Законопроекты

Уголовная ответственность за участие в нежелательных организациях: чего ожидать

11 июня 2024 года стало известно о принятии Госдумой на пленарном заседании в первом чтении законопроекта об уголовной ответственности за участие в деятельности любых иностранных организаций, признанных в РФ нежелательными, в том числе тех, учредителями которых выступают зарубежные госорганы.

Интересные материалы

Пенсии

Негосударственные пенсионные фонды будут обязаны выявлять конфликты интересов

НПФ должны вести обязательный учет информации о конфликтах интересов с 1 января 2025 года.