🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Маркировка товаров
Как провести маркировку товарных остатков в «Честном ЗНАКе»

Как провести маркировку товарных остатков в «Честном ЗНАКе»

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК» — все изменения в 2025 году. Как промаркировать остатки: сроки и способы подачи сведений, последние новости по маркировке одежды.

Какие товары подлежат маркировке Честный знак в 2025 году

Специальный цифровой код товара — гарантия качества и подлинности продукции для потребителя. «Честный ЗНАК» (ЧЗ) — это государственная система маркировки, благодаря которой государство борется с контрафактом и некачественными аналогами. По уникальному коду можно отследить информацию о продукте: дату изготовления, пищевую ценность, срок годности и т.п.

То есть обязательная маркировка — это процедура нанесения опознавательного знака для последующей фиксации всех этапов существования товара. Маркировка действует в отношении продукции, для которой Правительство установило соответствующие требования.

В 2025 году году  значительно расширен список товаров, для которых обязательны коды маркировки. Правительство установило, какие категории товаров попадут в систему маркировки с 1 марта 2025 года. Нормативные документы:

Таким образом, с 1 марта 2025 года обязательно нужно будет маркировать влажные корма для животных, мясные и овощные консервы, одежду и головные уборы, косметику и бытовую химию, моторные масла, медицинские перчатки, дезинфицирующие средства.

Обязательная маркировка для растительного масла:

  • Постановление Правительства от 27.05.2024 № 676 (растительные масла) вводит поэтапную маркировку для растительных масел — с 1 октября 2024 года уже маркируют масло в стеклянной и полимерной упаковке. С 1 февраля 2025 года обязательно маркировать масло в других видах упаковки. 

Маркируйте продукцию в 2025 году в соответствии с обновленными правилами, а в случае сомнений, задайте интересующие вопросы специалистам Бизнес Легко. Поможем найти лучшую для вас онлайн-кассу и избежать санкций за продажу товаров без маркировки.

Новые сроки и категории маркировки одежды

С 1 марта 2025 года расширяется список изделий, которые нужно маркировать (постановление Правительства от 29.06.2024 № 883). Что это за категории:

  • майки, трусы, пижамы, ночные сорочки, домашние халаты;

  • детская одежда;

  • купальные костюмы и купальные халаты;

  • носки, чулки, гольфы, колготы;

  • перчатки и рукавицы;

  • изделия из трикотажа;

  • изделия, связанные вручную;

  • бюстгальтеры, подтяжки, корсеты;

  • головные уборы.

С полным перечнем ознакомьтесь в постановлении Правительства № 883. В нем приведены коды ТН ВЭД и ОКПД2 по каждой позиции. 

Код маркировки товара: что это и как выглядит

Маркировка представляет собой цифровую последовательность в виде двухмерного штрихового кода — DataMatrix. Внешне схож с QR-кодом.

По сути, с помощью кодов маркировки можно получать сведения о продукции и ее передвижении между участниками рынка. Криптозащита обеспечивает безопасность: код подделать нельзя. Числовая комбинация формируется при регистрации товара в системе «Честный ЗНАК».

Коды маркировки наносят на каждую единицу товара и направляют в «Честный ЗНАК» данные о введении в оборот, выводе из оборота, перемещениях между участниками оборота.

Регистрация в «Честном ЗНАКе» — обязательное условие для всех участников товарооборота, чья продукция попадает под требования законодательства. А чтобы понять, нужно ли маркировать товар, следует найти его код — ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, после чего сверить данные кода с тем, что указан в перечне товаров, подлежащих маркировке.

ТН ВЭД ЕАЭС — код, применимый для импортеров по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Зарубежные товары, проходящие через границу РФ, должны иметь код ТН ВЭД ЕАЭС.

ОКПД 2 — код, применимый для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Как проверить маркировку по коду ТН ВЭД или ОКПД2

Идентификация товара осуществляется на стадии его подтверждения. Коды ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД-2 указываются в документах о сертификации.

Как определить товарный код:

  • Изучите документацию. Коды представлены в Сертификате соответствия товара (поле 9) и Декларации о соответствии (поле 5).

  • Проверьте код ТН ВЭД на сайте «Честный ЗНАК» в графе «Проверка товара на обязательность маркировки». 

  • Подберите код собственноручно, рассмотрев основные принципы классификации товара. Федеральная таможенная служба публикует подробную информацию относительно классификации товаров. Один и тот же продукт в зависимости от составляющих может относиться к разным разделам Классификатора ТН ВЭД. Проверяйте код с помощью поиска в онлайн-классификаторе.

  • Закажите решение по классификации продукции у Федеральной таможенной службы (на официальном сайте либо через «Госуслуги»). Но учитывайте, что срок изготовления документа — до 90 дней. 

  • Обратитесь к специалистам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью и оформлением деклараций — они также помогут найти ТН ВЭД.

Важно: зачастую продавцы и производители замечают расхождения в кодах. Согласно одной классификации товары подлежат маркировке, согласно второй — нет. ФНС разъясняет: приоритет имеют коды маркировки ТН ВЭД ЕАЭС.

Сроки маркировки остатков

Прежде чем ввести обязательную маркировку на определенный товар, государство проводит эксперимент: исследует ключевые моменты работы с товарной группой и маркировкой на каждом этапе: от производителя до покупателя. Но у всех участников рынка могут быть товарные остатки. 

Сроки маркировки остатков изделий легкой промышленности уже прошли: нанести маркировку следовало до конца сентября 2024 года, а ввести в оборот — до 31 октября 2024 года:

  • С 1 апреля 2024 года началась обязательная маркировка для товаров легкой промышленности.

  • С 1 июня 2024 года запрещено ввозить немаркированные остатки одежды, приобретенной до 31 мая 2024 года.

  • До 31 августа 2024 года на остатки зарубежной одежды, ввезенной в Россию, продавцы должны были заказать коды маркировки в «Честном ЗНАКе».

  • До 30 сентября 2024 года нужно было промаркировать остатки, нереализованные до 1 апреля 2024 года.

  • До 31 октября 2024 года — нужно было ввести в оборот остатки.

Также закончились сроки маркировки остатков для антисептиков — 1 октября 2024 года.

На данный момент истекают сроки маркировки остатков для велосипедов и технических средств реабилитации — 28 февраля 2025 года. Если вы не успеете промаркировать остатки этих товаров до указанного времени, продавать их будет нельзя.

Сроки в 2025 году

С 1 марта 2025 года начинается третья волна маркировки одежды (детская одежда, нижнее белье, перчатки, носки, головные уборы и др.).  Нововведения касаются не только продукции, выпущенной или ввезенной в РФ после 1 марта 2025 года, но и маркировки остатков одежды — всего, что произвели или купили до начала обязательной маркировки. Необходимо будет заказать коды маркировки, промаркировать и реализовать остатки. 

Вывод: остатки одежды без кодов маркировки допустимо было продавать до 15 сентября 2024 года. После — обязательно заказать коды маркировки «Честный ЗНАК» и промаркировать. 

Остатки одежды (изделий легкой промышленности) из третьей волны маркировки следует промаркировать или распродать до 1 августа 2025 года. Заказать коды маркировки для товаров легкой промышленности возможно до 1 ноября 2025 года.

Сроки для остатков, которые будут находиться во владении по состоянию на 1 марта 2025 года:

  • до 31 июля 2025 года разрешен оборот;

  • с 31 июля 2025 года по 31 октября 2025 года разрешены исключительно транспортировка и хранение, заказ кодов маркировки на остатки;

  • до 31 ноября 2025 года  ввести в оборот.

Если уже промаркированные остатки не будут введены в оборот до 31.11.2025 года, коды аннулируются. 

Специалисты компании «Бизнес-легко» проверят ваши товарные остатки, организуют обмен данными с «Честным ЗНАКом» и реализуют процедуру маркировки от А до Я — с нами вы сэкономите время, получив максимально эффективный результат. 

Что делать с немаркированными остатками продукции легпрома

В соответствии с постановлением Правительства от 29.06.2024 № 883 для остатков товаров предусмотрены особые правила. Рассмотрим их детальнее:

  1. Если бизнес на момент 01.04.2024 года имел остатки, подлежащие маркировке, их разрешено было хранить, перевозить и маркировать для последующей продажи до 30.09.2024 года. Оборот и вывод из оборота немаркированных остатков был возможен до 14.09.2024 года.

  2. Если на момент 01.03.2025 года компания будет иметь немаркированные остатки, подлежащие маркировке, то реализовывать их оборот необходимо будет до 31.07.2025 года.

С 31 июля 2025 года по 31 октября 2025 года государство разрешает хранить и транспортировать остатки, а также проводить их маркировку для последующей продажи. Ввести остатки в оборот бизнес должен до 30 ноября 2025 года.

Продукция, приобретенная до 28 февраля 2025 года и выпущенная таможней с 1 марта 2025 года для внутренней реализации, должна быть промаркирована до 30 июня 2025 года. До конца сентября 2025 года компаниям необходимо передать данные о маркировке товарных остатков и введении их в оборот в «Честный ЗНАК».

Маркировка, ЕГАИС, Меркурий

Оформляйте документы как обычно, а мы отчитаемся за вас. Работаем со всеми системами маркировки

Как промаркировать остатки

Чтобы промаркировать остатки самостоятельно, нужно зайти в систему (раздел «Национальный каталог»), создать карточку товара, распечатать код и сформировать отчет. Пошагово это выглядит так::

1. Зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». Направьте заявку, настройте личный кабинет и заполните профиль компании. Учитывайте, что регистрация и последующая работа в системе подразумевает наличие квалифицированной электронной подписи (КЭП). 

2. Опишите остатки в «Национальном каталоге». Авторизуйтесь в личном кабинете, войдите в раздел «Национальный каталог» и внесите в карточку товара для вашего статуса сведения о товаре, после чего получите уникальный номер продукции GTIN. Подпишите карточку товара и отправьте в «Честный ЗНАК».

3. Выпустите код маркировки. Через личный кабинет (раздел «Станция управления заказами») создайте заявку, выберите графу «Способ выпуска товаров в оборот» в разделе «Маркировка остатков». Далее найдите необходимый товар в перечне по названию или GTIN в пункте «Товары». Пропишите, сколько нужно кодов маркировки с типом кода: единичный товар или комплект. Подпишите и сохраните заявку. Примечание: если карточка товара отражена в «Национальном каталоге», то укажите ее. Если GTIN отсутствует — создайте карточку товара в «Национальном каталоге» по своему ИНН.

4. Оплатите и распечатайте код. Один код маркировки с НДС стоит 60 коп. Чтобы его распечатать, перейдите в заказ, выберете расположение штрихкодов на листе А4 и распечатайте. Повторно распечатать возможно в течение двух суток после первого раза.

5. Сформируйте отчет о нанесении кода. Для некоторых товаров предусмотрена автоматическая процедура формирования отчета. Для других его следует формировать и отправлять самостоятельно. 

Примечание: при производстве новой партии одежды можно сформировать карточки товаров на единицу товара, тогда создавать новые карточки не нужно. Однако для формирования карточки на единицу товара необходимо вступить в Ассоциацию ГС1РУС.

Чтобы самостоятельно создать отчет:

  • перейдите в графу «Документы», «Отчеты»;

  • нажмите «Создать» и выберете «Нанесение»;

  • заполните разделы «Шаг 1. Общие данные» и «Шаг 2. Товары»;

  • сохраните и отправьте отчет в «Честный ЗНАК».

6. Введите коды на остатки в оборот. В разделе «Документы» выберите «Ввод в оборот» и отметьте товары, которые еще не ввели в оборот. Подпишите документ КЭП и отправьте специалисту. Если все сделано правильно, в разделе «Документы» появится новая строка со статусом «Обработан».

Способы подачи сведений

Направить информацию о вводе остатков в оборот по тем значениям маркировки, для которых при заказе кодов указан способ выпуска товара в оборот «Маркировка остатков» можно следующими способами:

  • вручную посредством личного кабинета;

  • с помощью загрузки файлов в формате xml;

  • с помощью API (актуальная информация размещена в разделе «Помощь» личного кабинета системы маркировки).

Маркировка в товароучетных программах

Обязательная маркировка предусматривает наличие специализированного ПО. Товароучетные программы позволяют работать с электронным документооборотом, реализовывать товар через онлайн-кассу, считывать код с помощью терминала сбора данных. 

Прежде необходимо купить терминал сбора данных (ТСД) — мини-компьютер, который считывает Data Matrix-код с упаковки товаров. Также его можно использовать для инвентаризации любых других товаров. Для небольших складов и для прикассовой зоны подойдет 2D-сканер. Сканер штрихкодов — самый распространенный вариант в силу доступности и удобства.

Возможность работать с кодами маркировки реализована в разных программах, например, в 1С, «МойСклад». Есть «Маркировка.Просто» — это бесплатное приложение, разработанное «Честным ЗНАКом», которое предназначено для малого и среднего бизнеса. С его помощью можно сделать заказ кодов маркировки, напечатать этикетки и ввести товары в оборот.

Также для работы с маркировкой подойдет ПО от СБИС. Специалисты компании «Бизнес-легко» помогут подключить его с нуля. Выпустим ЭП, установим ПО, пройдем регистрацию. Продавцам поможем описать остатки, распечатать этикетки, наполнить каталог, производителям — вступить в GS1 и получить GTIN. В СБИС уже включен обмен УПД и легко наполнить их кодами. Если нужно, настроим интеграцию и маршруты документов.

Получить консультацию

Штрафы за нарушение маркировки

За нарушения в процессе маркировки товаров виновному лицу может грозить административная или уголовная ответственность.

Административная ответственность — предупреждение, штраф или конфискация товара.

За реализацию продукции без маркировки предусмотрен штраф с конфискацией товара:

  • должностному лицу — от 5 000 до 10 000 руб.;

  • юрлицу — от 50 000 до 300 000 руб.

Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями тоже влечет штрафы:

  • должностному лицу — от 1 000 до 10 000 руб.;

  • юридическому лицу — 50 000 — 100 000 руб. 

Уголовная ответственность — штраф, принудительные работы или заключение под стражу (ч. 1 ст. 171.1 УК). Например, реализация товара с заведомо поддельной маркировкой предусматривает штраф до 300 000 руб., принудительные работы или лишение свободы сроком на три года и штрафом до 80 000 руб.

Часто задаваемые вопросы

Когда заканчивается маркировка товарных остатков

31 октября 2025 года — это последний день, когда организации и ИП должны промаркировать остатки согласно новым срокам «третьей волны». Для этого необходимо описать, заказать и получить (распечатать) коды маркировки на все остатки товаров. 

До 30 ноября 2025 года необходимо ввести эти коды в оборот, иначе они будут аннулированы. 

Что попадает под маркировку в 2025 году

Предприятия легкой промышленности могут уже сейчас посмотреть на сайте «Честный знак», какой товар подлежит маркировке. 

Вся необходимая информация — в разделе «Товарные категории» ⇾ «Товары легкой промышленности». 

В постановлении Правительства от 29.06.2024 № 883 приведен перечень товаров, которые необходимо маркировать с 1 марта 2025 года. 

Какой штраф за немаркированную одежду

Компании, нарушающие требования маркировки товаров, могут привлечь не только к административной, но и уголовной ответственности. Разберемся по порядку.

В случае административного наказания нарушителя оштрафуют и конфискуют немаркированный товар. 

Производство товаров без маркировки (ч. 1 ст. 15.12 КоАП):

  • на должностное лицо — до 10 тыс. рублей с конфискацией изделий;

  • на организацию — до 100 тыс. руб. с конфискацией.

Продажа, хранение, перевозка и приобретение товаров без маркировки (ч. 2 ст. 15.12 КоАП):

Нарушителя оштрафуют и конфискуют товар. Штрафы следующие:

  • на гражданина — до 4 тыс. рублей;

  • на должностное лицо — до 10 тыс. рублей;

  • на организацию — до 300 тыс. рублей.

Если стоимость товара без маркировки превышает 3,5 млн рублей, то нарушителя оштрафуют на 80 тыс. рублей и лишат свободы до 3 лет. В некоторых случаях наказание не такое строгое — назначают принудительные работы до трех лет (ч. 1 ст. 171.1 УК).  

Какие отчеты нужно сдавать по маркированным товарам

Компании и ИП, работающие с маркированными товарами, отчитываются в системе «Честный знак»:

  • о вводе изделий в оборот (при собственном или контрактном производстве;  ввозе товара из стран, не входящих в ЕАЭС; при получении товара от физлиц, не относящихся к ИП);

  • обороте товаров;

  • выводе товаров из оборота.

Новые участники оборота должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости вводить изделия в оборот (п. 2 постановления Правительства от 31.12. 2019 № 1956).

Если организация занимается оптовой торговлей, то необходимо направить в систему сведения об отгрузке товара.

При выводе или вводе (в том числе повторном) продукции в оборот в системе «Честный знак» необходимо сформировать соответствующие документы — «Вывод из оборота» или «Ввод в оборот».

Заключение

Обязательная маркировка делает товарный рынок прозрачным. Система «Честный ЗНАК» содержит данные по каждому товару с момента его производства до продажи конкретному покупателю. Правила и нормы системы маркировки направлены на любой вид бизнеса: от крупных федеральных сетей до малых предприятий.

Подготовьтесь к маркировке: получите КЭП, зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе», определитесь с товарной группу и заключите договор с оператором ЭДО.

Помните: процесс маркировки не заканчивается после непосредственного нанесения кода на товар. Вы должны ввести в оборот код маркировки, иначе продукция не будет являться маркированной. 

Маркировка, ЕГАИС, Меркурий

Оформляйте документы как обычно, а мы отчитаемся за вас. Работаем со всеми системами маркировки

Реклама: ООО «БИЗНЕС ЛЕГКО», ИНН: 9724022968, erid: LjN8KDW8b

Начать дискуссию

ГлавнаяБух.Совет