Ведение бизнеса

Создайте умного бухгалтер-бота за час (ладно, два): пошаговая инструкция

Когда зп? Где искать договор? Бот ответит за вас на любые вопросы сотрудников, пока вы сосредоточены на более важных задачах.
Создайте умного бухгалтер-бота за час (ладно, два): пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Если бы бухгалтерам платили за каждый вопрос от сотрудников компании, который можно загуглить, найти на гугл-диске или в конце концов запомнить (с пятого раза-то!), они были бы миллионерами. Подскажете, кстати, какие документы нужны для устройства самозанятого?

Предлагаем вам решить эту проблему элегантно и быстро. Мы — по шагам рассказываем и показываем, как за 60 минут без кода и прочих технических сложностей создать бота, который ответит на любой вопрос. Вы — следуете инструкции, свободно выдыхаете и говорите нам спасибо. 

Если столкнётесь с трудностями на любом из шагов — пишите в комментарии. Подскажем, что делать. Если у вас в компании есть разработчики или другие технические специалисты, можете попросить помощи у них. Они могут справиться быстрее

Подождите, это что, придется писать код 

Нет. Мы будем делать бота с помощью no-code платформы Botpress. От вас потребуется только одна вещь — подготовить список вопросов, с которыми к вам обычно приходят, и написать на них ответы. Да, это займет какое-то время. Зато потом вам больше никогда не придется отвечать на эти вопросы в личке. Оно того стоит.

Этап 1. Делаем первые шаги в Botpress

  • Шаг 1. Заходим в Botpress и регистрируемся. Все бесплатно. Создаем бота, нажимая кнопку «Create chatbot».

  • Шаг 2. Попадаем в окно студии. Выбираем «Start from scratch» (начать с нуля). 

  • Шаг 3. Жмём кнопку «Use Template» (использовать шаблон). 

  • Шаг 4. Попадаем в рабочее поле Botpress. Видим 2 опции — старт и конец. Это называется ноды (nodes). Между стартом и концом мы будем вставлять еще ноды, которые и станут нашим сценарием работы бота.

Этап 2. Учим бота отвечать коллегам на «горящие» вопросы

  • Шаг 1. Начнем с простого: сделаем приветственное сообщение для коллег. Это чтобы они заходили в бот и сразу видели приветствие, а не пустоту. Нажимаем в ноде на значок текста и пишем туда первое сообщение, которое увидит ваш коллега. Например: «Привет! Это бот-бухгалтер».

  • Шаг 2. В правом нижнем углу экрана есть эмулятор (понимаем, сложно). В нем можно после каждого действия проверять, работает ли бот. А можно не тратить на это время и проверить только в конце.

  • Шаг 3. Создаем новую ноду. Для этого нажимаем на серую точку справа от ноды с приветствием и выбираем «Standard Node». 

  • Шаг 4. Эта новая нода будет просить человека задать вопрос и сразу отвечать на него. Но для начала давайте наведем немного красоты.

Нажимаем два раза на название «Standard1» и переименовываем ноду в «Вопрос». А соседнюю ноду с надписью «Add_Stuff_Here» можем переименовать в «Приветствие».

Технически это ни на что не влияет, но вам так будет понятнее, какая нода за что отвечает.

  • Шаг 5. Итак, мы хотели, чтобы человек мог задать нам вопрос. Для этого в ноде «Вопрос» нажмите кнопку «+Add Card». Слева у вас появится список карточек. 

  • Шаг 6. Найдите карточку «Raw Input». Нажмите на нее — она добавится в ноду. Эта карточка позволяет пользователю писать любой текст вам в ответ. Например, вопросы про бухгалтерию)

  • Шаг 7. Нажмите на карточку «Raw Input» и справа в поле «Question to ask the user» впишите любую фразу, которая даст пользователю понимание, что он может задать вопрос. Напишите, например, «Какой у тебя вопрос?» или «Задайте ваш вопрос». 

  • Шаг 8. Здесь же ищем поле «Select/Create variable» и вводим переменную «question». Так бот будет понимать, что здесь ему будут задавать вопросы.

  • Шаг 9. Добавляем в эту же ноду еще одну карточку. Нажимаем «+Add Card» в ноде «Вопрос» и выбираем карточку «Query Knowledge Bases». Это добавит базу знаний, которой пока нет. Но скоро будет.

  • Шаг 10. Нажимаем на карточку «Query Knowledge Bases» и вводим в поле «Query» конструкцию [[workflow.question]]*.  Можете текст просто скопировать отсюда. Только без точки!

*В коде квадратные двойные скобки заменяем на двойные фигурные, иначе конструкция не будет работать — прим. редактора.

Отлично, большая часть работы уже проделана. Пока отвлечемся от бота и пойдем делать базу знаний, из которой бот будет забирать ответы на вопросы.

Памятка по созданию бухгалтер-бота

Забирайте подробную инструкцию, чтобы она всегда была под рукой!

Бот ответит за вас на любые вопросы сотрудников, пока вы сосредоточены на более важных задачах

Заполните форму, вышлем памятку на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Этап 3. Создаем базу знаний

  • Шаг 1. В рабочем пространстве нажимаем на иконку книжки. 

  • Шаг 2. Видим, что есть много способов загрузить базу знаний. Можно загрузить PDF, вордовский документ и что угодно еще.

Мы обычно выбираем вариант «Rich Text» — у вас откроется редактор, куда вы можете просто закинуть текстом вопросы и ответы на них.

Сейчас мы напишем несколько вопросов и ответов для примера. Нажимаем на иконку «Rich Text».

  • Шаг 3. Попадаем в редактор и вводим вопросы и ответы. Мы для примера ввели три вопроса-ответа. В вашей базе знаний их может быть бесконечное число. Мы советуем добавить туда максимально возможное количество вопросов, которые вам обычно задают.

  • Шаг 4. Идем в эмулятор, чтобы проверить, работает ли бот и отвечает ли на вопросы. Ура, работает!

Обратите внимание, что мы спросили у бота «когда зп», а не «когда будет зарплата?» Бот умный и может понять, что у него спрашивают, даже если формулировка не совпадает с формулировкой в базе знаний.

Этап 4. Доделываем сценарий бота

Мы научили бота отвечать на вопросы. Но если человек задаст ему вопрос и получит ответ, бот завершит диалог. А вдруг у человека несколько вопросов? Давайте добавим возможность задать еще вопрос.

  • Шаг 1. Создаем новую ноду. Нажимаем на серую точку справа от ноды «Вопрос» и выбираем «Standard Node». 

Шаг 2. Нажимаем «+Add Card» и выбираем карточку «Single Choice». Это позволит нам спросить у человека, есть ли у него еще вопросы, и он сможет выбрать либо «да», либо «нет».

  • Шаг 3. Нажимаем на карточку «Single Choice» и справа в поле «Question to ask the user» вписываем «У тебя есть еще вопрос?», или «Остались вопросы?», или «Хотите спросить что-то еще?»

  • Шаг 4. Там же в поле «Сhoices» добавляем варианты «Да» и «Нет». 

Шаг 5. Проверяем, работает ли наш бот. Идем в эмулятор и видим, что работает.

Если нет — пройдитесь по инструкции еще раз. Возможно, вы что-то пропустили. 

  • Шаг 6. Если человек выбрал «Да», бот должен попросить его задать вопрос. Для этого мы жмем серую точку справа от «Да» и тянем линию до левого бока карточки «Вопрос».

Если человек выбрал «Нет», бот должен завершить диалог. Для этого мы жмем серую точку справа от «Нет» и тянем линию к ноде «End».

Этап 5. Бот готов. Осталось перенести его в Telegram (это сильно легче)

  • Шаг 1. Заходим в Botpress в поле «Integrations».

  • Шаг 2. Нажимаем на вкладку «Browse in Hub» и выбираем Телеграм. 

Шаг 3. Добавляем интеграцию. У нас просят токен от бота. Берем его в BotFather. Если не умеете создавать ТГ–ботов и находить токены, посмотрите минутное видео из интернетов:

  • Шаг 4. После того как вы получили токен и ввели его в Botpress, обязательно нажмите переключатель «Enable integration», чтобы он стал синеньким (справе сверху) и нажмите кнопку «Save configuration» (сохранить).

  • Шаг 5. Возвращаемся в нашу рабочую доску с нодами и нажимаем вверху синюю кнопку «Publish».

Шаг 6. Идем в Telegram и тестируем бота. Работает! 

Поздравляем! Если вы дошли до этого шага, это безусловная победа. Теперь вы можете делиться своим ТГ–ботом с коллегами и просить их задавать вопросы туда, а не вам, когда у вас горит отчетный период.

Важно: если сотрудник задал вопрос и не получил ответ, значит вы не внесли такой вопрос в базу знаний. Предупредите людей об этом. Пусть сотрудник пришлет вопрос вам — вы внесете его в базу знаний, нажмете кнопку «Опубликовать» в Botpress и снова будете наслаждаться тишиной в рабочих чатах.

С вами был Dbrain и инструкция о том, как облегчить рабочие будни. Можем разгрузить вас еще больше и автоматизировать работу с первичной документацией. Оставьте заявку.

Распознали первичку, пока бухгалтер ходил за водичкой

Представьте, что на вашем рабочем столе есть папка, куда можно закинуть накладную, а она сама распознается и отправится в нужную систему. За секунды. Представили? А мы сделали

Реклама: ООО «Дибрейн», ИНН 7702430367, erid: LjN8K948r

Комментарии

7
    • Dbrain

      Мэрси, очень приятно, снимаем 🎩

  • Дарья Ходаева

    На каком этапе нужно будет начинать платить?)

    • Dbrain

      Это суперважный вопрос. Спасибо, что спросили. В идеальном варианте — никогда) Платформа Botpress (которая никак не связана с нами) даёт бесплатный тариф, на котором можно создавать до 5 ботов (у вас один), которые могут принимать до 2 000 сообщений в месяц. Если вы знаете, что вам придет больше вопросов (ого), можно переходить на платный тариф: это $10 за каждые дополнительные 5 000 вопросов. Всё есть в прайсинге Botpress.

  • Здравствуйте. Ответы которые можно запрограммировать в чат-боте возможно сделать не статическими, к динамическими. Например, под конкретного клиента, который интересуется, сколько взносов по ОПС/ОМС ИП у него оплачено в этом году. Тогда, надо зайти в 1С или банкинг и сообщить сумму.

    Ну или подскажите пароль от личного кабинета ФНС. Тогда надо, что бы клиент себя идентифицировал и получил именно свой пароль.

    Возможно ли такое?

    • Dbrain

      Не разбирали такой кейс( Данный бот подходит только для вопросов от сотрудников, которые задают примерно одни и те же вопросы. Сделать более сложного бота, конечно, можно, но это будет совсем другая и более сложная схема. Если у вас в команде есть разраб, он сможет разобраться.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру