Автоматизация учета

💡 Как найти документ для ФНС за час, а не за 6 дней?

Когда прилетает запрос из налоговой, бухгалтеру часто приходится бросать текущую работу и отправляться на поиски документов в архив. Если компания крупная, то лопатить бумажки в архиве можно круглыми сутками. А что делать? Не ответил вовремя – штраф...
💡 Как найти документ для ФНС за час, а не за 6 дней?

В компаниях до 70-80% всей первички хранится в бумажном виде. По закону предприятие обязано хранить первичные документы не менее 4 лет. В результате на крупных предприятиях, собирающих накладные и счета от нескольких филиалов, организовывается внушительный бумажный архив. Когда в такую компанию поступает запрос из налоговой, требующий оперативного ответа, бухгалтерам приходится бросать текущую работу и отправляться на поиски документов. Трудозатратно. Скучно. Тяжело.

Нередко к делу приходится привлекать мужчин из других отделов – не каждому бухгалтеру под силу перемещать тяжелые коробки, набитые документами. Когда поиск увенчался успехом, документы сканируются и отправляются в ФНС в качестве ответа на запрос. А если ответ должен содержать 500 документов? И все их нужно отыскать, отсканировать и вернуть на место. Ещё меняются и требования ФНС. Уже недостаточно выгрузить пачку документов, например, через СБИС – нужно отправлять документы отдельными файлами с описаниями. Выполнить все эти действия вручную объективно сложно - бумажный архив превращается в какой-то филиал ада.

Пора переходить

Но есть и приятные новости для компаний! Началась подготовка к внедрению обязательного ЭДО в секторе B2B. Согласно утверждённой концепции развития электронного документооборота, к 2024 году 70% накладных и 95% счетов-фактур в России будут передаваться в электронном виде, увеличится число утверждённых форматов электронных документов. Планируется унифицировать обязательный минимум:

  • договоры с контрагентами и аналогичные им документы,
  • расходные и транспортные накладные,
  • акты сверки взаиморасчётов,
  • счета на оплату,
  • ценовые спецификации,
  • претензии,
  • документы на возврат товаров,
  • КС-2,
  • КС-3.

Происходит переход от квалифицированных электронных подписей на флешках к облачным подписям. И это далеко не все запланированные изменения, которые ожидают нас в ближайшем будущем. Самое время переходить на ЭДО, если это не было сделано ранее, и внедрять электронный архив первички.

Что даёт электронный архив?

Главные задачи электронного архива на предприятии – организовать удобное хранение первичной документации и избавить бухгалтерию от бумажной рутины. Архив экономит время на поиск информации по внутренним запросам и обеспечивает оперативные ответы на запросы налоговой и других контролирующих органов.

Все документы в архиве содержатся в оцифрованном, электронном виде. При поступлении запросов ФНС можно быстро найти документы, подписать их электронной подписью, и отправить, не вставая с рабочего места!

Внедрение электронного архива может быть логичным продолжением системы внутреннего электронного документооборота в организации.

Принцип наполнения архива прост: бухгалтеры получают документы, проводят их в учётной системе, одновременно с этим в электронном архиве, например, на базе системы Docsvision, формируются карточки со структурированными данными. Система самостоятельно проверяет наличие скан-копий и уведомляет бухгалтера о возможных расхождениях.

Преимущества электронного архива

Оптимизация затрат, то есть времени на поиск документа или пакета документов (возможен поиск по дате, контрагенту, услуге и пр.) даже из распределенных филиалов, подразделений, цехов и пр. Чтобы отыскать требуемый документы, не нужно отправлять сотрудника в архив на целый день или оформлять внутреннюю командировку (на крупных предприятиях бумажный архив, чаще всего, находится на удалении от центрального офиса).

Оперативное реагирование на запросы ФНС, аудиторов и пр. Обеспечена удобная и быстрая отправка ответов.

Сканы документов привязаны к транзакциям. Архив интегрирован с учётными системами и внутренними сервисами компании.

Исключение риска потери хранящихся документов. Данные находятся в защищённом массиве.

Внедрение электронного архива на практике

Опытом перехода на ЭДО делится ведущий отечественный финтех-провайдер – «Центр Финансовых Технологий». Компания более 11 лет развивает систему на базе платформы Docsvision. После автоматизации делопроизводства и согласования договоров был реализован проект по созданию электронного архива бухгалтерских документов. Его задача – упростить отправку бухгалтерской отчётности в ответ на запросы контролирующих органов, обеспечить удобную работу с первичкой. Бухгалтерия ведёт несколько юридических лиц, физически удалённых от центрального офиса, и сталкивается со всеми невзгодами в работе с первичной документацией: затраты на доставку, потери документов, трудоемкий поиск. Решить проблемы позволило создание центрального электронного архива на базе уже имеющейся на предприятии системы документооборота Docsvision.

Принцип наполнения электронного архива в ЦФТ

IT-специалисты компании позаботились о том, чтобы процесс наполнения архива оказался удобным и простым – в момент загрузки документа в 1С автоматически распечатывается штрих-код (принтеры имеются у всех сотрудников бухгалтерии). Бухгалтер наклеивает штрих-код на оригинал документа. Параллельно происходит создание карточек Docsvision, в которых сохраняются важные сведения (тип, дата оформления документа, наименование контрагента и пр.). Теперь даже с учётом изменившихся требований ФНС к предоставлению отчётности, отправка документов предельно упрощена.

В рамках решения «Электронный архив финансовой службы» реализован единый кабинет, объединивший все бумажные и электронные документы, поступающие на предприятие из внешних сервисов (СБИСА, Диадока и др.) и внутренних систем.

Архив позволяет искать документы как напрямую (по дате, типу, контрагенту и пр.), так и «подтягивать» данные из учётных систем.

От бумаги в бухгалтерии ЦФТ ещё не отказались, но работа стала существенно легче. Ушла бумажная рутина, у сотрудников освободилось время на решение более важных задач.

Практика внедрения электронного архива

Пример архива «Центр Финансовых Технологий»: постановка задачи, этапы разработки и бизнес-результаты

Начать дискуссию

НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.