Четыре рабочих способа решить споры с контрагентами без суда

Загруженность арбитражных судов вынуждает бизнес искать альтернативные способы урегулирования споров с контрагентами. Так, по данным Судебного департамента ВС РФ за 2021 год, в арбитражных судах только первых инстанций было рассмотрено 1,1 млн исков по гражданским спорам и 237,3 тыс. — по административным. При этом нередко стороны не соглашаются с решениями
Четыре рабочих способа решить споры с контрагентами без суда

Конфиденциальные переговоры

Как бы банально это ни звучало, начинать всегда нужно с личных переговоров. Желательно настоять на встрече руководителей или ответственных лиц по урегулированию споров (например, юристов). Если встречу удалось назначить, важно помнить следующие правила:

  1. Если контрагент вам не платит или не выполняет договорные обязательства, вы не находитесь у него в приоритете. Задача кредитора на переговорах — убедить делового партнёра, почему исполнение обязательств перед ним должно стать первостепенной задачей должника.
  2. Нельзя забывать об этике общения. Не стоит оказывать давления на контрагента, угрожать ему или, напротив, пытаться льстить. Достаточно представиться, поприветствовать друг друга и начать обсуждать проблемную ситуацию. 
  3. Постараться взаимно слышать друг друга. Иногда нежелание платить долги или исполнять обязательства может быть связано с какими-то объективными причинами. Например, у контрагента мог смениться генеральный директор, который должен одобрить платёж кредитору. Или у него у самого есть должник, который не выплачивает деньги, а без них он не может рассчитаться со своими кредиторами. Нужно узнать, в чём заключена проблема неплатежей и что с ней можно сделать с минимальным ущербом для обеих сторон.
  4. Уточнять детали. В идеале — записывать основные тезисы переговоров, чтобы потом вновь обговорить проблему и способы её решения. Это полезно и с точки зрения запоминания нюансов переговоров, и с точки зрения психологии — деловой партнёр заметит вашу внимательность к нему и может стать благосклоннее. 
  5. Поставить цель. На этом этапе нужно чётко установить, что, когда и в каких размерах будет выполнено обеими сторонами. Например, если речь идёт о долге, можно установить, что до 15 числа каждого месяца контрагент будет платить 20 % от суммы задолженности, и что кредитор предоставил ему рассрочку строго до такой-то даты.
  6. Правильно подбирать аргументы. Например, можно уточнить, к каким дополнительным расходам может привести доведение дела до суда, рассказать и о своих проблемах, позволив деловому партнёру также быть вашим «спасителем» и не чувствовать себя в ловушке обстоятельств, напомнить об уступках, которые делал кредитор должнику ранее, и что вам хотелось бы сохранить друг с другом тёплые отношения, или указать, что дебитор может потерять статус постоянного клиента и рассчитывать на какие-то выгоды от вас. 

Об искусстве переговоров составлено множество книг. Каждый случай индивидуален. И здесь важно только одно — чтобы контрагент, как и вы, воспринимал спорную ситуацию проблемой, и хотел её разрешить.

При необходимости можно пригласить на переговоры независимого оценщика, эксперта или иного специалиста, который поможет определить размер обязательств, сумму упущенной выгоды или причинённого ущерба.

Медиация

Иногда сложно достичь компромисса в переговорах самостоятельно. Нужен кто-то ещё, кто мог бы трезво посмотреть на ситуацию со стороны, понять мотивы обеих сторон и помочь выработать решение проблемы. Как правило, таким «третьим лицом» в решении споров выступает суд. Однако есть ещё один специалист, выполняющий функции беспристрастного наблюдателя — медиатор. 

Процедура медиации регулируется законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года. Основные нюансы проведения процедуры:

  • обе стороны должны согласиться на медиацию — в противном случае процедура попросту не состоится, поскольку её основной принцип заключается в добровольности;
  • чтобы принять предложение о медиации от другой стороны, закон даёт 30 дней на раздумья (или иной срок, предусмотренный приглашением), и если ответ не поступил, то оно считается отклонённым;
  • вся информация, полученная медиатором в ходе разрешения споров, полностью конфиденциальна и никому не разглашается;
  • обратиться к медиатору можно как до суда, так и в случаях, если спор уже дошёл до суда, но стороны решили попытаться решить проблему мирно;
  • сроки медиации по закону не должны превышать 60 дней, увеличить время разрешения спора можно только в исключительных случаях по соглашению между контрагентами;
  • стороны по желанию могут попросить медиатора помочь им найти решение проблемы (по умолчанию медиатор не вправе предлагать что-то сторонам, он лишь доводит позиции деловых партнёров друг до друга);
  • медиатор может проводить как общие собрания с кредитором и должником, так и беседовать с ними отдельно, чтобы лучше выяснить их позицию.

По итогам процедуры составляется медиативное соглашение в письменной форме. Если его нотариально удостоверить, то оно будет приравниваться к исполнительному документу. Например, в нотариально удостоверенном соглашении указано, что должник обязан вернуть кредитору 250 тыс. руб. Однако дебитор вновь не выполнил обязательства. Тогда кредитор может пойти к судебным приставам или напрямую в обслуживающий должника банк, чтобы получить деньги принудительно. 

Претензии или жалобы

Претензия — это официально оформленный документ, в котором прописывается, почему один контрагент недоволен другим. К слову, арбитражный суд в большинстве случаев не примет иск, если не убедится, что стороны пытались решить проблему мирно. Без претензии можно сразу обращаться в суд только в случаях:

  • если нужно ввести в действие на территории России решение зарубежного суда;
  • если планируется открыть приказное производство;
  • если нужно защитить интересы и права группы лиц;
  • если подаётся иск о банкротстве;
  • если нужно установить факты, имеющие юридическое значение.

В остальных случаях претензионный порядок обязателен. Требование исполнить обязательства составляется в свободной форме, но важно, чтобы в нём было прописано:

  • кому адресована претензия и от кого;
  • из-за чего возникла претензия (какой договор, что контрагент должен был сделать, какие права и интересы требующей стороны были нарушены);
  • дедлайн — по закону ответить на претензию нужно в течение 30 дней, но в договоре могут быть предусмотрены сокращённые сроки реагирования.

Образец претензии на задержку поставки товара:

Если конфликт возник между бизнесом и государственным органом, в последний направляется жалоба. Составляется она аналогично претензии.

Образец жалобы в ФНС:

Обращение к бизнес-омбудсмену (при спорах с госорганами)

Защитить права предпринимателей и компаний, столкнувшихся с незаконным поведением государственных органов, можно через бизнес-омбудсмена. В каждом регионе есть свой уполномоченный по защите прав предпринимателей. Узнать, кто именно защищает бизнес в конкретном субъекте РФ, можно здесь — сориентируйтесь по карте, щёлкните на свой регион и узнайте Ф.И.О. уполномоченного. 

Бизнес-омбудсмен поможет:

  • сориентироваться, что можно сделать в конкретной проблемной ситуации, подскажет порядок действий;
  • контактировать с государственными органами, самостоятельно направляя запросы и изучая полученные ответы;
  • обязать ведомства исправить допущенные ими нарушения своим заключением;
  • привлечь сотрудников государственных органов, совершивших произвол, к административной или уголовной ответственности.

В исключительных случаях бизнес-омбудсмен будет сопровождать и судебные разбирательства между компаниями или ИП и государственными ведомствами. Более подробно о деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей можно узнать из закона № 78-ФЗ от 7 мая 2013 года. 

Профилактика возникновения споров

Для того, чтобы сотрудничество с контрагентами было как можно менее конфликтным, перед заключением любой сделки его нужно проверить на благонадёжность. Проверку можно провести самостоятельно, вручную выискивая необходимую информацию на сайтах ФНС, ФССП, ЕФРСБ, картотеки арбитражных дел и других открытых источниках. Однако рекомендуется автоматизировать этот процесс, особенно если контрагентов у ИП или организации много. 

Упростить оценку деловых партнёров на благонадёжность поможет Сервис проверки контрагентов (СПК) от СберКорус. Его преимущества:

  • информация с более 20 открытых источников располагается в едином окне, система сама обращает внимание пользователя на риски сотрудничества (или их отсутствие) с конкретной компанией или ИП;
  • ежедневное обновление данных, направление уведомлений, если у контрагента случились существенные изменения (например, кто-то направил против него иск о банкротстве);
  • полный сбор данных о деловом партнёре занимает 2 минуты. 

Использование СПК и выгрузка отчёта из него может стать доказательством того, что компания или предприниматель проявили должную осмотрительность при заключении сделки с контрагентом. Благодаря этому взыскать долги и компенсации в судебном порядке, если до него дойдёт, будет проще. 

Сотрудничество с ненадежными бизнес-партнерами может повлечь за собой колоссальные финансовые и репутационные риски.

📌 14 сентября (среда) в 11:00 приглашаем на бесплатный вебинар «Доверяй, но проверяй: как проверка контрагентов сохранит ваши деньги».

В прямом эфире эксперты расскажут:

✅ как оценить риски сотрудничества с контрагентами;

✅ план действий на случай, если бизнес-партнер оказался ненадежным;

✅ как безопасно сотрудничать с контрагентами из других стран;

✅ какие меры нужно предпринять перед заключением договора с новым бизнес-партнером.

Ссылка для регистрации

Начать дискуссию

Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

По каким признакам налоговики определяют незаконные схемы с самозанятыми

Из тех компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, около 4% имеют признаки незаконной минимизации зарплатных налогов.

Не забудьте уплатить налоги до 2 мая

28 апреля – выходной день, поэтому срок уплаты налогов переносится на ближайший рабочий день 2 мая.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Число индивидуальных предпринимателей побило рекорд

240 000 новых ИП появилось только в первом квартале 2024 года. Число юридических лиц сократилось на 0,3%.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
НДФЛ

Как считать НДФЛ при продаже квартиры по заниженной цене

Если продать квартиру до истечения минимального срока, надо платить НДФЛ. Причем при расчете базы доход может быть не тот, что указан в договоре, а рассчитанный из кадастровой стоимости.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

ФНС: параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса почти готовы

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Бесконечные листы в Google Таблицах, отсутствие выстроенной отчётности и путаница в проектах — сразу несколько проблем, которые стали головной болью рекламного агентства. В этом кейсе рассказываем, как удалось разобраться со сложностями.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Фиксированные взносы за 2023 год не уменьшают налог по УСН за 2024, даже если уплачены с опозданием

Срок уплаты фиксированных взносов за 2023 год – 09.01.2024, но не все ИП уплатили их вовремя. Это не имеет значения, когда речь идет об уменьшении налог по УСН «доходы» на эти взносы.

Работодатели в 1,5 раза увеличили предложения о подработке

Около 15-20% от всех занятых останутся работать или пойдут на подработку. В отпуск собираются 23% сотрудников.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Озон все чаще стал присылать отчеты о декомпенсации. С логистической точки зрения все понятно, а как это корректно отразить в 1С и внести в КУДиР? Разбираем в статье.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Всем трудящимся: сегодня НЕ сокращенный рабочий день

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем именно сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

5

👈 Налоговики автоматически делают зачет сальдо ЕНС в счет имущественных налогов физлиц

Если к моменту формирования налогового уведомления на уплату налогов за квартиру, авто, дачу и участок на вашем ЕНС есть какие-то деньги, то их автоматически засчитывают в счет предстоящей обязанности по уплате этих налогов. И назад хода нет.

Как новичку открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

Покупатели выбирают ПВЗ по многим критериям. Первый и самый главный — расположение, второй — комфорт, третий — обслуживание и т. д. Рассказываем, с чего начать подготовку к открытию, какие ресурсы нужны, как запустить бизнес и создать успешный ПВЗ, который быстро окупится.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не опасно ли работать с самозанятыми?

Мысли вслух в трех частях. Часть 1. Наши заблуждения и установки.

Будет новый формат доверенности для сдачи отчетов в СФР

Сдавать отчеты в СФР может представитель компании по доверенности. Электронный формат этой доверенности поменяется.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

💥Обзор к утру субботы: оборот криптовалюты запретят, Олимпийский огонь отправился в Париж, промаркировали пиво для собак

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

Реальная переписка с ведомствами может оказаться лишь уловкой юристов-мошенников

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.