🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Налоговые требования
На этом спотыкаются почти все бухгалтеры при ответах на требования. Скорее всего вы тоже, проверьте

На этом спотыкаются почти все бухгалтеры при ответах на требования. Скорее всего вы тоже, проверьте

Осень — золотая пора не только за окном, но и для налоговой в части выставления запросов/требований и в принятии решения о выездной проверке. Самое время подготовиться и застраховать себя от возможных ошибок, на которых спотыкается большинство бухгалтеров. Проверьте себя.

Налоговый контроль усилился, а вместе с ним и количество требований, которые не заставят себя долго ждать после отчетности. В статье разобрали пункты, на которых чаще всего «сыпятся» бухгалтеры в работе с требованиями и дали рекомендации, где можно «подстелить соломку» и как выстроить алгоритм действий, который поможет лучше подготовиться к ответу и не наломать дров. 

Путаница в статьях при работе с требованиями

Вполне рядовая история, когда в рамках камеральной проверки  приходит требование, где правовое основание статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки.

И часто бухгалтеры недоумевают, почему не указан конкретный пункт или основание, соответственно, неясно кого проверяют — контрагента или конкретную сделку, поэтому сразу пишут отказ. Хорошо бы проанализировать.

Ссылаться в требовании на одну лишь 93 статью не совсем корректно, рядом с ней должны быть указаны статьи 88, 89 или 93.1. То есть мы должны понимать в рамках какого мероприятия налогового контроля запрос.

Чаще всего налоговики указывают только статью 93 в рамках камеральной проверки расчета или декларации, когда крайне важно запросить документы.

Чтобы не давать ничего или грамотно отказать (если это требуется), опираемся на статью 88, где четко расписано, когда и какие документы необходимо предоставлять.

Отсутствие анализа перед ответом на требование, из-за чего налогоплательщик попадает в «воронку продаж» налоговиков

Условно каждое требование можно классифицировать на:

  • Справедливое (помогающее), когда, действительно, в учете/декларации бухгалтер допустил ошибку, и ее необходимо исправить;

  • Затягивающее в «воронку продаж». То есть, когда у налоговой цель не помочь бизнесу, а затянуть в детальную проверку, цель которой — доначислить штрафы и пени.

Как это происходит на практике

Есть в маркетинге такой термин, как воронка продаж. Это путь от знакомства с продуктом до его приобретения. Она включает в себя несколько этапов: привлечение внимания клиентов, формирование интереса к продукту/услуге, превращение этого интереса в конкретное желание — купить и, наконец, финальное действие — совершение покупки. 

Примерно по такому же пути налоговая ведет налогоплательщика, преследуя свои цели: сначала отправляет уведомление/требование/запрос, далее выявляет заинтересованность в услуге (получить спокойствие в обмен на исчерпывающую информацию по своей деятельности), потом формирует потребность в услуге по результатам комиссии, (может дойти до угроз проведения тематической проверки) и далее происходит сама «продажа» — то есть подача корректировок с доплатой налогов.

Так вот, задача бухгалтера — не спешить с ответом на требование, а понять причину

  • ПОЧЕМУ нам это пришло⬇

  • почему именно НАМ⬇

  • почему ТАКОЙ запрос⬇

  • почему просят именно ЭТО.

Ответы дают нам четкое понимание намерений налоговиков и возможность быстро классифицировать на «воронку продаж» или «помогающее».

Думай как налоговый инспектор 

Если хотите легко и без ошибок отвечать на требование, придется научиться ставить себя на место налоговика. У вас уйдет на это всего полтора часа. Именно столько длится бесплатный интенсив от бывшего налогового инспектора Ксении Червенко, которая делится секретами и хитростями ФНС.

Как отвечать на требования с учетом постоянных изменений и не попадаться на уловки налоговиков.

Обратная связь участников впечатляет, большинство отзывов не просто положительные, а восторженные. 

Переходите на сайт, чтобы узнать подробности или занять место. 

При регистрации вас ждет подарок: Гайд «Правила дробления бизнеса».

Перейти на сайт регистрации

Крайности, на которые идут бухгалтеры в работе с требованиями

Что происходит в повсеместной практике: одни грешат выборочным предоставлением документов, потому что так решили, а не потому, что у них такая правовая позиция. Другие же предоставляют все, что только можно, лишь бы отстали. И то и то неверно.

Важно совместить документы, которые запрашивают и информацию с правовым основанием запроса — соответствующими статьями.

То есть перечень запрашиваемых документов должен четко соответствовать правовому основанию

Не предоставляйте документов, если их можно законно не предоставлять.

Это не призыв, а напоминание, что у нас есть законное право, и это  тот самый случай, когда им лучше воспользоваться.

Игнорирование возможности представить возражения на акт налоговой проверки

Если налоговая выявила ошибки и противоречия в расчете или декларации, а ваши пояснения и доказательства их не удовлетворили, то инспекторы выставляют акт налоговой проверки в рамках статьи 100 НК.

Но бухгалтеры, то ли из-за страха перед налоговой, то ли из-за отсутствия компетенций, игнорируют такую возможность и представляют  все, что требуют инспекторы. А еще грешат тем, что не вникают в процедуру при подготовке возражения. Например, имеет значение, когда подана уточненка — до акта и до решения или уже после вынесения решения. 

Не всегда, но часто инспекторы выписывают акты по принципу «а вдруг прокатит», поэтому нелишним «щелкать налоговиков по носу» и пресекать подобные действия.  

Как отвечать на требования с учетом постоянных изменений и не попадаться на уловки налоговиков

Поймете, в каких ситуациях налоговый орган действует законно, а где превышает полномочия и как отстаивать свои права

Ответ налоговой на требование: пошаговый алгоритм действий

Не отвечайте на требование, пока не пройдетесь по шести пунктам, они вас обезопасят от ошибок и помогут выбрать верную тактику:

1. Выявляем причину:

Проанализируйте и задайте себе следующие вопросы:

  • ПОЧЕМУ это пришло⬇

  • почему именно НАМ⬇

  • почему ТАКОЙ запрос⬇

  • почему просят именно ЭТО.

Это поможет лучше понять намерения налоговиков и наметить следующий план действий.

2. Проверяем требование на правомерность:   

Прочитайте требование внимательно, откройте пункты Налогового Кодекса, на которые ссылаются проверяющие, сверьте их с тем, что написано.

Если выявлены нестыковки, задайте проясняющие вопросы.

4. Классифицируем требование: помогающее или втягивающее в «воронку продаж» (о воронке читайте выше в статье).

5. Определяем цель ответа:

  • ответ ради ответа;

  • ответ, который укажет на ошибки налоговиков и покажет ваш профессионализм;

  • дать такие объяснения, чтобы налоговая отстала, без последствий для вас и вашего клиента.

Когда вы определили цель, вы понимаете стратегию, которой планируете придерживаться, и сможете легко выстроить тактику в ответе на требование. 

6. Докапываемся до сути: 

Изучаем законодательство и судебную практику. Но в ответе используем это дозированно. Нет необходимости переписывать весь НК или приводить в пример всю седубную практику, достаточно ограничиться теми пунктами, которые усиливают вашу позицию.

7. Верим в свои действия:

Неочевидный, но важный пункт, так как многие бухгалтеры склонны недооценивать себя и свой уровень компетенций. Сомнения парализуют, и мы уже думаем не о том, как правильно ответить, а о том, что будет, если получим отказ. Вместо того чтобы собраться и направить всю энергию на подготовку сильной позиции в ответе, мы обрекаем себя на провал. Настрой влияет на результат, помните об этом и верьте в себя.

Если вы хотите чувствовать себя уверенно в ответах на требования и лучше разбираться в действиях налоговиков, приходите на бесплатный интенсив от бывшего налогового инспектора Ксении Червенко: Как отвечать на требования с учетом постоянных изменений и не попадаться на уловки налоговиков.

Интенсив подойдет тем, кто:

  • сомневается, какие требования выставлены законно, а какие нет;

  • предоставляет все, что запрашивает налоговая, лишь бы отстали;

  • устали выслушивать претензии от руководства, что доначисления летят по вашей вине;

  • хочет лучше разбираться в теме, чтобы тарифицировать услугу по ответам на требования.

 За полтора часа вы узнаете:

  • Когда налоговый орган может запросить документы и информацию, а в каких случаях это незаконно.

  • Как уверенно отстаивать свою позицию в отношении запросов и требований не только перед налоговой, но и перед своим руководителем.

  • Как отвечать по требованиям одной фразой и освободить свое время от сборов ненужных документов.

  • Как повысить профессионализм, ценность в глазах клиента и увеличить стоимость услуг.

Участников эфира ждут бонусы:

🎁 Гайд «План ответа ФНС при разрывах по страховым взносам».

🎁 Чек-лист вопросов для допроса в налоговой.

🎁 Гайд «Права и полномочия налоговиков».

🎁 Прайс на услуги по взаимодействию с налоговой.

🎁 Регламент как прайс внедрить в работу.

О ценности интенсива говорит статистика: более 95% участников оставляют отзывы и 90% из них — не просто положительные, а восторженные. Почитать подробнее обратную связь и узнать условия участия можно на сайте.

Узнать подробнее

Как отвечать на требования с учетом постоянных изменений и не попадаться на уловки налоговиков

Поймете, в каких ситуациях налоговый орган действует законно, а где превышает полномочия и как отстаивать свои права

Реклама: ИП ЧЕРВЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ИНН 780622006400, erid: LjN8KaeL5

Комментарии

1
  • Татьяна

    Уже давно всю отчетность проверяет ИИ. Когда что-то «выпадает» из стройного движения цифр, возникает требование об уточнении, пояснении и пр. Мне понравился ответ с форума: «Налоговики конкретно под вас запрос не пишут. У них есть шаблон, они его и фигачат. Поэтому не удивляйтесь. То, что налоговики проверяют всю цепочку движения товара, подтверждая, что каждое звено реальное - это уже давно так» https://forum.klerk.ru/showthread.php?t=629830

ГлавнаяБух.Совет