Право

Акт выполненных работ: образец и правила заполнения

Рассказали, когда и как составить акт выполненных работ. Подсветили особенности его использования при налогообложении и в судебных спорах.
Акт выполненных работ: образец и правила заполнения
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое акт выполненных работ

Акт выполненных работ — документ, который определяет полноту исполнения обязательств по договору. Его можно использовать, чтобы организовать приемку любых задач, которые заказчик поставил перед исполнителем.

Он иногда носит название «акт сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг». Эти документы могут стать доказательством в Арбитражном суде, поэтому важно их правильно составить.

Акт не используют как самостоятельный документ. Необходимо увязать его с договором — бланк может быть одним из приложений. В нем должны быть отражены условия сделки и требования к работе, которую должен выполнить исполнитель.

Также в акте выполненных работ стоит зафиксировать факт передачи работы, ее качество и дефекты. Принимая результат, заказчик может отметить полное или частичное исполнение требований, отразить отсутствие претензий или прописать перечень недочетов, указав сроки их устранения. Для исполнителя также выгодно работать по акту — можно получить оплату в соответствии с условиями договора.  

Например, в договоре может быть прописано: «Заказчик обязуется оплатить работу в течение 10 календарных дней после подписания акта выполненных работ». Таким образом, после сдачи работ исполнитель может рассчитать время поступления денежных средств.

В каких случаях нужно составлять акт

Нужно отразить приемку выполненных работ или оказанных услуг в акте, если:

  • заказчик и исполнитель составили договор подряда — требования п. 2 ст. 720 ГК;

  • исполнитель сдает работы строительного характера — требования п. 4 ст. 753 ГК;

  • составление акта предусмотрено пунктами договора или требованиями законодательства — Минфин привел разъяснения в письмах от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750 и от 20.08.2007 № 03-03-06/1/576.

Если между сторонами был заключен договор купли-продажи или поставки товаров, работ, услуг — акт выполненных работ составлять не нужно. Его можно заменить товарной накладной ТОРГ-12.

ИП не обязан выписывать акт, после того как окажет услуги или выполнит работу. Однако этот документ не будет лишним, если предприниматель хочет сотрудничать с юридическими лицами. Например, ООО охотнее станут заключать сделки с предпринимателем, который выписывает акты выполненных работ, чтобы отражать их в книгах учета и предоставлять в ФНС по требованию инспекторов.

Акт выполненных работ позволит компании подтвердить затраты или факт целевого использования бюджетных средств. Например, если бизнес применяет УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН, то расходы на выполнение работ можно включить в себестоимость продукции и сократить базу для уплаты налога на прибыль.

Как составить

В законе нет установленной формы акта выполненных работ — компания может разработать форму самостоятельно. Однако п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» частично ограничивает свободу в этом вопросе, и перечисляет реквизиты, которые обязательно должны присутствовать в документе:

  • наименование акта и дата составления;

  • наименование юридического лица или Ф.И.О. предпринимателя;

  • содержание факта хозяйственной жизни — вид и количество работ, оказанных услуг;

  • качество и сроки проведения работ, оказания услуг;

  • единицы измерения — количественные и денежные;

  • должность лица, который ответственный за оформление акта и приемку работ, а также его подпись с расшифровкой;

  • должности и подписи руководителей сторон договора.

Важно! Эти требования распространяются и на ИП, если собственник бизнеса решить составлять акты.

Лучше использовать акт выполненных работ с реквизитной и табличной частью.

В реквизитной части можно указать привязку к договору с определенным номером и датой, например: «Акт выполненных работ по договору оказания услуг № 1 от 11.01.2023».

В табличной части можно отразить не только количество и стоимость работ, но и сроки их выполнения и требования к качеству.

Количество работ — с указанием единиц.

Стоимость работ — можно указать как с учетом НДС, так и выделить налог в отдельную колонку.

Срок выполнения — можно указать конечную дату или написать формулировку, например, «в течение 10 календарных дней с момента заключения договора».

Требования к качеству — заказчик указывает, что претензии отсутствуют или подробно перечисляет недостатки с указанием времени на их исправление.

Есть разновидность акта выполненных работ, которая чаще всего применяется в строительстве — КС-2. Она утверждена постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100, ее можно использовать и сейчас, но стоит прописать этот факт в договоре. 

Закон не запрещает доработать КС-2, например, включить в нее более подробное описание работ, сроки приемки, примечания. Но «улучшенную» форму нужно утвердить в договоре, а образец сделать одним из его приложений. Такие требования есть в ч. 4 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Составлять акт выполненных работ или оказанных услуг нужно в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон договора. Если заказчик не согласен с тем, что работы выполнены в полном объеме — он может не подписывать акт и дать время на исправление недочетов. После этого нужно сделать новый акт, поменяв его дату.

Подготовить и направить акт выполненных работ помогут эксперты ПЭБ. Опытные бухгалтеры и юристы также подскажут, как сэкономить на налогах. Попробуйте аутсорсинг: месяц обслуживания в подарок.

Промежуточный акт выполненных работ

Выполненные работы, особенно в строительстве, заказчик может принимать поэтапно — п. 1 ст. 708 ГК это не запрещает. Каждый этап следует принимать по промежуточному акту выполненных работ, а в конце составить итоговый.

Его составление не отличается от обычного акта — стоит указать все обязательные реквизиты, которые мы перечислили выше.

Важно! Возможность принимать работу поэтапно по промежуточным актам важно прописать в договоре. Только тогда компания-заказчик может принять к вычету НДС, предъявленный на основании промежуточного акта. В противном случае проверяющие организации могут это оспорить.

Сопроводительное письмо к акту

Когда акт выполненных работ направляется контрагенту по почте, к нему можно приложить сопроводительное письмо. Это вспомогательный документ, который сообщает получателю дополнительные сведения.

Сопроводительное письмо стоит составить, так как оно:

  • Играет роль описи пакета документов и одновременно подтверждает факт их отправления в срок. Пригодится при решении споров в суде.

  • Включает дополнительные сведения, например, уточняет изменения фактического адреса, по которому надо прислать ответ.

Унифицированной формы сопроводительного письма нет. Можно составить его как обычное деловое письмо, указать Ф.И.О. руководителя организации или лицо, на чье имя направляется письмо.

Содержание может быть примерно таким: «ООО «Лето» направляет вам акты выполненных работ от 11.01.2023 № АВР-01 по договору оказания услуг от 12.12.2022  №6-ПП для подписания с вашей стороны. Просьба прислать наш экземпляр по адресу…»

Как внести изменения в акт

Если в актах есть ошибки — нужно вносить корректировки. Иначе документы может запросить ФНС, и, найдя в них несоответствия, — заподозрить бизнес в уклонении от уплаты налогов.

Как это сделать:

  1. Не исправлять ошибки в старых актах, а составить корректировочный акт. Утвержденной формы нет — можно взять обычный акт и сверху в названии дописать слово «корректировочный».

  2. Утвердить такой порядок внесения изменений во внутренней политике компании и регламентирующих документах.

  3. Согласовать детали корректировки между сторонами договора — составить дополнительное соглашение, в котором прописать все изменения. Чаще всего, это стоимость и объём выполненных работ.

Бесплатно проверим ваш учет

Выявим налоговые переплаты и поможем сэкономить без ущерба для бизнеса

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Электронный акт выполненных работ

С 17 октября 2022 года компании могут сформировать электронный акт о приемке выполненных работ — ФНС выпустила соответствующий приказ от 28.07.2022 № ЕД-7-26/691@, а еще порекомендовала два формата:

Его можно сформировать в сервисах онлайн-бухгалтерии или программе 1C.

Как создать акт выполненных работ в 1С

Для формирования документа надо зайти в пункт меню «Продажи». Далее — вкладка «Реализация (акты, накладные, УПД»)».

В пункте «Реализация» добавить новый документ «Услуги (акт, УПД)».

При выборе пункта открывается новый документ, в котором нужно заполнить поля «Контрагент» и «Договор». Данные для поля «Контрагент» выбираются из справочника. Данные для поля «Договор» подгрузятся автоматически. Табличная часть заполняется при помощи кнопки «Добавить».

Появится раздел «Номенклатура» — она имеет два поля:

  • Наименование номенклатуры из договора. Оно заполняется автоматически.

  • Поле для текстового описания услуги. Здесь можно вручную вписать более подробное содержание оказываемой услуги. Все что будет введено в текстовое поле, отобразится в акте. Чтобы не потерять введенные данные, необходимо нажать кнопку «Записать».

После этого — создать «Счет-фактуру», если она нужна.

Чтобы распечатать акт с введенными данными — надо нажать кнопку «Печать» и выбрать «Акт об оказании услуг».

Что еще стоит знать

1. Универсальный передаточный документ может заменить акт выполненных работ и счет-фактуру.  Однако, если в договоре есть упоминание о счет-фактуре или в приложениях представлен образец акта — применение УПД надо оформить в дополнительном соглашении.

2. Организации могут попросить акт выполненных работ от самозанятых или у физического лица. В нем также стоит прописать реквизиты сторон, упомянуть договор, в рамках которого оказаны услуги, указать их наименование и срок, в течение которого они были выполнены. Физическое лицо или плательщик НПД указывают в качестве своих реквизитов ИНН и паспортные данные.

3. Даже подписанный акт можно оспорить в суде. Например, заказчик подписал документ «без замечаний», но в процессе эксплуатации выявил существенные недочеты. Для начала стоит провести независимую экспертизу, которая оценит фактический объем, ущерб и качество работы. С результатами и заключением эксперта можно обратиться в суд, но сначала можно урегулировать разногласия с исполнителем, направив досудебную претензию с данными экспертизы.

Юридическая поддержка бизнеса + ведение бухгалтерии и кадров

Полное экспертное сопровождение вашей компании по вопросам договоров и контрагентов, отчетов и налогов, расчета зарплаты и 1С

Реклама: ООО «Центр Бухгалтерских Решений», ИНН 5902063551, erid: LjN8JxiAR

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру