Что такое накладные расходы и что в них входит

Рассказываем, что такое накладные расходы, отличаются ли они от косвенных, как их учитывать, нормировать и распределять на себестоимость продукции, работ и услуг.
3,8 тыс. 462
Что такое накладные расходы и что в них входит
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое накладные расходы

Накладные расходы — это дополнительные расходы организации, которые не связаны с производством продукции, с оказанием услуг, выполнением определенных работ.

Например, секретарь работает с документами, в выпуске продукции он не участвует, бухгалтер ведет учет и сдает отчетность, он не работает на станке и не выпускает детали, значит, тоже к производству отношения не имеет. Но зарплата и премии таких специалистов является накладными расходами компании и должны быть учтены в себестоимости выпускаемой продукции. 

Или еще пример: на одном станке могут производить разные детали. Они могут отличаться по сложности, трудозатратам — гайку выпилить быстрее, нежели болт. Но трудозатраты на каждую деталь посчитать точно невозможно, так как время изготовления болтов и гаек зависит от квалификации работников: один рабочий за час выпилит 10 болтов, а другой, более опытный — 15 штук. Амортизацию оборудования нужно распределить между видами продукции расчетным способом, а это признак косвенных расходов.

То есть накладные расходы в смете — это затраты, которые не могут быть отнесены на определенный вид продукции, работ, услуг, поэтому распределяются на себестоимость по выбранной компанией методике.

Иногда накладные расходы бухгалтеры называют «косвенными», так как у них одинаковый перечень, о котором расскажем далее. 

Чтобы разобраться в учете и нормировании накладных расходов, нужно время и специалисты с экономическим образованием. Если в компании нет бухгалтера или экономиста, часть их задач можно передать на аутсорсинг. Эксперты ПЭБ не только подхватят ваш учет и отчетность, но и возьмут на себя финансовую ответственность — в случае ошибки штраф заплатит аутсорсер, а не вы. Средний чек — от 9000 рублей в месяц.

Что входит в накладные расходы

Законодательно понятие накладных расходов и их состав не закреплены. Можно использовать приказ Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр в пп. «д». В п. 18 говорится том, что к накладным расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

В состав накладных расходов обычно включают такие затраты:

  • заработную плату и другие начисления административно-управленческому персоналу, например: секретарю, бухгалтеру, экономисту, менеджеру по продажам;

  • амортизацию основных средств и расходы на их содержание, обслуживание, дооборудование и ремонт, если невозможно определить сумму амортизации для отдельно взятой единицы продукции;

  • арендные и лизинговые платежи по тому имуществу, которое не используется в процессе производства продукции, например, офис, склад, автомобили руководства, складская техника;

  • командировочные расходы;

  • представительские расходы;

  • расходы на обеспечение техники безопасности, нормальных условий труда, противопожарной безопасности;

  • расходы на страхование;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на консалтинг, информационно-консультационные услуги, аудит, поиск сотрудников;

  • почтовые расходы, расходы на канцелярию, в том числе затраты на телефон, связь.

Сомневаетесь, правильно ли учитываете все расходы?

Поможем оптимизировать налоги и наладить учет в компании. Наши бухгалтеры подготовят все документы, чтобы подтвердить расходы за текущий период, а также спишут убытки прошлых лет

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как распределить накладные расходы

Порядок распределения накладных расходов нужно прописать в учетной политике.

Организация его определяет самостоятельно. Конкретной формулы распределения накладных расходов в законодательстве нет. 

Есть три общепринятых способа распределения накладных расходов: 

  • пропорционально зарплате основного персонала — расчет накладных расходов пропорционально фонду оплаты труда работников, занятых в основном производстве;

  • пропорционально стоимости сырья и материалов — расчет исходя из отношения прямых издержек на единицу товара к общей сумме прямых расходов;

  • пропорционально выручке, объемам продаж — распределение пропорционально машино-часам.

Все три метода можно комбинировать, либо разработать собственный порядок расчета и распределения накладных расходов.

Покажем на примерах, как рассчитать и распределить накладные расходы по трем методам.

Распределение пропорционально заработной плате производственных рабочих

Компания «12 стульев» занимается производством трех видов мебели.

Месячная заработная плата производственных рабочих, которые производят:

  • Диваны — 1 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 2 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 3 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Итого заработная плата производственного персонала — 6 000 000 рублей.

Сумма накладных расходов, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

1 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 16,67 % составляет заработная плата рабочих, занятых производством диванов, от заработной платы всех производственников.

На единицу диванов будет распределено 0,1667 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 1 666,66 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

2 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 33,33 %.

На кровати будет распределено: 0,3333 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222,22 руб. на штуку.

Процент распределения на столы: 

3 000 000 руб. / 6 000 000 х 100 % = 50%

На столы будет распределено: 0,5 х 3 000 000 руб. / 500 штук = 3 000 руб.

Распределение пропорционально стоимости сырья и материалов

Стоимость сырья и материалов, использованных в производстве, составила 1 200 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 500 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 400 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 300 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

500 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100% = 41,67% составляет стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства диванов, от стоимости сырья и материалов всего производства.

На диваны будет распределено: 0,4167 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 4 166,67 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

400 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100% = 33,33%

На кровати будет распределено: 0,3333 х 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222 руб.

Процент распределения на столы:

 300 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100 %  = 25%

На столы будет распределено: 0,25 х 1 000 000 руб. / 500 штук = 500 руб.

Распределение пропорционально выручке от объема продаж товаров, работ, услуг

Выручка от продажи составила 10 000 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 5 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 4 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 1 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

На диваны: выручка от продажи диванов составляет 50% от всей выручки 5 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100%.

50% x 1 000 000 руб. / 100 штук = 5 000 рублей на штуку.

На кровати: 

4 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100% = 40%

0,4 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 666, 67 руб.

На столы: 

1 000 000 руб. / 10 000 000 руб.x 100% = 10%

0,1 x 1 000 000 руб. / 500 штук = 200 руб.

Как нормировать накладные расходы

Нормы накладных расходов обычно используются в строительстве и химической промышленности (приказы Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр, Минпромнауки от 04.01.2003 № 2). В документах прописана методика расчета сметной стоимости в строительстве и методика по калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) в химической промышленности.

Компаниям из других отраслей мы можем посоветовать за­ло­жить пла­ни­ру­е­мую долю или норму на­клад­ных рас­хо­дов в смете. Иначе может получиться так, что фак­ти­че­ская сумма на­клад­ных рас­хо­дов превысит пла­ни­ру­е­мую и ор­га­ни­за­ция может уйти в убыток по производству кон­крет­ного вида про­дук­ции, работ, услуг. Чтобы этого избежать, накладные расходы лучше нормировать.

Кроме того, некоторые виды накладных расходов нормируются в налоговом учете:

  • расходы на добровольное страхование работников;

  • представительские расходы;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности;

  • расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.

Чтобы грамотно оптимизировать расходы с учетом особенностей вашего бизнеса, обратитесь в Первую Экспертную Бухгалтерию. Квалифицированные бухгалтеры и юристы изучат учет, сделки и договоры с контрагентами, чтобы понять ваши бизнес-процессы и сэкономить на каждом этапе работы. Первый месяц аутсорсинга бухгалтерии в подарок.

Как учитывать накладные расходы

Накладные расходы учитываются на счетах — 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Затраты собирают по дебету счета 25 и 26, а затем распределяют с этих счетов на счет 20 или сразу 90 «Продажи» по выбранной компанией методике. Обычно накладные расходы списывают в конце месяца. 

Бухгалтер составляет следующие проводки: 

  • Д 25 К 10, 60, 70, 76 и другие счета затрат — учтены общепроизводственные затраты,

  • Д 26 К 10, 60, 70, 69, 76 — учтены общехозяйственные затраты,

  • Д 20 К 25 — списаны общепроизводственные расходы на себестоимость продукции,

  • Д 90 К 26 — списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции.

Затраты списывают на счета учета по первичным учетным документам. Например, актам об использовании сырья и материалов, расчетно-платежным ведомостям, бухгалтерским справкам. Используют как собственные, так и общепринятые унифицированные формы документов. 

Первая экспертная бухгалтерия

Бесплатно проверим ваш бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за предыдущие 1,5 года и возьмем ответственность за проверенный период, как будто учет вели мы

Реклама: ООО "ПЭБ", ИНН 5904400185, erid: LjN8KUbif

Начать дискуссию

ФНС рассылает налоговые уведомления на уплату имущественных налогов по почте или через личный кабинет

Обязанность по исчислению имущественных налогов физлиц (транспортного, земельного, налога на имущество) возлагается на ФНС.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Многодетным семьям дадут скидку на обучение детей в вузах

Дети из многодетных семей смогут сэкономить 50% на оплате высшего образования. Льгота будет доступна при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Вебинары для бухгалтера в марте: тренды проверок, новые правила по зарплате, исправление ошибок в отчетах ЕФС-1, РСВ, 6-НДФЛ, бюджетный учет, маркировка, управленка

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. Потому что, во-первых, «Клерк» приглашает на свои вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему, во-вторых, в чате можно задавать спикеру вопросы, он ответит на них в конце встречи. Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года. Не пропустите!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3
33
Лучшие спикеры, новый каждый день
Реклама

Контракты для наружной рекламы разрешат продлевать до 10 лет

Операторам наружной рекламы могут разрешить продлевать действующие государственные и муниципальные контракты не на год, а на 10 лет.

Бесплатно с Зарплата

Как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года. Мини-курс

Расскажем в мини-курсе, как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года.

Как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года. Мини-курс

«Сбер» начнет создавать человекоподобных роботов

В разработку роботизированных технологий и искусственного интеллекта Сбербанк вложит 450 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ Бухгалтеры-кассиры будут оформлять новый документ

Кассовые операции надо будет оформлять не только приходными и расходными кассовыми ордерами, но и квитанциями.

Будущее уже рядом. «Сбер» начал работу над искусственным интеллектом для человекоподобных роботов

На данный момент у «Сбера» есть роботизированная система для автоматизации работы склада, робот-дезинфектор, а также робот-сомелье для презентации и продажи вин. Однако ничего из перечисленного не сравнится с идеей, которую мы анализируем в статье.

Как работодателю поймать удаленщика на прогулах

Если сотрудник на удаленке не выходит на связь с работодателем больше двух дней подряд без уважительных причин, то это считается нарушением. С ним могут расторгнуть трудовой договор.

Какие налоги должен платить ИП на маркетплейсе

Как все предприниматели, продавцы на маркетплейсах обязаны платить налоги. Если вы работаете как ИП, то можете выбрать одну из трех схем налогообложения. Рассказываем, как они работают и кому подходят.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Дорогие коллеги, друзья, защитники и просто мужчины! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!

Этот праздник — дань уважения всем, кто стоит на страже нашей Родины, кто готов в любой момент встать на ее защиту. И мы, ИТ-специалисты, тоже вносим свой вклад в обеспечение безопасности и стабильности нашей страны.

Перевод сотрудника на неполную ставку в программах 1С

В деятельности организации может возникнуть ситуация, когда необходимо принять или перевести сотрудника на неполную ставку. Очень важно осуществить это не только «на бумаге», но и в программе 1С.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговая банкротит российскую компанию, которая на 90% принадлежит ирландской Petroneft

ООО «Линейное» задолжало налоговой 293 млн рублей. Гендиректор компании заявил, что погасит все долги.

Электронный кошелёк «Qiwi»: Почему деньги на нем не застрахованы?

А также о том, что за обязательства будут подлежать включению в реестр требований кредиторов.

Электронный кошелёк «Qiwi»: Почему деньги на нем не застрахованы?

Когда уведомление по ЕНП может быть с нулевой суммой

В общем случае уведомление по ЕНП на налоги, которых нет (сумма налога = 0), не сдают.

Банки

Банк «Точка» поможет клиентам разобраться в ситуации с Банком QIWI

«Точка» банк создал страницу с материалами о том, как теперь будут работать банки без сервисов от QIWI.

Какие субсидии на открытие бизнеса для самозанятых доступны в 2024 году

Субсидия для открытия бизнеса самозанятыми представляет собой финансовую поддержку, направленную на стимулирование начинающих предпринимателей. Ее основная задача - помочь в развитии нового бизнеса и тем самым способствовать росту экономики страны.

Какие субсидии на открытие бизнеса для самозанятых доступны в 2024 году

Не меняйте условия трудового договора пока не прочтете это…

Жизнь течет, все меняется, меняются и условия ведения бизнеса. Например, может поменяться производственный процесс ввиду наладки выпуска новой продукции, зачастую такого рода «перестройки» требуют изменения устоявшегося режима работы сотрудников. Кого-то не обошли стороной финансовые трудности и, это вызвало необходимость изменения системы оплаты труда и пересмотра тарифных ставок (окладов).

Не меняйте условия трудового договора пока не прочтете это…

Пример расчета страховых взносов в МСП по ставке 15%

Малый и средний бизнес вправе применять пониженный тариф страховых взносов 15%. Эта льгота введена с 2020 года: сначала временно, затем бессрочно. По ставке в 15% рассчитываются страховые взносы только с суммы зарплаты, превышающей МРОТ.

Иллюстрация: andreas/freepik

Лучший допрос в налоговой — это тот, который не состоялся. Интервью с Владиславом Каминским

Обязательно ли идти на допрос в налоговую, какие риски и ответственность за неявку ждут бухгалтеров, какие незаконные методики использую налоговики. Об этом рассказал Владислав Каминский, налоговый эксперт и спикер IV всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка», которая пройдет 14 марта.

Лучший допрос в налоговой — это тот, который не состоялся. Интервью с Владиславом Каминским