Что такое накладные расходы и что в них входит

Рассказываем, что такое накладные расходы, отличаются ли они от косвенных, как их учитывать, нормировать и распределять на себестоимость продукции, работ и услуг.
Что такое накладные расходы и что в них входит
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое накладные расходы

Накладные расходы — это дополнительные расходы организации, которые не связаны с производством продукции, с оказанием услуг, выполнением определенных работ.

Например, секретарь работает с документами, в выпуске продукции он не участвует, бухгалтер ведет учет и сдает отчетность, он не работает на станке и не выпускает детали, значит, тоже к производству отношения не имеет. Но зарплата и премии таких специалистов является накладными расходами компании и должны быть учтены в себестоимости выпускаемой продукции. 

Или еще пример: на одном станке могут производить разные детали. Они могут отличаться по сложности, трудозатратам — гайку выпилить быстрее, нежели болт. Но трудозатраты на каждую деталь посчитать точно невозможно, так как время изготовления болтов и гаек зависит от квалификации работников: один рабочий за час выпилит 10 болтов, а другой, более опытный — 15 штук. Амортизацию оборудования нужно распределить между видами продукции расчетным способом, а это признак косвенных расходов.

То есть накладные расходы в смете — это затраты, которые не могут быть отнесены на определенный вид продукции, работ, услуг, поэтому распределяются на себестоимость по выбранной компанией методике.

Иногда накладные расходы бухгалтеры называют «косвенными», так как у них одинаковый перечень, о котором расскажем далее. 

Чтобы разобраться в учете и нормировании накладных расходов, нужно время и специалисты с экономическим образованием. Если в компании нет бухгалтера или экономиста, часть их задач можно передать на аутсорсинг. Эксперты ПЭБ не только подхватят ваш учет и отчетность, но и возьмут на себя финансовую ответственность — в случае ошибки штраф заплатит аутсорсер, а не вы. Средний чек — от 9000 рублей в месяц.

Что входит в накладные расходы

Законодательно понятие накладных расходов и их состав не закреплены. Можно использовать приказ Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр в пп. «д». В п. 18 говорится том, что к накладным расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

В состав накладных расходов обычно включают такие затраты:

  • заработную плату и другие начисления административно-управленческому персоналу, например: секретарю, бухгалтеру, экономисту, менеджеру по продажам;

  • амортизацию основных средств и расходы на их содержание, обслуживание, дооборудование и ремонт, если невозможно определить сумму амортизации для отдельно взятой единицы продукции;

  • арендные и лизинговые платежи по тому имуществу, которое не используется в процессе производства продукции, например, офис, склад, автомобили руководства, складская техника;

  • командировочные расходы;

  • представительские расходы;

  • расходы на обеспечение техники безопасности, нормальных условий труда, противопожарной безопасности;

  • расходы на страхование;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на консалтинг, информационно-консультационные услуги, аудит, поиск сотрудников;

  • почтовые расходы, расходы на канцелярию, в том числе затраты на телефон, связь.

Сомневаетесь, правильно ли учитываете все расходы?

Поможем оптимизировать налоги и наладить учет в компании. Наши бухгалтеры подготовят все документы, чтобы подтвердить расходы за текущий период, а также спишут убытки прошлых лет

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как распределить накладные расходы

Порядок распределения накладных расходов нужно прописать в учетной политике.

Организация его определяет самостоятельно. Конкретной формулы распределения накладных расходов в законодательстве нет. 

Есть три общепринятых способа распределения накладных расходов: 

  • пропорционально зарплате основного персонала — расчет накладных расходов пропорционально фонду оплаты труда работников, занятых в основном производстве;

  • пропорционально стоимости сырья и материалов — расчет исходя из отношения прямых издержек на единицу товара к общей сумме прямых расходов;

  • пропорционально выручке, объемам продаж — распределение пропорционально машино-часам.

Все три метода можно комбинировать, либо разработать собственный порядок расчета и распределения накладных расходов.

Покажем на примерах, как рассчитать и распределить накладные расходы по трем методам.

Распределение пропорционально заработной плате производственных рабочих

Компания «12 стульев» занимается производством трех видов мебели.

Месячная заработная плата производственных рабочих, которые производят:

  • Диваны — 1 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 2 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 3 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Итого заработная плата производственного персонала — 6 000 000 рублей.

Сумма накладных расходов, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

1 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 16,67 % составляет заработная плата рабочих, занятых производством диванов, от заработной платы всех производственников.

На единицу диванов будет распределено 0,1667 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 1 666,66 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

2 000 000 руб. / 6 000 000 руб. х 100% = 33,33 %.

На кровати будет распределено: 0,3333 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222,22 руб. на штуку.

Процент распределения на столы: 

3 000 000 руб. / 6 000 000 х 100 % = 50%

На столы будет распределено: 0,5 х 3 000 000 руб. / 500 штук = 3 000 руб.

Распределение пропорционально стоимости сырья и материалов

Стоимость сырья и материалов, использованных в производстве, составила 1 200 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 500 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 400 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 300 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

Процент распределения накладных расходов на диваны: 

500 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100% = 41,67% составляет стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства диванов, от стоимости сырья и материалов всего производства.

На диваны будет распределено: 0,4167 x 1 000 000 руб. / 100 штук = 4 166,67 руб. на штуку.

Процент распределения на кровати: 

400 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100% = 33,33%

На кровати будет распределено: 0,3333 х 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 222 руб.

Процент распределения на столы:

 300 000 руб. / 1 200 000 руб. х 100 %  = 25%

На столы будет распределено: 0,25 х 1 000 000 руб. / 500 штук = 500 руб.

Распределение пропорционально выручке от объема продаж товаров, работ, услуг

Выручка от продажи составила 10 000 000 рублей, в том числе:

  • Диваны — 5 000 000 рублей, произведено 100 штук;

  • Кровати — 4 000 000 рублей, произведено 150 штук;

  • Столы — 1 000 000 рублей, произведено 500 штук.

Накладные расходы, которые надо распределить, — 1 000 000 рублей.

Распределение выглядит так.

На диваны: выручка от продажи диванов составляет 50% от всей выручки 5 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100%.

50% x 1 000 000 руб. / 100 штук = 5 000 рублей на штуку.

На кровати: 

4 000 000 руб. / 10 000 000 руб. x 100% = 40%

0,4 x 1 000 000 руб. / 150 штук = 2 666, 67 руб.

На столы: 

1 000 000 руб. / 10 000 000 руб.x 100% = 10%

0,1 x 1 000 000 руб. / 500 штук = 200 руб.

Как нормировать накладные расходы

Нормы накладных расходов обычно используются в строительстве и химической промышленности (приказы Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр, Минпромнауки от 04.01.2003 № 2). В документах прописана методика расчета сметной стоимости в строительстве и методика по калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) в химической промышленности.

Компаниям из других отраслей мы можем посоветовать за­ло­жить пла­ни­ру­е­мую долю или норму на­клад­ных рас­хо­дов в смете. Иначе может получиться так, что фак­ти­че­ская сумма на­клад­ных рас­хо­дов превысит пла­ни­ру­е­мую и ор­га­ни­за­ция может уйти в убыток по производству кон­крет­ного вида про­дук­ции, работ, услуг. Чтобы этого избежать, накладные расходы лучше нормировать.

Кроме того, некоторые виды накладных расходов нормируются в налоговом учете:

  • расходы на добровольное страхование работников;

  • представительские расходы;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности;

  • расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.

Чтобы грамотно оптимизировать расходы с учетом особенностей вашего бизнеса, обратитесь в Первую Экспертную Бухгалтерию. Квалифицированные бухгалтеры и юристы изучат учет, сделки и договоры с контрагентами, чтобы понять ваши бизнес-процессы и сэкономить на каждом этапе работы. Первый месяц аутсорсинга бухгалтерии в подарок.

Как учитывать накладные расходы

Накладные расходы учитываются на счетах — 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Затраты собирают по дебету счета 25 и 26, а затем распределяют с этих счетов на счет 20 или сразу 90 «Продажи» по выбранной компанией методике. Обычно накладные расходы списывают в конце месяца. 

Бухгалтер составляет следующие проводки: 

  • Д 25 К 10, 60, 70, 76 и другие счета затрат — учтены общепроизводственные затраты,

  • Д 26 К 10, 60, 70, 69, 76 — учтены общехозяйственные затраты,

  • Д 20 К 25 — списаны общепроизводственные расходы на себестоимость продукции,

  • Д 90 К 26 — списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции.

Затраты списывают на счета учета по первичным учетным документам. Например, актам об использовании сырья и материалов, расчетно-платежным ведомостям, бухгалтерским справкам. Используют как собственные, так и общепринятые унифицированные формы документов. 

Первая экспертная бухгалтерия

Бесплатно проверим ваш бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за предыдущие 1,5 года и возьмем ответственность за проверенный период, как будто учет вели мы

Реклама: ООО "ПЭБ", ИНН 5904400185, erid: LjN8KUbif

Комментарии

1

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру