На ошибках учатся... или оставим опыт другим? Ответственность аутсорсера

Когда вы начинаете собственное дело, то хорошо представляете как в нем все устроено — как и что продавать, но другая сторона бизнеса — бухгалтерский и налоговый учет — для вас закрытая книга. Последние годы большой популярностью пользуется услуга аутсорсинга - передача полностью или частично ведения учета специализированной компании или частному бухгалтеру. Но не все представляют, какую ответственность несет аутсорсер. Тем, кто занимается бухгалтерским обслуживанием, эта статья тоже будет полезна.
На ошибках учатся... или оставим опыт другим? Ответственность аутсорсера

Когда вы начинаете собственное дело, то, скорее всего, хорошо представляете как в нем все устроено — как и что продавать, но вот другая сторона бизнеса — бухгалтерский и налоговый учет — для вас закрытая книга. Последние годы большой популярностью пользуется услуга аутсорсинга — передача полностью или частично ведения учета специализированной компании или частному бухгалтеру. Но не все представляют какую ответственность несет аутсорсер за свою работу. Тем, кто занимается бухгалтерским обслуживанием, эта статья тоже будет полезна.

Для начала — услуги невозможно потрогать, в отличие от товара, сложно оценить их качество до какого-то критического момента. Например, налоговой проверки, аудита или истребовании необходимых бухгалтерских документов собственником.

Основные трудности при выборе аутсорсера

  • таких услуг очень много и все компании предлагают качество, но невозможно его проверить;
  • отсутствие регламента по продаже услуг (любых в принципе и бухгалтерских в частности);
  • отсутствие четкой терминологии (например, понимание бухучета у каждого исполнителя и заказчика свое).

Оценить качество оказанных услуг заказчик сможет только после того, как уже оплатил их. Значит необходимо заранее определить критерии, которым необходимо следовать при выборе аутсорсера и дальнейшей с ним работе.

Запомните — стоимость услуг бухгалтерского аутсорсинга не может быть низкой. А если точнее — качественного аутсорсинга. Если речь о компании, то в ее штате будут обязательно присутствовать грамотные специалисты. Не только бухгалтера, но и, к примеру, юристы, эксперты в области ВЭД, налогообложения, аудиторы и т.д. Конечно тут многое зависит от специфики, но даже частный бухгалтер должен регулярно проходит обучение и повышать квалификацию. Причем не бесплатно.

Вывод: тех, кто предлагает вести вашу фирму от и до за 1000 рублей в месяц отвергайте сразу, сами подумайте — свой товар вы бы стали продавать ниже его себестоимости?

А сейчас требования к бухгалтерам только повышаются, например, востребовано ведение учета в соответствии с международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Уважающий себя специалист будет совершенствоваться и вкладываться в обучение, а значит и повышать стоимость услуг.

Но допустим вы нашли подходящего специалиста или компанию. На что стоит обратить внимание при заключении договора.

Хотите соответствовать высоким ожиданиям своих клиентов и держать марку в нише бухгалтерского аутсорсинга на высоте — приходите в Школу Бухгалтерского Бизнеса. По окончании курса вы сможете по желанию сдать экзамен и получить сертификат с присвоением квалификации Professional Accounting Outsourcer от IAPBE.

Условия договора аутсорсинга

В договоре должны быть четко прописаны зоны ответственности каждой стороны. Не только аутсорсеру необходимо придерживаться условий контракта. Заказчик обязан своевременно предоставлять документы для внесения их в учетную базу. Если он опоздал или вообще не предоставил документы, то ответственность за последствия ложится полностью на него. Поэтому контролировать придется не только исполнителя, но и собственных сотрудников, ответственных за передачу сведений и документов в обслуживающую организацию.

К тому же аутсорсинг может быть двух видов: полный и частичный. При полном ваш учет полностью от первички до сдачи отчетности переходит к аутсорсеру. При частичном передается только один или несколько участков учета. Можно, например, доверить сторонней организации только расчет зарплаты или подготовку и сдачу отчетов.

Обратите внимание! Если в договоре не указана ответственность аутсорсера. то доказывать ее придется в суде и в итоге шанс выиграть его невелик, ведь правоотношения возникающие между заказчиком и исполнителем услуг регулируются Гражданским кодексом. «По умолчанию» исполнитель вам не должен возмещать или компенсировать пени и штрафы по налогам или отчетам.

Конечно добросовестный исполнитель всегда стремиться не совершать ошибок, а если они происходят по его вине — возмещает ущерб. Но надеяться на порядочность лучше имея в руках подписанный договор, включающий пункт об ответственности.

Разграничение ответственности по закону

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит, что организация ведения бухучета в организации лежит на ее руководителе. Согласно п. 6 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) именно руководитель несет ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

В соответствии с Налоговым кодексом за налоговые правонарушения отвечает также сам налогоплательщик. Ведь уплачивать своевременно налоги или подавать декларации — его обязанность.

Таким образом первоначально за все совершенные ошибки отвечает именно заказчик услуг. Хотя закон разрешает вести учет разными способами:

  • руководителю компании самостоятельно;
  • нанять бухгалтера;
  • организовать бухгалтерскую службу;
  • передать ведение учета сторонней организации.

Ответственность аутсорсера наступает только если она прописана в договоре. К примеру, можно указать, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, которые обязан был формировать и отправлять аутсорсер компенсируются заказчику. Эти суммы начисляются и взыскиваются как возмещение ущерба,причиненного ненадлежащим исполнением обязательств по договору.

Еще один важный момент. За сохранность документов компании также несет ответственность руководитель. Поэтому если вы передаете аутсорсеру документы, то необходимо составить их опись. Лучше всего конечно наладить электронный обмен документами и отсылать исполнителю, например, сканы документов, а не оригиналы.

За содержимое первичных документов отвечает тот, кто их предоставил. Если вы передали аутсорсеру накладную, где вместо 100 штук товара стояло 10 штук и в результате была искажена отчетность по НДС, то исполнитель не виноват, он не мог знать сколько именно штук вы отгрузили практически, он вправе был верить представленным документам.

Один из модулей курса Школы Бухгалтерского Бизнеса посвящен юридическому оформлению взаимоотношений с клиентами и защите от рисков. Расскажем как правильно организовать договорные отношения:

  • Форма и состав договора
  • Условия о конфиденциальности
  • Ответственность бухгалтера
  • Особенности расторжения договора
  • Взыскание дебиторской задолженности (заказчику необходимо помнить, что он также имеет перед исполнителем обязательства)

Как защититься от финансово-юридических рисков:

  • Управление информационной безопасностью
  • Защита персональных данных переданных аутсорсеру
  • Ответственность перед финмониторингом
  • Судебные кейсы по спорам между аутсорсером и клиентом

Кроме того, вы можете вступить в профессиональный Закрытый клуб предпринимателей в нише бухгалтерского аутсорсинга, где вместе с другими профессионалами прокачаете свои профессиональные и управленческие навыки, внедрите профстандарт бухаутсорсинга в свой бизнес и станете предоставлять лучший продукт на рынке бухгалтерских услуг.

Начать дискуссию

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду
Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.

Пользователи не могут войти в приложение Райффайзенбанка

Клиенты банка не могут оплатить заказы и покупки в магазинах, а у некоторых на счету образовались нули.

Жители Приморского края получат больше 635 млн рублей

Пострадавшие от паводков и ливневых дождей получат помощь из резервного фонда правительства.

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?

Есть ли риски для организации по начислению НДФЛ и страховых взносов?

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
2

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

Интересные материалы

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?