Общество

Что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно?

Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.
Что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно?

Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.

Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг

1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.

Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.

Если вы лечились в госбольнице, то не стоит полагать, что привлечь учреждение к ответственности не получится из-за того, что лечение было бесплатным. Это не так и Верховный Суд России подтвердил данный довод в пункте 9 Постановления Пленума от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указав на то что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.

2. Выставляем требования медицинской организации.

В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:

  • уменьшения стоимости обслуживания;
  • повторного оказания услуги;
  • устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
  • возмещения расходов.

Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.

Сроки исковой давности:

Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.

Однако, если прошло более трех лет с того момента, когда у пациента возникло право требования на возмещение вреда жизни или здоровью, его требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»). Это правило касается, например, возмещения расходов, понесенных на приобретение лекарств.

Обратите внимание! Несмотря на то, вы праве предъявить претензии к медицинскому учреждению в рамках Закона «О защите прав потребителей», помните, что требования к платной услуге и услугам, оказываемым в рамках ОМС могут различаться.

Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде "потребительского" 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.

При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг. 

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).

3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.

Если медицинская клиника отказалась удовлетворять ваши требования, то приходит время плана «Б». В случае некачественных медицинских услуг потребитель может составить претензию. Единого образца у документа нет, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Но содержание должно включать:

  • сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
  • информацию об обстоятельствах лечения;
  • суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.

Претензию можно направить как путем личного обращения, так и по почте. Главное – в документе должны быть прописаны последствия некачественной услуги (к примеру, осложнения после операции, неправильно проведенное обследование или отсутствие эффекта после реабилитации).

Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.  

4. Составляем исковое заявление.

Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:

  • информацию о вас, ответчике и суде;
  • обстоятельства лечения;
  • конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
  • требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.

Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).

 

Информации об авторе

С 30 мая: Оборотные штрафы, уголовка и проверки — не жди, пока придут к тебе

Вступают в силу изменения закона о персональных данных: Расскажем и дадим 17 шаблонов и уведомлений, которые обязаны быть у всех операторов ПДн

🏷️ 4 900 ₽
СКИДКА 67%
Начать обучение

Готовая система соответствия 152-ФЗ — без юристов и рисков

Комментарии

2


  • Маша М

    Конечно можно пойти судиться, но потраченные нервы не восстанавливаются

  • Алиса В

    по ощущениям госучреждения не боятся что с ними могут судится, как например коммерческие медцентры. Хотя все работают в равных условиях


Похожие материалы

Лизинг

ДОМ.РФ запустил сервис для программ льготного лизинга

В рамках цифрового решения уже можно работать с договорами займа и лизинга. Позже добавят работу с заявками на выборку заемных средств по лизинговым сделкам.

Единое пособие назначается по адресу фактического проживания семьи – СФР

Чтобы получить пособие, нужна постоянная или временная регистрация. Если семья переезжает в другой регион – пособие перестанут платить по прежнему месту.

Мошенничество

ЦБ: телефонные мошенники чаще используют «единое окно»

Злоумышленники переводят жертву на «специалистов» разных ведомств, чтобы больше ее запутать.

Курсы повышения
квалификации

24
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Страховые взносы

Как платить фиксированные взносы будучи медиатором + арбитражным управляющим: разъяснение Минфина

Если человек совмещает деятельность арбитражного управляющего и медиатора, он платит страховые взносы как единый субъект и однократно.

Зарплата

Зарплату при депремировании запретили снижать более чем на 20%

Теперь при установлении системы премирования придется определить виды и размеры премий, сроки, основания и условия их выплаты.

Ответим на главные вопросы по персональным данным, чтобы вы не попали под штрафы + мастер-класс по заполнению уведомления в РКН

Мы собрали самые частые вопросы, связанные с новыми изменениями 2025 года в законе о защите персональных данных. Узнайте, как правильно заполнить уведомление в Роскомнадзор и рассмотрите все важные аспекты обработки персданных, чтобы избежать новых очень больших штрафов.

Андрей

Учет накладных затрат уЗаказчика-Застррйщика

Здравствуйте!

ООО Специализированный Застройщик - Заказчик строительства осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по ФЗ-214 ( в чистом виде Заказчик)...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Совершенно верно.

И делите их между всеми помещениями в доме.

Если передаете по ДУДС, то на уменьшение услуг застройщика.

Если потом будет продавать...

Читать полностью
Общество

💲 На путешествия по стране у россиян уходит в среднем больше 2 тысяч рублей в день

35 млн туристов путешествовали по России с января по март 2025 года. За это время они потратили свыше 370 млрд рублей.

❗️Главные вопросы по персональным данным: как не попасть под штрафы и заполнять уведомления

С 30 мая значительно вырастут штрафы за работу с персональными данными. У бизнеса возникло масса вопросов: кто является оператором персональных данных, обязан ли он подавать уведомление в РКН, что в нем писать. Приходите на экстренный вебинар 30 мая, разберем все главные вопросы.

Иллюстрация: wirestock/freepik

Как ИП мигрировал в Удмуртию и попал в налоговую ловушку. Судебное дело 2025 года

Желая оптимизировать налоги через миграцию в льготный регион, ИП оказался в ловушке своих переездов. Вместо ожидаемой экономии он столкнулся с проблемами. Узнайте все детали этой запутанной истории из статьи!

Как ИП мигрировал в Удмуртию и попал в налоговую ловушку. Судебное дело 2025 года
9

⚡ Новый онлайн-курс по работе с персональными данными-2025 поможет вам защититься от выросших штрафов Роскомнадзора

С 30 мая в силу вступают изменения по обработке и защите персональных данных. Штрафы за нарушения выросли до 15 млн руб., а уголовные наказания до 8 лет. Защитите себя от проблем с законом — работать безопасно и по актуальным правилам научим на новом онлайн-курсе «Новые правила по защите персданных - 2025».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: россияне скупают самогонные аппараты, у Wildberries будет свой книжный сервис, а московских пенсионеров научат блогингу

Подготовили обзор главных событий дня — 27 мая 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Обучение для бухгалтеров

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль во 2 квартале

Завтра, 28 мая, крайний срок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в составе ЕНП. Рассказываем, кто должен их уплатить и как рассчитать сумму платежей во 2 квартале.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Госзакупки

Подрядчиков будут отстранять от закупок за недостоверные сведения в заявке

Комиссия по проведению закупок и заказчики смогут устранить недобросовестных участников торгов, которые доказывают опыт работы поддельными договорами.

Право

Договор подряда: юридические нюансы

Длинная статья с нормативной базой и судебной практикой.

Дела для бухгалтера в июне 2025 г.«Ночной бухгалтер» № 1939

Не устаем собирать для вас напоминалки по отчетам и платежам («спасибо» ФНС, этого добра теперь каждый месяц навалом).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Сайты с запрещенными БАДами будут блокировать без суда: закон принят

27 мая 2025 года депутаты приняли закон о регулировании применения БАДов. Назначать будут только проверенные добавки из списка Минздрава.

❌ Верховный суд выступил против ареста предпринимателей

Если преступления предпринимателей связаны с их бизнесом, ВС РФ предписывает судам обязательно рассматривать альтернативные меры пресечения.

Налоговики объяснили, когда безопаснее признать доходы при торговле на маркетплейсах

Датой получения дохода считается дата, когда продавец может им распоряжаться.

1
Коллекторы

Должников будут лучше защищать от произвола коллекторов: закон принят

Из-за того, что ФССП начет напрямую взаимодействовать с мобильными операторами и Бюро кредитных историй (БКИ), жалобы должников будут рассматривать быстрее.

Ипотека

Беременность и ипотека: как возраст влияет на одобрение

Если вы планируете покупку квартиры в ипотеку, стоит заранее разобраться, как возраст может повлиять на одобрение заявки и выбор подходящей программы. Это поможет избежать неожиданных отказов и правильно организовать процесс покупки — особенно если вы хотите все успеть до рождения ребенка.

Интересные материалы