ЭДО

Электронная подпись в сфере бизнеса

Электронная подпись используется во многих бизнес-процессах. Какие существуют виды электронных подписей? Зачем нужна электронная подпись?
Электронная подпись в сфере бизнеса

В этом году исполнится 20 лет с момента появления первого закона «Об электронной цифровой подписи». Сегодня действует уже другая редакция закона — это Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ, который и устанавливает правила использования бизнесом электронного документооборота (по тексту — ЭДО).

А в период пандемии, электронная подпись востребована как никогда.

Ведь ЭП используется практически во всех бизнес-процессах. Ее могут применять как граждане, так и компании. Электронная подпись (по тексту — ЭП) заменяет собственноручную подпись на бумаге, являясь ее цифровым аналогом. Благодаря ЭП можно передавать подписанные через интернет документы.

Для начала разберемся с видами ЭП, которые существуют в России.

Где используется ЭП?

Если в недалеком прошлом основным назначением ЭП являлась сдача отчетов в контролирующие органы через электронные каналы связи, то в настоящее время без ее использования не представляется возможным организация документооборота в компании.

Сегодня многие сотрудники перешли на удаленный режим работы и, соответственно, поменялась вся технология прохождения документов внутри компании. С появлением ЭП отпала необходимость «живьем» подписывать первичные документы, договоры, направлять оригиналы документов контрагентам по почте.

Без ЭП невозможно принять участие в государственных тендерах, в закупках на электронных площадках. Благодаря ЭП можно подать иск в арбитражный суд, работать с государственными порталами.

Например, с порталами «Честный знак», Мосресурсом, ГИС ЖКХ, с сайтом Госуслуги. ЭП нужна и для отправки платежей в системе «Клиент-банк».

Практически большинство компаний уже перешли на ЭДО, т. е. могут принимать, отправлять документы контрагента, подписывая их своей ЭП.

ЭП активно использует не только компаниями, но и физическими лица. Например, если гражданин хочет получить возврат налога через личный кабинет налогоплательщика, ему нужно оформить ЭП. Это позволит направлять налоговикам декларацию по форме 3-НДФЛ, а также подтверждающие документы к ней. Подписанные ЭП документы признаются равнозначными «бумажным» документам и позволяют дистанционно взаимодействовать с налоговиками. Причем получить такую подпись для физического лица не составит труда.

Какие виды ЭП применяются в бизнесе?

На законодательном уровне установлены три вида ЭП:

  • простая;
  • усиленная неквалифицированная;
  • усиленная квалифицированная.

В чем плюсы и минусы каждой из трех ЭП?

Каждая из ЭП имеет свое предназначение.

Первый вид: простая ЭП.

Это самый первый, низший уровень подписи по иерархии. Такая ЭП лишь подтверждает авторство документа, но не обладает никакой степенью защиты, да и не имеет юридической силы.

Простую ЭП нельзя использовать для участия в торгах, для отправки отчетности в государственные органы. Такая подпись, как правило, используется при внутреннем документообороте компании и представляет собой логин и пароль. Документ, подписанный такой подписью, невозможно изменить.

Получить такую подпись достаточно легко. Например, с помощью обычного офиса, в котором есть функция «Защита документа» и опция «Добавить цифровую подпись».

Второй вид: усиленная неквалифицированная ЭП.

Это уже более сложный уровень подписи, которая содержит уникальную последовательность символов. В отличие от простой ЭП, усиленная неквалифицированная ЭП защищает документ от внесения изменений. Ведь для ее создания используются так называемые средства криптографической защиты информации. Например, КриптоПро.

Как правило, такая подпись хранится на USB-носителе — флешке. Такую подпись могут использовать физические лица при подаче документов в налоговую инспекцию.

Например, декларации о полученных доходах, сообщения о льготах по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество, различного рода уведомлений об открытых счетах за рубежом. Физические лица могут получить такую ЭП бесплатно в налоговой инспекции.

Такая подпись может использоваться в документообороте между контрагентами, если это оговорено в соглашение об использовании между ними ЭДО. Получить такую подпись можно в удостоверяющих центрах.

Третий вид: усиленная квалифицированная ЭП.

Как следует из ее названия, обладает самой высокой защитой документов и представляет собой ключ, созданный сертифицированными криптографическими средствами.

Такую подпись нельзя сгенерировать самим с помощью программного обеспечения. Усиленную квалифицированную ЭП можно получить в удостоверяющем центре, в налоговой инспекции.

Подписанные такой подписью документы имеют юридическую силу. Такая подпись может использоваться везде — от сдачи отчетности, регистрации онлайн-касс до подачи исковых заявлений в суд.

В чем преимущества ЭП перед обычной подписью?

Помимо экономии времени и защиты от подделки документов, без ЭП в ряде случае просто не обойтись.

Не имея усиленной квалифицированной ЭП, невозможно отправить отчетность в контролирующие органы, бизнесмен не сможет принимать участия в тендерах, государственных закупках. Поэтому ЭП — это уже веление времени.

Какую подпись из трех выбрать — зависит от целей использования. Компания может иметь несколько подписей, например, для внутрикорпоративного документооборота и для работы с государственными органами.

Начать дискуссию

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика