Как закрыть офис: основные элементы и нюансы процесса

Один из частых запросов к юридическим консультантам – сопроводить закрытие офиса под ключ. Обычно в таком случае у компании есть потребность полностью ликвидировать дочернюю компанию или свое подразделение в определенном городе.
Как закрыть офис: основные элементы и нюансы процесса
Иллюстрация: СберРешения

Случаи, когда это бывает актуально:

  1. Участники/акционеры приняли решение закрыть компанию.

  2. Компания проводит реструктуризацию, в ходе которой одна из компаний группы подлежит ликвидации.

  3. Компания закрывает свой филиал /представительство/ иное обособленное подразделение в другом городе.

  4. Участники/акционеры решили «перевести» компанию в другую страну.

Причин закрытия в первом случае может быть великое множество. Но чаще всего это снижение рентабельности бизнеса или – в запущенной ситуации – его преддефолтное состояние.

В данной небольшой статье мы не рассматриваем дефолтные случаи и процедуру банкротства.

Второй случай обычно связан с внутренними процессами в группе компаний. Часть работников часто получает офферы на переход в другие компании или в другую местность.

Третий случай несколько отличается от всех остальных, поскольку в нем практически отсутствует корпоративный элемент закрытия (здесь нет как таковой ликвидации, но может потребоваться изменение устава и внесение изменений в ЕГРЮЛ, а также снятие с учета в налоговом органе, иногда – в СФР. Детали зависят от типа подразделения и стоял ли он на соответствующем учете).

Обратите внимание: факт создания и закрытия филиала и представительства подлежит регистрации в ЕГРЮЛ согласно п. 5 ст. 5 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме того, некоторые компании указывают это в уставах по своей инициативе, поэтому при закрытии филиала или представительства возникает потребность изменить устав

Четвертый случай распространен в Европе (смена домициля компании с параллельной сменой налогового резидентства), но невозможен в таком полном виде в России. Фактически речь идет о стандартной ликвидации и открытии компании в другой стране с переводом в нее части работников, активов и обязательств.

По предпосылкам более-менее понятно. Перечень не ограничен, мы привели только типовые.

Интереснее рассмотреть сам процесс закрытия офиса. Он включает в себя несколько элементов, которые оказывают друг на друга влияние. Иногда задержка в процессе в одном элементе может существенно сдвинуть сроки или заморозить другой элемент. Итак, элементы:

  1. Корпоративные аспекты закрытия.

  2. Работа с персоналом.

  3. Прекращение аренды офиса.

  4. Отчетность, сверки и снятие с учета.

Корпоративные аспекты закрытия

Процесс добровольной ликвидации занимает в среднем 3-6 месяцев, хотя в редких случаях может доходить до одного года.

Перед началом ликвидации надо подготовиться. А именно:

  • Провести сверки с контрагентами и госорганами, удостовериться что нет кредиторской задолженности и нет (или минимальна дебиторская).

  • Проверить что бухгалтерский и налоговый учет ведется корректно, нет долгов по отчетам, нет штрафов и недоимок.

  • Удостовериться, что срока договора аренды достаточно на период ликвидации. Фактически офис вам уже обычно не нужен, но нужно иметь юр адрес, куда будет приходить корреспонденция, а также возможность принять инспектора на время выездной проверки (хотя проходят по белым компаниям они очень редко).

  • Проверить, что у вас есть доступ к банковскому счету, нет блокировок и ограничений.

  • Выбрать ликвидатора и ликвидационную комиссию (при необходимости, если предусмотрено уставом). Рекомендуется назначать ликвидатором директора, поскольку он в курсе всех дел компании и сможет дать пояснения по фактическим обстоятельствам деятельности (если запросят госорганы).

Вообще обратите внимание, что ликвидация с точки зрения трудозатрат – это больше не работа с третьими лицами (кредиторами, дебиторами итд), а постоянное взаимодействие с различными госорганами, чтобы сняться у них с учета, пройдя множество внутренних регламентов.

  • Определиться со списком работников для принудительных увольнений (исключив тех, кто переводится в другие компании).

Когда ответы на вопросы выше получены, можно запускать формальный процесс ликвидации. Обычно его ведет юрист, шаги следующие:

  1. Подготовка документов для начала ликвидации.

  2. Подготовка сообщения на Федресурсе о начале ликвидации.

  3. Публикация в Вестнике государственной регистрации.

  4. Подготовка документов для регистрации промежуточного ликвидационного баланса.

  5. Закрытие банковского счета.

  6. Подготовка документов для регистрации ликвидации.

  7. Снятие с учета в СФР.

Этот примерный алгоритм применим к ООО.

В случае с закрытием филиала/представительства/иного обособленного подразделения, алгоритм будет отличаться. Например, если вы закрываете подразделение, которое не стояло на учете в СФР, процесс будет максимально простой – достаточно сняться с учета в ФНС, а также внести изменения в устав и ЕГРЮЛ (при необходимости).

Наиболее сложно выглядит процесс при закрытии филиала или представительства иностранной компании. В этом случае действия похожи на полную ликвидацию, но без официальных публикаций в Федресурсе и Вестнике.

Работа с персоналом

Если по итогам предварительного анализа вы видите работников, которых придется увольнять, необходимо проработать различные сценарии увольнения. Обычно опытные юристы прорабатывают алгоритм действий с учетом двух оснований для увольнения:

  1. Сокращение или ликвидация – в зависимости от синхронности процессов с корпоративным элементом ликвидации (п. 1 и 2 части первой статьи 81 ТК).

  2. Соглашение сторон (ст. 78 ТК).

Выбор первого основания объясняется его односторонним действием, он рассматривается как запасной вариант, если договориться не получается. Его основной плюс в том, что при условии хорошей подготовки и качественной работы юриста работника получится уволить через 2-3 месяца после вручения уведомления о сокращении/ликвидации.

Срок два или три месяца зависит от наличия критерия массовости увольнения (часть 1 ст. 82 ТК), и от готовности работодателя идти на риск штрафа за не уведомление центра занятости. Как это часто бывает в бизнесе, соблюдение всех аспектов формальных процедур не всегда выгодно, а размер совокупной экономии бывает сильно выше, чем сумма штрафа.

Отметим: служба занятости уведомляется согласно п. 2 ст. 25 закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ответственность предусмотрена ст. 19.7 КоАП со штрафом на компанию до 5 000 р, либо по ст. 5.27 КоАП, тогда штраф может достигать 50 000 р. Более правильной считается квалификация по ст. 19.7 КоАП (постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2021 № 16-539/2021). Нарушение этой обязанности, как правило, не влечет незаконность увольнения (апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу № 33-1935/2018).

Выбор варианта соглашение сторон объясняется более быстрым процессом (можно заключить его в любой момент и договориться о любой дате увольнения), низкими рисками оспаривания, а также гибкими условиями заключения (сумма компенсации определяется сторонами самостоятельно).

Как правило, на сумму компенсации влияет целый ряд факторов, но, пожалуй, самое важное – переговорная стратегия и опыт юриста, который проводит встречи с работниками. Работа юриста в этом процессе не ограничивается документами, он основной драйвер процесса и основной переговорщик.

Прекращение аренды офиса

Еще один большой блок вопросов связан с тем, как отказаться от офиса. Как правило, для процедуры ликвидации офис как таковой уже не нужен. Поэтому встают вопросы:

  • Куда деть офисное имущество?

  • Как вернуть офис арендодателю?

Первый вопрос обычно решается путем распродажи имущества работникам с большой скидкой от рыночной цены. Персональную технику разбирают быстро (ноутбуки, гарнитуры и т.д.), но, например, офисную мебель сотрудники берут неохотно. Однако, если объяснить им возможность заработать на перепродаже, то и эта мебель быстро расходится.

Самостоятельно заниматься продажей имущества – долгий и более дорогой процесс для компании.

Что касается прекращения аренды, то этот вопрос достаточно болезненный. Дело в том, что договоры аренды бизнес недвижимости обычно долгосрочные и не имеют специальных условий о праве арендатора расторгнуть договор в одностороннем порядке. Закон также не предусматривает такой возможности, если только не было нарушений договора со стороны арендодателя (ст. 620 ГК).

Таким образом, получается, что вопрос досрочного расторжения долгосрочного договора аренды решается только путем переговоров. В переговоры рекомендуется вовлекать юристов, но суть переговоров, скорее всего, будет сводиться к обсуждению размера выходного платежа арендатора (размере платы, которую будет выплачивать арендатор за досрочное расторжение договора).

Размер платы зависит от совокупности условий, но основное – сколько месяцев аренды осталось до истечения срока аренды, был ли депозит, есть ли у арендатора кандидаты на аренду офиса. В престижных и популярных бизнес-центрах часто есть очередь арендаторов, поэтому арендодатели не сильно цепляются за действующих арендаторов и охотно идут на досрочное расторжения, довольствуясь небольшой выходной платой.

Но если бизнес центр не пользуется популярностью и есть риск его несдачи, то расторгнуть договор будет сильно сложнее.

Отчетность, сверки и снятие с учета

Процедура ликвидации, как и закрытие филиала, представительства иностранной компании, требует ведения регулярного бухгалтерского и налогового учета до момента снятия компании с учета в ФНС и СФР. Но кроме этого, необходимо сдавать специальные ликвидационные формы отчетности.

На примере ООО на общей системе налогообложения можно назвать такой перечень отчетности:

  • Отчет «Персонифицированные сведения о физических лицах».

  • ЕФС-1 (разделы СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

  • Расчет страховых взносов.

  • Отчет 6-НДФЛ с приложением 2.

  • Декларации по НДС и налогу на прибыль.

  • Промежуточный бухгалтерский баланс.

  • Ликвидационный бухгалтерский баланс.

  • Отчетность по статистическим формам.

Периодичность и количество отчетов зависят от календаризации процесса закрытия компании.

Кроме отчетности во время ликвидации бухгалтер сопровождает камеральные проверки, дает пояснения в ФНС и СФР, совместно с налоговым юристом дает пояснения на запросы государственных органов. Важно, чтобы это делал квалифицированный сотрудник, поскольку иначе процесс ликвидации может затянуться, а это увеличивает расходы на поддержание компании.

Если срок ликвидации будет более года, придется начинать его заново. Кроме того, предоставление ответов без нужно экспертизы может повлечь пересчет размера налогов, взносов, недоимки, наложения штрафов и пеней.

Отметим: согласно ч. 6 и 7 ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» срок ликвидации общества, не может превышать один год, но может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. В случае истечения срока повторное принятие решения о ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Выводы

Итак, процесс закрытия офиса, вне зависимости от деталей конкретных правовых процедур, – не самый простой процесс. В нем сочетаются элементы, и требуется экспертиза в области корпоративного, договорного, налогового, трудового права, а также необходимо участие квалифицированного бухгалтерского специалиста. Это уже не говоря о потребности вести переговоры с работниками и арендодателем.

Тем не менее, алгоритм работы заранее известен, а опыт таких проектов дает возможность вести их комплексно и в сжатые сроки.

СберРешения – компания, которая специализируется на сопровождении бизнеса по направлениям правовой работы и бухгалтерского счета. У нас большой опыт как открытия различных компаний в самых разных отраслях, так и закрытия их офисов. Подобные проекты мы сопровождаем комплексно, с минимальным участием заказчиков (конечно, оно потребуется для определения ключевых позиций в переговорах и по коммерческим вопросам, но регламентированные процедуры эксперты ведут самостоятельно).

К нам можно обратиться как за комплексной поддержкой, так и по отдельному этапу процесса: сопровождение ликвидации юристом, закрытия филиала или представительства иностранной компании, подготовка документов, ведение переговоров с работниками и арендодателями, бухгалтерское сопровождение ликвидации, выездное сопровождение во время вызовов в налоговые инспекции.

Оставить заявку на услугу можно на нашем сайте.

Автор: Иван Катышев, владелец продукта юридических и налоговых услуг СберРешений

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KaG17

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.