Диалог с иностранцем по открытию бизнеса в РФ

Мы часто встречаемся с представителями иностранных компаний, которые хотят оформить свое присутствие на рынке России.
Диалог с иностранцем по открытию бизнеса в РФ
Иллюстрация: СберРешения

Чаще всего запрос от такого нерезидента выглядит следующим образом:

У нас есть компания в такой-то стране и сеть филиалов и дочерних компаний в других странах. Мы уже работаем на рынке РФ через своих партнеров/дистрибьюторов, но сейчас хотим закрепиться на рынке самостоятельно, чтобы увеличить объемы продаж, расширить ассортимент и т.д. (цели могут быть разными).

Ниже мы приводим примерный диалог клиента – представителя такой компании и юриста СберРешений.

Мы хотим открыть филиал нашей иностранной фирмы в РФ.

Пожалуйста, скажите, для какой цели вам нужен филиал? Мы задаем этот вопрос для того, чтобы помочь вам выбрать более подходящую форму бизнеса.

Если кратко, есть 4 наиболее популярные формы работы бизнеса нерезидентов в России:

1. Филиал иностранной фирмы;

2. Представительство иностранной фирмы;

3. Дочерняя компания с иностранным участием;

4. Нерезидентский счет иностранной фирмы в РФ.

Разница между этими формами существенная. Если открыться без предварительного анализа, можно потерять до полугода времени на перезапуск в новую форму.

Выбрать правовую форму для ведения бизнеса в России можно с помощью консультации специалистов СберРешений.

Оставить заявку здесь

Итак, очень кратко: филиал и представительство подойдут компаниям из списка «дружественных стран». При этом филиал может заниматься любой коммерческой деятельность (не рекомендуемо только для экспорта и импорта). Представительство – для маркетинга и рекламы, расходных операций в стране, можно нанять сотрудников и офис. Все что может представительство, может и филиал. Часто представительство выбирают для целей сертификаций товаров, регистраций препаратов и т.д., которые требуются для специальных видов товаров, но поставки при этом проходят от лица самой иностранной компании.

Дочерняя компания нужна, если планируется масштабная коммерческая деятельность, получение выручки от местных клиентов. Это единственная удобная форма работы, если вы планируете самостоятельно вести экспортную-импортную деятельность в стране и взять на себя таможенные формальности (вместо ваших клиентов). Кроме того, сделки с российскими клиентами на территории страны не подлежат валютному контролю, что снимет головную боль у ваших клиентов.

Последняя опция – нерезидентский счет. Фактически в этом случае иностранная компания не имеет юридического присутствия в стране. Счет позволяет принимать и отправлять деньги внутри России. Обязательно проверяйте заранее в какие иностранные банки ваш российский банк, где вы планируете открыть счет, сможет отправлять/принимать платежи.

СберРешения предоставляют услугу по подбору банков для проведения платежей в России и Казахстане, а также оказывают помощь по открытию счетов в выбранных банках.

Оставить заявку здесь

Эту опцию выбирают компании, которые имеют прямые контракты с российскими клиентами, но испытывают сложности в приеме от них платежей на счета в иностранных банках. В этом случае, поскольку компания не открывает в России ни дочернюю фирму, ни филиал или представительство, у нее нет возможности нанимать сотрудников. Импортно-экспортная деятельность возможна, но контрагентом по-прежнему будет выступать сама иностранная компания. Соответственно, склад невозможен, таможенные формальности – на покупателе.

Оу, спасибо, мы не знали. Мы думали нам нужен филиал, но похоже подойдет только дочерняя компания, поскольку мы хотим сохранить и расшить объем поставок в Россию (бизнес связан с оборудованием).

Да, дочерняя компания вам больше подойдет. Тогда вы сможете закупать товары из головного офиса и продавать их в России, арендовать склад и управлять складскими запасами, избавить своих клиентов от таможенных формальностей и валютного контроля.

Однако, некоторые компании выбирают другой путь: сохраняют прямые контракты иностранной компании с покупателями, но дополнительно открывают в России представительство, которое осуществляет промотирование, рекламу, поддержание интереса к бренду и конкретным товарам. В этом случае представительство не участвует в заключении и согласовании сделок с клиентами, не декларирует товары и не имеет складских запасов.

Да, все понятно. Работа через представительство – тоже неплохой вариант. Фактически первые 6-12 месяцев мы будем работать в режиме такого представительства, поэтому давайте откроем его, а потом переведем его в дочернюю компанию.

Это логично, ведь нужно время на запуск процессов. Однако, обратите внимание, что перевести представительство в дочернюю компанию не так-то просто. Фактически нужно закрыть представительство и открыть компанию. На открытие представительства обычно уходит 1,5 -2 месяца, на закрытие 3-4 месяца. На открытие компании 1 месяц, а на закрытие 6-12 месяцев.

То есть нет большого смысла открываться в форме представительства, чтобы потом перейти в дочернюю компанию. Мы рекомендуем сразу открывать целевую форму бизнеса.

Отличный совет! Он явно сэкономит нам деньги и время. Хорошо, значит дочерняя фирма. Как нам открыться?

Надо определиться еще с несколькими вопросами:

1. Выбран ли у вас офис, на какой адрес компания будет открываться? Если большой физический адрес не требуется, можно подобрать аренду рабочих мест с правом регистрации адреса, либо просто небольшое помещение.

2. Кто будет руководителем компании в России, какое у него гражданство и где он будет проживать?

3. Кто будет выступать учредителем (компания или физическое лиц, резиденты каких стран)?

С офисом понятно, мы ведем переговоры с арендодателем. Офис выбран, предоставим вам контакты для решения регистрационных формальностей, а также просим помочь с проверкой и заключением договора аренды.

Мы хотели бы назначить директором иностранного гражданина, он уже живет в России, работает сейчас в другой компании.

Отлично, значит регистрируем компанию сразу на адрес будущего офиса, все регистрационные вопросы мы решим с арендодателем.

Оформление директором иностранца на время открытия компании может быть сопряжено с риском ответственности. Если сразу назначить его директором, он окажется в должности без разрешения на работу, это может быть рассмотрено как миграционное правонарушение как для компании, так и для директора. Ответственность суровая как по размеру штрафам, так и возможной депортации. На период регистрации фирмы и нескольких месяцев после безопаснее оформлять директором лицо с местным гражданством. В дальнейшем мы сопроводим процесс оформления разрешения на работу, возможно – визы для иностранца и проведем регистрацию смены директора. 

Это ценная информация. Да, у нас есть местное второе доверенное лицо, которое может выполнять функции директора на время старта.

Учредителем компании будет наша иностранная фирма на 100%.

Отлично, сколько акционеров у этой иностранной фирмы?

Один, наша холдинговая компания. А почему вы спрашиваете?

Мы рекомендуем выбрать иную компанию, в которой участвует более одного собственника. Это спорный момент в законодательстве, но есть риск отказа в регистрации, если у учредителя в свою очередь один собственник. Либо возможно добавить вторым учредителем в российской компании физическое лицо, например, бенефициара.

Отлично, мы укажем бенефициара на 1% участия.

Это подходит.

Сколько займет процесс открытия фирмы?

Ориентируйтесь на 1-1,5 месяца. На последующее оформление документов для иностранного гражданина – еще примерно 2 месяца.

Можно ли сократить срок?

Разумеется, в основном он зависит от скорости оформления документов в головном офисе, их легализации/апостилирования, а также способа их последующей доставки. Соответственно, сократить срок можно за счет быстрой работы с документами юристами головного офиса, более срочных тарифов при процедурах легализации, более срочной доставки (или отправки личного курьера с документами).

Понятно, думаю мы сможем это организовать. Спасибо за консультацию, давайте начинать работу.

Мы свяжемся с вами для сбора данных и старта работы. А после открытия компании организуем процесс бухгалтерского и налогового учета и примем компанию на аутсорсинг, при необходимости.

Для расчета тарифов на сопровождение уже открытого бизнеса оставьте заявку.

Автор: Катышев Иван, владелец продукта юридических и налоговых услуг

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KXtVv

Начать дискуссию

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

1
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.