Нужно ли бухгалтеру разбираться в госзакупках?

Коммерческие организации и ИП принимают участие в госзакупках в качестве поставщиков товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд. Должностные обязанности бухгалтера той или иной компании различаются в зависимости от ее величины, структуры, и организации труда. Тем не менее любой бухгалтер отражает в учете операции, связанные с обеспечением заявок, торгами, расчетами с контрагентами и т.п., поэтому должен ориентироваться в вопросах госзакупок.
11,9 тыс. 4,2 тыс.
Нужно ли бухгалтеру разбираться в госзакупках?

Коммерческие организации и ИП принимают участие в госзакупках в качестве поставщиков товаров, работ (услуг) государственных и муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений, чтобы заключать сделки и получать прибыль. Должностные обязанности бухгалтера той или иной компании различаются в зависимости от ее величины, структуры, и организации труда. Тем не менее любой бухгалтер отражает в учете хозяйственные операции, и так или иначе участвует в обеспечении заявок, ходе торгов, и расчетах с контрагентами, поэтому должен разбираться в сфере законодательстве госзакупок.

Компания приняла участие в электронных торгах, какие документы требовать бухгалтеру

Процесс госзакупок регулируется двумя Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Торги проводятся на электронных площадках в Интернете, за участие в процедурах операторы электронных площадок взимают плату в порядке установленном Правительством РФ в Постановлении от 10.05.2018 № 564. Такие расходы могут быть учтены на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ или как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как и любые другие расходы они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п.1 ст. 252 НК РФ).

Закрывающими документами могут быть акт об оказании услуг и счет-фактура от оператора электронной площадки или вместо них один Универсальный передаточный документ (УПД). Площадки по проведению аукционов могут предоставить подтверждающие документы в бумажном и электронном видах, а некоторые из них — только в электронном.

Обратите внимание, что такие документы могут быть приняты к учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Отметим, что участник закупок имеет также право учесть для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с участием в конкурсе, который он проиграл, при условии, что денежные средства ему не возвращаются. Разъяснения по данному вопросу дал Минфин РФ в Письме от 03.04.2020 № 03-03-06/1/27033.

Как в бухгалтерском учете отражать проценты, начисляемые банком, на остаток средств спецсчета

Операции в бухгалтерском учете отражают исходя из их экономической сути, поэтому проценты, начисленные банком, на денежные средства спецсчета следует отражать как проценты на депозите (п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99):

  • начислять проценты за каждый истекший отчетный период;
  • и на дату возврата средств в соответствии с условиями договора.

Средства организации размещенные на спецсчете нужно учитывать на отдельном субсчете счета 55 «Специальные счета в банках», например, 55-4 «Денежные средства на специальном счете участника закупок». Начисленные проценты отражаются как прочие доходы и дебиторскую задолженность банка на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета № 94н).

В бухгалтерском учете компании на дату начисления процентов банком надо сделать следующие записи:

Дебет 76 Кредит 91-1 — начислены проценты по спецсчету;

Дебет 55 Кредит 76 — получены проценты на спецсчет в банке.

Как поставщику отражать банковские гарантии в бухгалтерском учете

Определения гаранта, принципала и бенефициара по сделке, их права и обязанности определены в ст. 368 ГК РФ.

В госзакупках при обеспечении банковской гарантией участвуют стороны:

  • принципал — это поставщик (исполнитель) по сделке;
  • бенефициар — заказчик или покупатель;
  • гарантом является банк.

Выдача банковской гарантии — это платная услуга банка, целью предоставления которой является обеспечение надлежащего выполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром (ст. 369 ГК РФ). Здесь важно отметить что поставщик всегда получает гарантию для заказчика, а не для себя.

Как было отмечено выше, бухгалтерский учет хозяйственной операции определяется ее экономическим содержанием, поэтому бухгалтерский учет зависит от условий договора о предоставлении банковской гарантии с банком.

В зависимости от условий, предусмотренных конкретным договором банковской гарантии, возможны два варианта отражения в бухучете:

А) поставщик банковскую гарантию в своем учете не отражает, если гарантию выдает банк

В этом случае исполнение обязательства поставщика перед заказчиком обеспечено гарантией третьего лица — банка, поэтому не надо отражать сумму обеспечения на забалансовых счетах 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» и 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» (см. подп. «б» п. 10, п. 15 Информации Минфина России от 22.06.2011 № ПЗ-5/2011).

Б) поставщик отражает банковскую гарантию за балансом, если он перечислил денежные средства на покрытие своих обязательств банку

Если поставщик перечислил банку денежные средства для обеспечения обязательств по гарантии, то эта сумма отражается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета № 94н).

В любом случае комиссию (вознаграждение) банку за выдачу гарантии вы можете учитывать:

  • в расходах по обычным видам деятельности (как расходы, связанные с заключением договоров на продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) (п. 5 ПБУ 10/99);
  • в прочих расходах (как расходы на оплату банковских услуг) (п. 11 ПБУ 10/99).

Применяемый порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (п. 7 ПБУ 1/2008). Комиссия (вознаграждение) банка признается в расходах в периоде, в котором договор банковской гарантии вступил в силу (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

В бухгалтерском учете компании на дату вступления в силу договора надо сделать следующие записи:

Расширьте свои знания и получите повышение зарплаты

Чтобы выжить в кризис коммерческой организации нужны стабильные контракты для получения гарантированных доходов от государственных заказчиков, обеспеченных бюджетными средствами.

Бухгалтеру надо чувствовать себя в вопросах госзакупок как рыба в воде, чтобы без труда находить нужные конкурсы, успешно проходить их, и заключать выгодные сделки. Для этого необходимо освоить поиск тендеров и подготовку заявок на участие в них.

Ни для кого ни секрет, что руководство коммерческой организации во время общего экономического спада не будет поднимать зарплату своим сотрудникам без веских на то оснований, например, таких, как возложение дополнительных обязанностей, вместо найма еще одного работника. В случае освоения такого важного участка, как госзакупки любой бухгалтер может рассчитывать на повышение зарплаты.

В настоящее время существует совсем немного курсов для поставщиков, гораздо чаще проводят обучение для заказчиков.

По окончании курса бухгалтеру выдают официальный документ о профессиональной переподготовке — подтверждение квалификации. Подкованность в вопросах госзакупок кроме увеличения заработка, дает возможность уверенно себя чувствовать в переговорах с контрагентами-госзаказчиками. Помимо того, повышение квалификации всегда дает специалисту востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

Онлайн-обучение для бухгалтера компании-поставщика

Разберитесь, как участвовать в госзакупках и приносить компании прибыль, подтвердите квалификацию и получите документ о профпереподготовке:

«Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часов.

Пробный урок по госзакупкам бесплатно!

Пробный обучающий курс в Контур.Школе. Узнайте о важных изменениях, пройдите тест и получите электронный сертификат.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

3
  • MSA

    "Бухгалтеру надо чувствовать себя в вопросах госзакупок как рыба в воде, чтобы без труда находить нужные конкурсы, успешно проходить их, и заключать выгодные сделки."

    А еще ему что надо? Быть сисадмином, менеджером по продажам, уборщиком, и желательно за зарплату бухгалтера?

    • id614249813

      полностью согласна, тут не успеваешь изучать все изменения в бух.учете, налоговом, трудовом, .... еще и госзакупки на него свалите )

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

107

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

149

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

115
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Интересные материалы

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
141