Бухгалтерам на аутсорсинге: как собирать досье на всех-всех-всех

Эта информация крайне важна для любой бухгалтерско-аудиторской компании на аутсорсинге.

Эта информация крайне важна для любой бухгалтерско-аудиторской компании на аутсорсинге.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Допустим, после моего семинара вы создали аутсорсинговую компанию, которая обслуживает вас, управляет вашими денежными средствами, счетами, или от вашего имени принимает наличные денежные средства, или управляет вашим имуществом. Тогда эта статья крайне важна для вас.

Первый документ: Проект Приказа «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366». Плюс сам Приказ федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366, в который вносятся изменения.

Итак, какую цепочку мы имеем? Есть бухгалтерская компания. Эта компания по вашему поручению со своего IP-адреса управляет вашими расчетными счетами, сдает отчетность, принимает наличные денежные средства или выплачивает по вашему поручению наличные денежные средства. Соответственно, у ваших компаний есть контрагенты. И теперь, согласно вносимым изменениям, бухгалтерская компания должна будет контролировать сделки между клиентом (вашей организацией) и всеми контрагентами клиента: проверять каждую сделку на предмет отмывания доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового поражения.

Вся цепочка выглядит следующим образом. Бухгалтерская компания (или ИП) обязана встать на учет в Росфинмониторинг, в противном случае ее оштрафуют на 400 000 рублей. Нужно заполнить длинную-длинную анкету. Затем эта бухгалтерская компания должна собрать досье на каждого из своих клиентов, согласно приложению №2.

Что войдет в это досье? Сведения, подлежащие установлению при идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися бизнесом без образования юрлица.

Какие сведения будут подлежать установлению и идентификации? Абсолютно все. Первое. Сведения, подлежащие установлению и идентификации, наименования на русском, английском, организационно-правовая форма, ИНН, коды при наличии иностранной структуры, сведения о госрегистрации, ОГРН, номер записи об аккредитации филиалов представительств, адреса юрлиц, коды, которые клиент использует в соответствии с общероссийским классификатором административно-территориального деления, место введения основной деятельности, состав имущества полностью, состав имущества, а также ФИО, адреса места жительства всех тех, кто управляет этим имуществом по доверительному управлению или владеет.

Затем все коды юридического лица в соответствии с общероссийским классификатором предприятий и организаций, сведения о лицензиях, банковские и идентификационные коды, сведения об органах юридического лица в части, касающейся управления, вся контактная информация, все факсы, номера телефонов, адрес электронной почты. Все абсолютно.

Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений: зачем, с кем и как ты будешь торговать. Все сведения о финансовом положении, а именно копии годовой бухгалтерской отчетности, баланс, копии аудиторских заключений, справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, штрафов, пеней, выданных налоговым органом.

Сведения об отсутствии в отношении клиента производства о несостоятельности и банкротства. Сведения об отсутствии фактов неисполнения клиентом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах. Данные о рейтинге клиента, размещенные в интернете. Абсолютно все. При этом указано: «Количество и виды документов из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются организаций и индивидуальным предпринимателем в целях определения финансового положения клиента, определяются в программе изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании, включенной в ПВК и разработанной на основании требований к ПВК».

Еще бухгалтерская компания должна собрать сведения о деловой репутации своих клиентов. Любые из нижеперечисленных: отзывы в произвольной письменной форме при возможности их получения о юридическом лице других клиентов, имеющих с ним деловые отношения, отзывы в произвольной письменной форме при возможности их получения от кредитных организаций или некредитных финансовых организаций. Целый список отзывов…

После этого эта бухгалтерская компания (раздел 2.9) должна собрать сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.

Раздел 3 «Сведения, подтверждающие наличие полномочий представителя клиента, – наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента»…

Это можно читать часами… И это только одно приложение…

Вы спросите: «В чем новость? Ты про это писал еще в апреле-мае». Все верно. Новость заключается в том, что теперь бухгалтерская компания должна будет не только собирать сведения про клиента, но и про всех его контрагентов и проверять операции на предмет обналички и отмывания доходов, полученных преступным путем. Зачем ты платишь контрагенту? Почему с этим контрагентом транзитная операция? Объясни деловые цели сделки.

Вы спросите: «Туров, откуда ты это взял?» Это новая редакция, и пункт №13 написан следующим образом: «В случае, если организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, не располагают информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, то организациям, индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и лицам, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки)».

Вы скажете: «Ну, и что?» Выше я написал, как будет проходить идентификация. Все это безумие, сведения, отзывы, деловую репутацию, сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества – все это бухгалтерская компания, согласно приложению №2 должна устанавливать не только относительно своих клиентов, но и относительно контрагентов клиента. Это дословно. Я ничего не выдумываю.

Кроме того, теперь организации, индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические, бухгалтерские услуги обязаны будут принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. А при идентификации бенефициарных владельцев необходимо будет устанавливать сведения, указанные в приложении №1.

Что это за сведения, которые нужно будет устанавливать в отношении бенефициарных владельцев? Открываю приложение №1: 15 пунктов… Цитирую:

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
  2. Дата рождения
  3. Гражданство.
  4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии).
  5. Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации. Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них миграционной карты предусмотрена законодательством Российской Федерации.
  6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания). Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, предусмотрена законодательством Российской Федерации.
  7. Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
  8. Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). 8.1. Информация о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).
  9. Контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
  10. Должность клиента, являющегося лицом, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона.
  11. Степень родства либо статус клиента по отношению к лицу, указанному в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона.
  12. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений.
  13. Сведения о финансовом положении.
  14. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.
  15. Сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента, — наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента».

Итак, к каким юридическим и бухгалтерским компаниям и в каких случаях относится все вышеперечисленное? Только к тем, кто управляет имуществом, денежными средствами или готовит договора купли-продажи имущества. Или принимает наличность, или осуществляет платежи с расчетных счетов за вас по доверенности или договору. Обычная юридическая или бухгалтерская компания, которая ведет учет и сдает отчетность, не должна регистрироваться в Росфинмониторинге и собирать досье на своих клиентов.

Какие выводы? Грустные… Сделайте выводы сами: напишите комментарии. Что вы думаете об этих изменениях? Это наведение порядка, и так нужно делать? Я просто хочу узнать ваше мнение, поэтому цитировал нормативную базу.

На ближайшем семинаре я расскажу, как выжить даже в таких условиях. Целый блок будет посвящен банковскому контролю и Росфинмониторингу.

Спасибо, удачи в делах

Комментарии

4
  • snownixie

    По большому счёту технически это будет сделать совсем не сложно. Экономика России поделена на определённое количество секторов. Возьмём к примеру условно цифру 8. Восемь секторов экономики принадлежат или курируют определённые группы лиц. Дальше каждый сектор делиться на подсектора, в которых существуют устойчивые деловые связи, так как это, как правило, или франшизы или дочерние предприятия. То есть если предприятие занимается торговлей обуви, следовательно это либо дочка либо франшиза одного из 8 секторов. А ещё было бы здорово всё это выполнить в цветовой гамме. Как в песенке детской "Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевое солнце, оранжевый верблюд, оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют" Но по сути все транзакции будут оранжевого цвета море это или верблюд. Группируйте всё применяя цветовую гамму и вы увидите как прост мир. ))))

  • НикифорФоркраев

    По поводу этих изменений думается следующее: таким образом бесплатно получают внештатных сотрудников контролирующих органов. Большой объем бумажных работ придется делать, отвлекать человеко-часы на работу не приносящую дохода бухгалтерской или аудиторской компании. Хороши или плохи внештатные сотрудники виднее только тем, кто с ними работает.

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.