Про мобилизационную подготовку в организациях

Я продолжаю серию роликов о мобилизации. И сейчас мы поговорим с вами о мобилизационной подготовке в организациях. Давайте скажем честно, что у микро, малого и среднего бизнеса, я бы так сказал, мало, кто этим вопросом занимался.

В последний раз у нас мобилизация была во время Великой Отечественной войны. Да и военкоматы особо не обращали на это внимания. Как это будет — сейчас, бог его знает. Как теперь все эти требования развернутся в отношении организаций, мобилизационного учета, какие будут меры к директорам приниматься — не знаю.

Я хочу рассказать, как это должно быть по закону.

«Юридические лица всех форм собственности обязаны выполнять комплекс мер в рамках мобилизационной подготовки (п. 1 ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ). При подготовке речь идет о тех мероприятиях, которые проводятся в мирное время для преждевременного обеспечения интересов государства и населения в случае военного положения.

Обязанности компаний в рамках мобилизации закреплены в ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ и включают в себя следующие требования:

1. В отношении воинского учета работников организации

  • иметь в структуре предприятия военно-учетные подразделения;
  • осуществлять воинский учет и бронирование граждан по специальному перечню;
  • отчитываться в соответствующие органы по бронированию при необходимости;
  • оказывать поддержку работе военных комиссариатов. В том числе оповещать своих сотрудников и обеспечивать их явку в военный комиссариат (военкомат), на сборные пункты или в воинские части.
Как правило, этим занимаются бухгалтеры или кадровики, в зависимости от количества сотрудников компании. Если у вас работают отдельно 15 человек, то отдельного кадровика, естественно, заводить не нужно. Это, обычно, поручают своему бухгалтеру или бухгалтеру на аутсорсинге.

2. В части мобилизационной готовности предприятия

  • проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности, разрабатывать с сфере компетенции предприятия мобилизационные планы;
  • создавать мобилизационные органы либо назначать ответственных работников».

Мобилизационная готовность — это когда у вас есть какое-то производство, и вы должны будете взять под козырек и начать производить нужные товары армии.

Отказаться не можете. Я уже рассказывал: там для начала штраф, потом — от 4 до 8 лет лишения свободы. Потом от 5 до 10 лет лишения свободы.

Что касается мобилизационных мероприятий, мобилизационной подготовки, то, как я сказал, назначаете ответственного сотрудника. И создаете подразделение, если у организации имеются или предвидятся мобилизационные задания.

Что касается воинского учета, он должен был всегда вестись в каждой организации. Насколько он велся или не велся, это большой вопрос. Но теперь, наверное, все-таки, лучше его вести.

Пусть ваш бухгалтер или кадровик заведет карточки воинского учета призывников и военнообязанных. Это называется «карточка гражданина, подлежащего воинскому учету». Самое интересное, что на ИП такая обязанность не возлагается. У них есть, что называется, небольшая льгота.

На основании каких документов ведется воинский учет

Какие документы вам должны предоставить ваши сотрудники:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (призывники),
  • военный билет или временное удостоверение, или справка (военнообязанные).

И дальше вы должны будете отчитываться перед военкоматом.

«Состав отчетности работодателя в военкомат:

  1. сведения о поступлении (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017);
  2. сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017). Данные предоставляются по запросам военных комиссариатов.
  3. сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или местопребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (форма утверждена приложением № 2 порядка, предусмотренного в приложении № 13 к рекомендациям Генштаба ВС от 11.07.2017);
  4. сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (форму следует уточнить в военкомате).

По пунктам 1–4 данные предоставляются работодателем в течение двух недель с момента их возникновения».

Ну и, как я уже сказал, нужно «сдать» всех ваших мужчин, кто не состоит на воинском учете, чтобы военкоматы приняли к ним соответствующие меры. Я надеюсь, вы этого делать не будете.

Так же надо подать списки работников мужского пола пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста. А еще вы делаете списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений, карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах.

И еще есть проверки со стороны военкомата. Но лично я за всю свою жизнь в среде микро, малого бизнеса и среднего не сталкивался с проверками из военкоматов, чтобы сотрудники военкоматов приходили в организации и проверяли, как у вас осуществляется этот воинский учет.

Вывод

Короче, в обычных организациях военкоматы должны проверять, как осуществляется весь этот воинский учет не реже одного раза в три года. А в тех организациях, где работают свыше 500 человек, проверки должны проходить на ежегодной основе. Что-то я сильно сомневаюсь, что они были. Но по закону вот так.

Ну, и по поводу штрафов. Штрафы пока небольшие. За несообщение в военный комиссариат сведений о принятых или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, ответственность будет по ст. 21.3 КоАП— штраф до 5 000 рублей.

За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений по запросу военного комиссариата — ст. 19.7 КоАП, граждан оштрафуют на 500 рублей, директоров — на 5 000 рублей.

Коллеги, мы подготовили для вас памятку по мобилизации + разъяснения для бизнесменов и граждан России.

Начать дискуссию

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.