Ведение бизнеса

Оранжевый закат

Один из самых амбициозных игроков туристической розницы — «КУДА.РУ» — сошел с дистанции. От сети, насчитывавшей 150 бюро путешествий, остались только многомиллионные долги, звучный брэнд и логотип в виде оранжевого солнышка. Инвестора-спасителя, который вынул бы проект из долговой петли, так и не нашлось.
821 26

Один из самых амбициозных игроков туристической розницы — «КУДА.РУ» — сошел с дистанции. От сети, насчитывавшей 150 бюро путешествий, остались только многомиллионные долги, звучный брэнд и логотип в виде оранжевого солнышка. Инвестора-спасителя, который вынул бы проект из долговой петли, так и не нашлось.

Доставаться кредиторам за долги — такова сейчас горькая судьба многих проектов, владельцы которых бились не столько за прибыльность, сколько за рыночную долю, и выращивали бизнес на продажу. Кризис застал «Куда.ру» врасплох — на активной инвестиционной стадии, в самый разгар увлекательного процесса накачивания «рыночной массы».

«Стратегически мы компания, нацеленная на IPO», — рассказал в интервью «Бизнес-журналу» в апреле прошлого года Александр Комарницкий, основной акционер холдинга «Туральянс», управляющего сетями «Куда.ру» и «Магазины горящих путевок». План тогда был такой: вырастить к концу 2010 года обе сети в совокупности с 500 до 1 100 офисов продаж и миллиарда долларов годового оборота, захватив 10–12% российской туристической розницы, а затем, когда заокеанский финансовый кризис уляжется, вывести акции компании на биржу.

Стоит отдать должное: выходец с фондового рынка Александр Комарницкий действовал в турбизнесе в полном соответствии с катехизисом профессионального инвестора. В 2001 году ему за долги достались две туроператорские компании средней руки — Destinations of the World (DoTW) и «Лагуна тур». В дополнение к ним он в скором времени приобрел розничный бизнес — сеть бюро путешествий «Куда.ру», которой тогда отроду не было и года. На базе этих активов Александр Комарницкий сформировал холдинг «Туральянс» и принялся налаживать между ними синергию.

То, что инвестирование в туризм — трудный жанр, Александр Комарницкий почувствовал достаточно быстро. Туроператорский бизнес в рамках «Туральянса», по сути дела, так толком и не пошел. Зато розница ему, инвестору не из туризма, показалась более понятной и благодарной — с точки зрения использования стандартных технологий масштабирования. С 2006 года Комарницкий начал пускать в свой бизнес стратегических инвесторов: 25% «Куда.ру» было продано фонду прямых инвестиций UFG Private Equity за 13,6 млн долларов, а год спустя, по официально не подтвержденным данным, 15% приобрел швейцарский фонд International Holidays Fund за 11–12,5 млн долларов. Полученных средств Комарницкому с лихвой хватило на покупку крупнейшей на тот момент в России сети «Магазинов горящих путевок» за 5,5 млн долларов, поглощение нескольких сетевых ритейлеров помельче, а также на ускоренное развитие. За два последующих года Комарницкий почти удвоил число офисов продаж. «Куда.ру» агрессивно открывала новые точки в местах с высокой проходимостью и закачивала девелоперам депозиты за аренду в строящихся торговых центрах, которые находились еще на стадии котлована. «В депозитах у нас заморожены миллионы долларов!» — отчасти сетовал, отчасти бравировал Комарницкий.

Стремительность, с которой завалился на бок с началом кризиса бизнес «Куда.ру» (эксперты на пике оценивали его в 115-150 млн долларов), может удивить только человека, незнакомого со спецификой выездного турбизнеса. «Венчурность» туристической отрасли состоит в том, что здесь даже крупный игрок редко когда владеет весомыми материальными активами; все его достояние — технология работы, репутация, брэнд и кадры. Эта конструкция, подобно двухколесному велосипеду, устойчива, только когда движется на хорошей скорости и генерирует беспрерывный cash flow. Когда основной кредитор «Куда.ру» — ЮниКредит Банк — отказался реструктурировать кредит в размере 18 млн долларов, операционную деятельность сети залихорадило. Уже к концу зимы большинство крупных туроператоров отказалось от работы с сетью из-за хронических неплатежей, задержки по зарплате сотрудникам достигли 4–5 месяцев, валом начали нарастать долги перед арендодателями и арбитражные иски, а Александр Комарницкий перестал быть доступным для комментариев.

Впрочем, внутренний кризис в компании проявился еще весной прошлого года. Уже тогда, как говорят бывшие сотрудники «Куда.ру», сеть в полной мере ощутила тяжесть своего долгового бремени.

— Слишком бурный рост, — ставит свой диагноз Сельчук Бугай, экс-гендиректор «Куда.ру», покинувший компанию полгода назад. — К тому же инфраструктура в виде автоматизации бэк-офиса и системы управления продажами, которая могла бы поддержать этот рост, была готова лишь на 70%. Это все равно что возводить дом на недостроенном фундаменте: надстраивать третий–четвертый–пятый этажи можно, но получается криво. А исправлять инфраструктуру потом — труднее и дороже.

По мнению участников рынка, весьма неоднозначным решением, которое приняли акционеры «Куда.ру» еще несколько лет назад, стал курс на полное свертывание франчайзинговой программы. Наличие только собственных, а не франчайзинговых офисов, безусловно, добавляло сети инвестиционной привлекательности, но, как показало время, снизило кризисоустойчивость. Примечательно, что франчайзинговые «Магазины горящих путевок» — другой сетевой проект «Туральянса» — до сих пор продолжают работать в нормальном режиме.

— Вся история «Куда.ру» — это история экспансии: покупки других компаний и открытия новых офисов, — комментирует предприниматель Андрей Озолинь, создатель и экс-владелец сети «Магазины горящих путевок». — Очевидно, что изначально не ставилась задача сделать работу «Куда.ру» операционно прибыльной. Видимо, надежда была на постоянный рост отрасли.

Первые попытки продать свои туристические активы Александр Комарницкий предпринял еще накануне прихода кризиса в Россию. По слухам, циркулировавшим на рынке прошлым летом, дальше всего он продвинулся в переговорах с АО «Северсталь» и Национальным резервным банком, но сделка не состоялась. Отчаянные попытки найти покупателя продолжались до весны. Но тут речь шла уже не о почетном выходе из бизнеса, а о капитуляции перед кредиторами. «Куда.ру» к этому времени уже съежилась до двух десятков офисов. В середине марта Комарницкий пообещал сотрудникам рассчитаться по зарплатам после завершения сделки, которая, как казалось, вышла на финишную прямую. Однако и в этом случае риски компании показались потенциальному покупателю — инвестиционной группе «Трастком» — неоправданно высокими. Последний офис «Куда.ру» закрылся в апреле.

— Региональные офисы компании к моменту начала кризиса в России не успели выйти на уровень рентабельности, создав проблемы для всей сети, — анализирует причины финансового краха «Куда.ру» Сергей Толчин, генеральный директор дивизиона «Интурист Магазин Путешествий». — В связи с подготовкой к продаже руководство компании не принимало антикризисных мер. Тем временем туристический рынок продолжал сокращаться, а долговые обязательства сети — увеличиваться. После того как стало понятно, что продажа компании не состоится, убыточные офисы начали закрывать, но спасти сеть было уже невозможно.

Кредиторам мало что досталось. По сути, лишь брэнд с оранжевым солнышком, о котором с похвалой до сих пор отзываются даже конкуренты. «Что касается брэндинга и позиционирования на рынке, «Куда.ру» — большие молодцы», — признает Светлана Баимкина, директор по рекламе и вендорным коммуникациям франчайзинговой сети «Горячие туры». Правда, как считает Сельчук Бугай, стоит брэнд по нынешним временам никак не дороже пары сотен тысяч долларов. Слабая компенсация кредиторам, потерявшим десятки миллионов.

От восхода до заката

2001 — Центр фондовых операций «Тантьема» (один из владельцев — Александр Комарницкий) получил за долги туроператорскую компанию DoTW, а затем — «Лагуну тур». Вскоре «Тантьема» приобретает за $500–700 тыс.* сеть бюро путешествий «Куда.ру» с двенадцатью офисами продаж и формирует из своих туристических активов управляющую компанию «Туральянс».

2005 — туроператорское направление в рамках «Туральянса» свернуто, взамен приобретен 27-процентный пакет в многопрофильном туроператоре «И-Турс» за $3 млн*.

2006 — 25-процентный пакет в сети «Куда.ру» (свыше 100 офисов продаж) продан стратегическому инвестору — фонду UFG Private Equity — за $13,6 млн. Приобретена сеть турагентств Entire Travel из двенадцати офисов продаж в «Рамсторах» и «Ашанах» за $500 тыс.*, а затем — сеть турагентств «Магазин горящих путевок» (свыше 160 офисов продаж) за $5,5 млн.

2007 — по официально не подтвержденным данным, 15-процентный пакет в сети «Куда.ru» (около 140 офисов продаж) продан швейцарскому фонду International Holidays Fund за $11–12,5 млн*.

Конец 2008-го — из-за серьезных финансовых проблем сеть «Куда.ру» сокращается до 22 офисов.

Апрель 2009-го — закрыт последний офис «Куда.ру».

* — оценки источников, не связанных со сделкой (информационная группа «Турпром», СМИ, собственные оценки «Бизнес-журнала»).

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
83

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
149
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

41
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
42
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.