Офшоры

Кипр… как много в этом звуке для бизнеса российского слилось: анализ нового порядка обмена информацией между Россией и Кипром

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и попробуем разобраться, насколько обоснованы муссируемые в последнее время в СМИ сообщения о том, что новый порядок обмена информацией между Россией и Кипром по соглашению об избежании двойного налогообложения может поставить крест на использовании кипрских компаний в интересах российского бизнеса.

Сообщения о том, что сотрудничество с кипрскими компаниями может стать опасным и невыгодным для российских бизнесменов, стали появляться в российских СМИ после подписания 16 апреля 2009г. в Никосии (Кипр) Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998г. (далее – «Протокол» и «Соглашение» соответственно).

Поводом к тому, вероятнее всего, стали «положительные» оценки подписанного Протокола представителями российской стороны, принимавшими участие в подготовке и подписании Протокола. Так, например, комментируя подписание Протокола, глава департамента налоговой политики Минфина РФ Илья Трунин отметил: «До последнего времени Кипр не шел на сотрудничество в части обмена информации, но, начиная с конца прошлого года, мы видим прогресс, согласие Кипра идти навстречу российским фискальным органам. Теперь, в итоге долгих переговоров, мы смогли найти баланс и в части наших требований, и их интересов».

Новый порядок обмена информаций между Кипром и Россией установлен в обновленной редакции одноименной статьи 26 Соглашения - «Обмен информацией», которая, в частности, предусматривает следующие нововведения:

- обмен информацией по всем видам взимаемых налогов, а не только по налогам на доходы и капитал, подпадающим под действие Соглашения;

- обязательное предоставление запрашиваемой информации даже в том случае, когда государство, предоставляющее информацию «не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей»;

- невозможность обоснования отказа в предоставлении информации лишь тем, что «такой информацией располагает банк, иной финансовый институт, номинальное лицо, агент или доверительный управляющий», а также тем, что «такая информация касается имущественных интересов применительно к какому-либо лицу».

Безусловно, данные нововведения ухудшают положение российских предпринимателей, использующих в своей деятельности кипрские компании, поскольку расширяют круг информации, к которой могут получить доступ российские контролирующие органы, значительно сужая при этом перечень возможных оснований для отказа в предоставлении информации и делая возможным доступ к ранее закрытым сведениям, составляющим банковскую тайну. Это тем более актуально в свете формирующейся в России судебно-арбитражной практики по делам, связанным с использованием «необоснованной налоговой выгоды». Но являются ли новации критичными? Действительно ли они делают невозможным дальнейшее эффективное использование кипрских компаний? Мне представляется, что нет. И вот почему.

Во-первых, не каждый запрос о предоставлении информации из России может быть исполнен на Кипре. К исполнению могут приниматься лишь запросы соответствующие критериям, установленным Законом Кипра 71(I) 2008 об изменениях к Закону 1978 года о Подтверждении и Сборе Налогов. Это следует из закрепленного Соглашением принципа ненарушения внутренних административных процедур государства, предоставляющего информацию. Так, например, помимо прочего в запросе обязательно должны быть указаны:

• Информация о лице, в отношении которого запрашивается информация, позволяющая его идентифицировать;
• Описание запрашиваемой информации, желаемого способа и целей ее получения;
• Обстоятельства, указывающие на то, что запрашиваемая информация имеется у кипрских налоговых органов или находится в распоряжении иного лица в юрисдикции Кипра;
• Имеющаяся информация об имени и адресе лица, владеющего запрашиваемой информацией;
• Заявление о том, что в государстве, запрашивающем информацию, предприняты все возможные меры для получения запрашиваемой информации внутри этого государства.

Законом Кипра 71(I) 2008 также установлено, что запрос о предоставлении информации может быть принят к исполнению налоговыми органами Кипра только после получения предварительного письменного согласия Генерального Прокурора Кипра, которое, как правило, может быть получено только в случае наличия серьезных обвинений в мошенничестве или совершении иных противозаконных операций (например, таких как финансирование терроризма). При этом необходимо отметить, что налоговые правонарушения на Кипре не признаются уголовно-наказуемыми деяниями.

Также нельзя забывать и о ситуациях, когда в предоставлении информации запрашивающей стороне может быть отказано. Перечень таких случаев в Соглашении остался прежним и включает в себя:

1) Уже отмечавшуюся ситуацию, когда предоставление информации связано с необходимостью проведения административных мероприятий, противоречащих законодательству или административной практике государства, предоставляющего информацию;
2) Запрашиваемая информация не может быть получена в соответствии с законодательством или в соответствии с обычной административной практикой государства, предоставляющего информацию;
3) Предоставление информации раскроет какую-либо торговую, деловую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну, либо торговый процесс;
4) Предоставление информации противоречит публичному порядку (ordre public).

Таким образом, о массовом характере направления запросов (вернее, направления положительных ответов на них), а также о предоставлении информации по немотивированным запросам российской стороны, на наш взгляд, говорить вряд ли возможно, а предоставление дозированной информации по «настойчивым» мотивированным запросам в исключительных случаях было возможно и ранее.

Во-вторых, механизм обмена информацией между Кипром и Россией, в т.ч. и по процедуре, предусмотренной Законом Кипра 71(I) 2008, существовал задолго до подписания Протокола, однако факты выдачи информации по запросам российских контролирующих органов носили единичный характер, а данные о бенефициарах кипрских компаний не представлялись вовсе (по крайней мере, нам не известно ни об одном факте выдачи такой информации по запросу российской стороны).

Очевидно, что Кипр, стремясь не только сохранить проходящее через него потоки инвестиций, но и по возможности увеличить их, ни ранее, ни сейчас не был заинтересован в раскрытии информации о зарегистрированных на территории Кипра компаниях, их деятельности и владельцах, поскольку раскрытие «лишней» информации в отношении хотя бы нескольких крупных компаний, может повлечь за собой массовый лавинообразный отток капитала с Кипра. В этой связи, несмотря на подписание Протокола, с большой долей вероятности можно предположить, что на практике ситуация с ответами на российские запросы изменится незначительно.

В-третьих, введенные Протоколом правила обмена информацией не являются чем-то необычным и принципиально новым, поскольку, по большей части, они соответствуют нормам Модельной конвенции Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) редакции 2004 (2008) г.

В этой связи необходимо отметить, что отказ от использования кипрских компаний в пользу иных юрисдикций в настоящее время будет являться лишь небольшой временной передышкой, поскольку в недалеком будущем подавляющее большинство соглашений об избежании двойного налогообложения будут приведены в соответствие с упомянутой Модельной конвенцией ОЭСР. К тому же, учитывая развитость сервисного обслуживания на Кипре, либеральность его налогового законодательства, найти хоть сколько-нибудь похожую на Кипр по удобству и эффективности работы юрисдикцию будет нелегко.

Кроме того, в отношении уже прошедших периодов смена юрисдикции вообще не будет являться решением проблемы, а, напротив, может только усугубить ее, поскольку информация по Соглашению и Закону Кипра 71(I) 2008 может быть представлена даже в отношении уже ликвидированной компании.

По большому счету, наличие потенциальной возможности раскрытия информации необходимо рассматривать как своего рода плату за респектабельность Кипра, что в т.ч. позволяет ему присутствовать в «белом» списке юрисдикций, составленном по итогам саммита G20 в 2009г. и отсутствовать в локальных «черных» списках отдельных стран (так, по заявлениям Минфина РФ, Кипр будет исключен из списка оффшоров сразу же после ратификации Протокола).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что новый порядок обмена информацией лишь вводит обновленные правила игры при построении моделей ведения бизнеса с использованием кипрских компаний, заставляя российский бизнес более взвешено и обдуманно подходить к управлению иностранной компанией и выбору сервисной компании, обслуживающей ее деятельность, но, отнюдь, не препятствует использованию широчайшего потенциала бизнес-возможностей Кипра российскими предпринимателями. Безусловно, в отношении многих уже используемых кипрских моделей может потребоваться их существенная корректировка, доработка, а, возможно, и полная смена формата взаимодействия.

В заключение также хотелось бы обратить внимание читателей, что изменения внесенные Протоколом еще не вступили в законную силу, поскольку Протокол пока еще не прошел процедуру ратификации в РФ. Однако, по мнению автора, ожидать ратификация Протокола возможно самое в ближайшее время (возможно, до конца 2009г.).

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.