Ведение бизнеса

С монополистами будут бороться по-новому

Обеспечить честную конкуренцию на рынке – одна из важнейших задач государства. К сожалению, нынешнее российское законодательство не способно обеспечить ее эффективное решение. Однако стоит рассчитывать, что скоро эта проблема будет решена.
610 219

Ярослав Колпаков, эксперт «Консультанта»

Обеспечить честную конкуренцию на рынке – одна из важнейших задач государства. К сожалению, нынешнее российское законодательство не способно обеспечить ее эффективное решение. Однако стоит рассчитывать, что скоро эта проблема будет решена.

Девятого марта Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”». Согласно внесенным поправкам, будут существенно повышены лимиты по сделкам слияния и присоединения, требующим одобрения Федеральной антимонопольной службы России (ФАС).

В то же время первого марта ФАС внесла в Правительство проект принципиально нового закона «О защите конкуренции». За день до этого глава ФАС Игорь Артемьев представил законопроект на семинаре в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). В заседании круглого стола также участвовали профессора ГУ-ВШЭ, представители Госдумы, Министерства экономического развития и торговли РФ, независимые специалисты. Как выяснилось в процессе обсуждения, на данный момент у этого документа есть как многочисленные достоинства, так и явные недоработки.

Контролировать меньше, но лучше

Антимонопольная политика – один из важнейших инструментов государства. В начале семинара это особо подчеркнул Игорь Артемьев. Игорь Юрьевич согласился с тем, что пока действия его ведомства не привели к каким-то серьезным изменениям в экономике. Проблема состоит в том, что антимонопольное законодательство не изменялось уже более десяти лет и безнадежно устарело. Поэтому так и необходимо появление нового закона.

Игорь Артемьев кратко рассказал о нововведениях, предусматриваемых законопроектом. Во-первых, будут сохранены повышенные максимальные значения сумм по сделкам слияния и поглощения, не требующим санкции ФАС. Только теперь они будут измеряться не в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ), а в рублях. По словам Игоря Юрьевича, поднятие барьеров позволит ФАС более эффективно контролировать рынки, концентрируясь только на крупных сделках.

Во-вторых, предполагается ослабить госконтроль над сделками с акциями. В частности, будет либерализован порядок перераспределения акций внутри холдинга. Теперь ФАС будет контролировать только ключевые сделки с акциями – по прочим вводится уведомительная система. Это позволит избавить средний бизнес от длительных согласований, а ФАС – от многочисленных проверок.

Кроме того, ведомство Игоря Артемьева предлагает новый подход к понятию доминирования. Сейчас положение компании может быть признано доминирующим, если ее доля на рынке составляет 65 процентов. В проекте же эта планка снижена до 50 процентов. Кроме того, документ предполагает и такие ситуации, когда достаточно большая доля рынка принадлежит трем или пяти компаниям (более 50 и 70 процентов соответственно). В этом случае, если доля на рынке каждой из них не меньше 5 процентов, все они будут признаны доминирующими.

И наказывать, и защищать

Важной особенностью законопроекта является то, что он предполагает существенное увеличение штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. Причем их размер будет измеряться не в МРОТ, как сейчас, а в процентах от годовой выручки. Например, за злоупотребление доминирующим положением на рынке будет предусмотрен штраф до 2 процентов с оборота, а за согласованные действия – до 4 процентов.

В Европе и США за подобные нарушения, помимо существенных штрафов, предусматриваются и мощные уголовные санкции. Однако, по мнению Игоря Артемьева, ответственность в этой сфере у нас должна быть исключительно гражданской. Однако штрафы должны носить показательный характер в отношении наиболее грубых правонарушений.

Как подчеркнул Игорь Артемьев, главная задача его ведомства – «в режиме постоянного давления осуществлять наблюдение за крупными компаниями». Однако при этом важно защитить их самих от излишнего вмешательства государства. И этот принцип нашел отражение в законопроекте. Так, любое решение ФАС может быть приостановлено с момента подачи заявления в суд. А если компании обвиняются, например, в «коллективном доминировании» на рынке, то ФАС обязана доказать это в суде.

Предполагается ужесточить контроль и в отношении самого государства. По словам Игоря Артемьева, из общего числа антимонопольных дел в последнее время 52 процента касались органов государственной власти. Новый закон введет запрет на совмещение функций хозяйствующих субъектов и органов власти. Также в нем подробно разобрана проблема предоставления государственной помощи.

Отдельной проблемой является сбор доказательств о нарушениях антимонопольного законодательства. На Западе антимонопольные ведомства фактически являются силовыми структурами. Однако для России, по мнению г-на Артемьева, такой подход неприемлем. Гораздо целесообразнее будет наладить взаимодействие с существующими ведомствами – Федеральной службой по финансовому мониторингу, МВД, Генеральной прокуратурой и т. п.

Спорных вопросов достаточно

Очевидно, что подготовить антимонопольный закон, полностью удовлетворяющий требованиям времени, весьма непросто. Однако следует признать, что в этом проекте авторам удалось реализовать ряд важных новшеств.

Одно из главных достоинств документа заключается в том, что он содержит нормы, регулирующие отношения на товарных и финансовых рынках. Об этом, в частности, сказала профессор кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева. Она отметила, что теперь принципы конкурентной политики на этих рынках будут одинаковы.

Также г-жа Авдашева положительно оценила либерализацию антимонопольного контроля в отношении многих видов сделок. С другой стороны, закон устанавливает перечень особо опасных нарушений, по которым не может быть какого-либо смягчения наказания. Очень важно, по словам Светланы Борисовны, и то, что за ограничения конкуренции предполагается наказывать и органы исполнительной власти. А эта норма встречается далеко не во всех странах.

Однако в законопроекте есть и ряд вопросов, вызывающих неоднозначную реакцию. Например, слишком жестко сформулирована концепция коллективного доминирования. По словам г-жи Авдашевой, под обозначенные в документе критерии формально подпадают порядка семидесяти отраслей экономики России.

Таким образом, автоматическое применение этой нормы противоречит принципам антимонопольного законодательства. Заметим, что аналогичные опасения выразил и президент ГУ-ВШЭ Александр Шохин. Он предположил, что государство попытается регулировать цены на продукцию отраслей, отвечающим критериям коллективного доминирования. А это породит дефицит и, как следствие, «черный рынок».

По словам г-жи Ардашевой, законопроект слишком многое относит к государственной помощи, а это будет распылять силы ФАС. В то же время разрешенный размер госпомощи (пять процентов от оборота компании), по ее мнению, слишком велик.

Наконец, в законопроекте недостаточно используется принцип гласности, хотя с его помощью можно решить многие проблемы. Например, чтобы добиться эффективного контроля за актами госпомощи, достаточно сделать их все гласными. Тогда необходимость в предварительном анимонопольном контроле просто отпадет.

Коллизий избежать не удалось

Значительной критике законопроект подвергся и за недостаточную точность и корректность формулировок. Об этом говорила декан факультета права ГУ-ВШЭ Оксана Олейник. По ее мнению, законопроект сделан несколько небрежно. Например, в статье 3 есть следующие слова: «деятельность, приносящая доход». Здесь возникает проблема, как разграничить доход собственника и доход предпринимателя. Также, по ее словам, в тексте документа слишком вольно используется понятие «недобросовестность». Однако в выражениях «недобросовестная конкуренция» и «недобросовестное приобретение» это слово обозначает разные понятия.

Г-жа Олейник указала и на то, что ряд положений закона дублирует нормы, прописанные в других отраслях права. Например, статья 9 определяет наказание за «распространение ложных, неточных или искаженных сведений». В то же время подобная норма существует в статье 152 Гражданского кодекса РФ. Однако непонятно, как соотносить эти нормативные акты. По мнению Оксаны Олейник, статья о недобросовестной конкуренции вообще выглядит «инородным телом» в документе, и ее лучше было бы вообще исключить.

В заключение г-жа Олейник заметила, что такая функция, как предупреждение монополистической деятельности, законопроектом реализована недостаточно. Таким образом, применяться закон, по ее мнению, будет, но вот принесет ли он пользу – непонятно.

Поправки еще будут

Завершая семинар, Игорь Артемьев выразил уверенность в том, что «ничего страшного для бизнеса в законе нет». Он поблагодарил участников круглого стола за высказанную критику и сказал, что, как минимум, половина из замечаний будет принята к сведению. Таким образом, законопроект еще обязательно будет дорабатываться. Также руководитель ФАС выразил надежду, что поправки к закону о защите конкуренции поступят в Госдуму до конца марта.

Заключительное слово сказал Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ. Он еще раз подчеркнул, что до сих пор антимонопольной политики у нас практически не было. И сейчас мы находимся в таком положении, когда излишние регламентации вредны. Евгений Григорьевич пожелал главе ФАС успехов и смелости, так нужной в его непростом деле.

Поправки в КоАП

Помимо изменения закона «О конкуренции», представители ФАС предложили внести поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Они предусматривают внесение в КоАП новых составов нарушений антимонопольного законодательства и увеличение размера санкций. Для этого предполагается дополнить Кодекс новой главой 19 1 «Административные нарушения в области конкуренции».

Предлагаемые изменения вводят ответственность за наиболее опасные, с экономической точки зрения, нарушения. Также усиливается персональная ответственность лиц, принимающих решения от имени юридического лица. Эта мера направлена на повышение контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства. Например, за злоупотребление доминирующим положением на рынке теперь предусмотрен штраф до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Другой вариант наказания для должностного лица – дисквалификация до трех лет. Аналогичные наказания установлены и за участие в соглашениях, ограничивающих конкуренцию.

По мнению представителей ФАС, принятие этого законопроекта создаст реальные механизмы воздействия государства на нарушителей законодательства. При этом не потребуется увеличения бюджетных ассигнований и штатной численности сотрудников антмонопольных органов.

Начать дискуссию

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
164

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

107

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

55

Интересные материалы

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф