Ведение бизнеса

Кадровый имидж компании

Что такое имидж? Ваше отражение в головах окружающих. Что такое имидж компании? Это представление о ней людей, так или иначе с этой компанией сталкивающихся - клиентов, работников и просто слушателей слухов и сплетен. Что же такое кадровый имидж компании? Это то, что думают о компании, как о возможном работодателе ее потенциальные сотрудники.

Что такое имидж? Ваше отражение в головах окружающих. Что такое имидж компании? Это представление о ней людей, так или иначе с этой компанией сталкивающихся - клиентов, работников и просто слушателей слухов и сплетен. Что же такое кадровый имидж компании? Это то, что думают о компании, как о возможном работодателе ее потенциальные сотрудники.

Почему важно?

Ответ прост - в компанию, про которую думают плохо, идут неохотно и в последнюю очередь. То есть, этой компании достаются специалисты, которых никто другой взять не захотел. При этом сами эти специалисты изначально рассматривают свое трудоустройство как вынужденную меру, рассчитывая "перекантоваться полгодика", не спеша подыскивая "хорошую" фирму. Соответственно, уменьшается эффективность работы компании, увеличивается нестабильность коллектива. И сейчас, в пору вступления конкуренции компаний в стадию кадрового противостояния (об этом процессе мы уже не раз писали в нашем журнале) управление этими процессами становится особо актуальным.

Источники имиджа

В формировании имиджа участвует несколько факторов. Во-первых, собственная рекламно-продвигательная деятельность компании и ее репутация среди бизнес-партнеров. Чем громче имя у компании, тем больше иллюзий на ее счет у соискателей, находящихся "снаружи". С другой стороны - "большой шкаф громко падает", информация о возникающих проблемах кадровой политики у "громких" компаний распространяется по рынку просто молниеносно.

Второй фактор - удовлетворенность персонала компании, как работающего в ней, так и уволившегося (или уволенного) из нее. Чем больше гадостей про свою работу рассказывают сотрудники, тем ниже привлекательность компании в глазах профессионального сообщества. Этот фактор находится в прямой зависимости от степени продуманности кадровой политики в компании.

Третья составляющая кадрового имиджа - образ, целенаправленно или случайно формируемый у соискателей и сотрудников службой персонала компании. (Этому фактору мы уже посвящали отдельную статью - "Маркетинговая функция отдела персонала", в № 9 журнала "Работа с персоналом").

Четвертым фактором, влияющим на кадровый имидж фирмы можно назвать наличие или отсутствие у нее продуманной системы отслеживания и формирования этого самого имиджа.

«Имиджемер»

Можно много говорить о важности и нужности управления имиджем, но можно ли его как-то реально измерить? Да, можно. И для этого можно использовать как прямые, так и косвенные способы. Для начала разведем имидж внутренний и имидж внешний. Внутренний - имидж в глазах сотрудников, внешний - в глазах соискателей и "посторонних специалистов" данного рынка. Для имиджа в целом такое разделение не существенно, поскольку люди постоянно "мигрируют" из одной категории в другую, но методы исследования для каждой категории будут различны.

Итак, имидж внутренний. Как уже говорилось выше, этот имидж напрямую связан с продуманностью кадровой политики компании и удовлетворенностью персонала. Соответственно, чтобы оценить внутренний имидж, необходимо исследовать удовлетворенность сотрудников имеющимися условиями труда. Для этих целей можно использовать готовые опросники (напр. "КИУП - Комплексное исследование удовлетворенности персонала"), либо составить их самостоятельно. При составлении важно учесть все или, по крайней мере, большинство "имиджеобразующих" составляющих, таких как системы материального стимулирования компании, социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства и пр. В методике КИУП, кроме традиционно отслеживаемых параметров, отдельно выделена "имиджевая составляющая", позволяющая оценить не только удовлетворенность персонала, но и представления сотрудников о своей компании и ее месте на рынке среди других аналогичных компаний.

При составлении опросников очень важно избежать "наводящих вопросов", т.е. пунктов анкеты, так или иначе влияющих на качество ответов. Например, недопустимо использование формулировок типа "Насколько Вам нравится работать в нашей компании - лидере рынка?"

С другой стороны, автору встречались анкеты и с таким набором: "Отметьте, пожалуйста, пункты, доставляющие Вам наибольшее неудобство: 1. Низкая зарплата; 2. Плохие условия труда; 3. Плохие отношения в коллективе..." Понятно, что такая анкета сама собой наталкивает сотрудника на мысль, что "не все в порядке в Датском королевстве..."

По результатам внутреннего исследования удовлетворенности можно сделать выводы не только о сложившемся имидже компании среди сотрудников, но и оценить лояльность персонала, его устойчивость к "переманиванию".

Теперь перейдем к способам оценки "внешнего" имиджа. Основной сбор оценочной информации происходит в процессе рекрутинга - подбора новых сотрудников. И здесь, к сожалению, возможности представителя компании очень сильно ограничены. Поскольку основными носителями информации выступают потенциальные соискатели, то рассчитывать на большую откровенность с их стороны не приходится. То есть, люди, имеющие негативное представление о компании, просто не будут обращать внимание на ее предложения. Можно использовать косвенный способ оценки, например, размещая параллельно два вида объявлений о найме. В одном случае, тщательно маскируя название компании за формулировками "Развивающаяся отечественная компания" и пр., а во втором - напротив, делая акцент на имени. Разница в количестве профильных резюме, приходящих по этим объявлениям и будет коэффициентом кадрового имиджа. Для компаний с плохой кадровой репутацией будет заметно снижение отклика на "именное" объявление, и наоборот, количество откликов будет возрастать, если о компании в профессиональном сообществе сложилось лестное мнение.

Другой возможный источник информации - профессиональные сообщества, особенно онлайновые. Тут возможно, представившись соискателем, попросить "коллег" охарактеризовать ту или иную компанию. В зависимости от того, сколько негатива выплеснут в ответ на ваш вопрос, можно делать определенные выводы. Но этот источник не заслуживает особого доверия, поскольку люди гораздо охотнее говорят плохое, чем хорошее. Кроме того, в интернет-тусовках могут принимать участие и ваши прямые конкуренты, которые просто почтут за честь кинуть в вас лишний камень.

На мой взгляд, самым информативным способом исследования "внешнего" кадрового имиджа, является работа с группой кадровых агентств, получивших задание не просто подобрать вам персонал, но и вести отслеживание отказов и причин этих отказов со стороны кандидатов. Вы можете предложить агентству отчетный лист, который будет включать в себя параметры "Отклик на вакансию", "осведомленность о компании", "оценка привлекательности компании как работодателя", "количество отказов", "мотивы отказов", либо просто пообщаться с представителем агентства, интересуясь, какие основания для отказов он слышит чаще всего. Работая с большим потоком соискателей, представители агентств соберут для вас бесценную информацию о степени привлекательности вашей компании на кадровом рынке (разумеется, такая услуга кадрового агентства должна оплачиваться, но информация того стоит).

Что делать?

Ну хорошо, допустим, имидж мы измерили, и он оказался плохой. Люди нас не любят, нам не доверяют. Что делать?

В первую очередь, признать этот факт и разработать комплекс мер для исправления ситуации. В ходе исследования будут выявлены "болевые" точки компании, над коррекцией которых и нужно будет поработать.

А как быть с новыми сотрудниками, которые нужны "Прям щас"? В качестве примера могу привести одну крупную компанию, прошедшую через сложный управленческий кризис и потерявшую около трети коллектива в результате непродуманных действий руководства (задержка зарплаты в компании достигла трех месяцев при отличных показателях внешнего развития). После такого скандального исхода надежд на привлечение грамотных специалистов с профильного рынка практически не оставалось, все были в курсе сложившейся ситуации. Компания переориентировала свою рекрутинговую политику на "молодежь", т.е. в первую очередь на молодых людей с минимальным опытом работы и специалистов с других рынков. А поскольку в компании всегда была сильна система обучения новых сотрудников, то такая переориентация позволила найти достойный кадровый ресурс и, в общем-то, нормально кризис преодолеть. Хотя негативные слухи о компании ходили еще года два.

То есть, мера "пожарная" - поиск кадровых ресурсов, временная переориентация рекрутинговой политики компании. А уж потом, когда "имевшие место факты" будут устранены - выход на новый уровень подбора, как компании "с чистой совестью".

Круче хантинга

В заключение отмечу, что усилия, потраченные на формирование позитивного кадрового имиджа, возвращаются в десятикратном объеме. И, в первую очередь, - возрастающей стабильностью компании и сокращением сил и средств на "переманивание" ценных сотрудников от конкурентов. Компания, имеющая привлекательный имидж на рынке труда, "автоматически" притягивает к себе лучших специалистов этого рынка. Согласитесь, неправильно и недальновидно упускать такой шанс?

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/ov/imij.html

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
13

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?