Малый и средний бизнес

С низкого старта

Франшизы мировых гигантов вроде McDonald’s, Burger King и «Баскин Роб­бинс» у всех на слуху, однако самые популярные в индустрии франчайзинга концепции — это все-таки экономфраншизы, требующие небольшого стартового капитала. В России к последним можно отнести франшизы, требующие инвестиций до 800 тыс. рублей (для сравнения: в США — до $100 тыс.).

Франшизы мировых гигантов вроде McDonald’s, Burger King и «Баскин Роб­бинс» у всех на слуху, однако самые популярные в индустрии франчайзинга концепции — это все-таки экономфраншизы, требующие небольшого стартового капитала. В России к последним можно отнести франшизы, требующие инвестиций до 800 тыс. рублей (для сравнения: в США — до $100 тыс.).

Экономфраншизы присутствуют в самых разных отраслях и сферах деятельности: фитнес, путешествия, сектор услуг — например, нанесение гравировки, изготовление развлекательных видеоклипов, плетение кос и даже аренда шоколадных фонтанов. Розничная торговля может похвастаться целым созвездием недорогих франшиз, приспособленных для работы на «островках» в галереях торговых центров: бижутерия, косметика, подарки, игрушки. Не отстает общепит, предлагающий франшизы мини-пекарен, лотков с мороженым и т. д. «Эконом» можно обнаружить даже в сфере производства — например, франшизы по изготовлению гибких бордюров или пошиву кресел-мешков.

Характерная черта всех экономфраншиз — это то, что для организации предприятия не требуется обширных помещений, дорогостоящего оборудования и большого штата сотрудников. Однако среди предложений в этом формате не встретишь по-настоящему сильных брендов. Причины понятны: если бренд раскручен и потребитель на него идет, франчайзеру глупо отдавать франшизу за бесценок.

В ассортименте экономфраншиз, представленных на российском рынке, почти не встретишь иностранных концепций: все-таки приход к нам зарубежной марки сопряжен с немалыми вложениями в рекламу и открытием на первом этапе определенного количества собственных точек. Так что экономсегмент — в основном царство российского франчайзера. Более того, большинство низкобюджетных франчайзинговых предложений — родом из регионов. Все вполне логично: покупательная способность населения в регионах намного ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому предприниматели там уделяют больше внимания работе с форматами бизнеса, имеющими низкий входной порог. Так что «кузница» недорогих франшиз находится именно за пределами обеих столиц.

В последнее время российские владельцы франчайзинговых концепций все чаще сегментируют свое предложение по ценовому принципу, выводя на рынок сразу несколько форматов: «лайт», «стандарт» и «макси» — что называется, на любой кошелек. Необходимость в этом они почувствовали с началом кризиса в 2008 году, когда минимальные затраты на организацию и ведение бизнеса стали для потенциальных франчайзи решающим критерием при выборе франшизы. В рознице в рамках одной концепции могут предлагаться форматы shop-in-shop («магазин в магазине»), «остров» и «магазин»; в общественном питании — стрит-фуд, фуд-корт, отдельно стоящий ресторан; в сфере услуг — организация праздников, студия детского творчества, центр детского развития и т. д. Таким образом, сегодня франчайзи может выбрать себе любой формат в зависимости от финансовых возможностей или от требований к помещению.

Часто франчайзеры разрабатывают недорогие форматы франшиз специально для выхода в регионы с низким уровнем дохода или в небольшие города. Так, компания по производству и продаже одежды с провокационными принтами «Провокация» специально для маленьких городов разработала новый формат, а к нему и новый бренд — магазин футболок и аксессуаров «Йамайка». Франшиза «Йамайки» дешевле, чем магазина «Провокация», да и продукция там продается по более низкой цене.

Экономфраншизы — это самый эмоциональный сегмент индустрии франчайзинга. Очень часто, подбирая себе что-то в этой ценовой нише, франчайзи ищут себе скорее «занятие по душе», чем источник сверхприбылей. Покупатели таких франшиз, как правило, не имеют опыта предпринимательской деятельности и нуждаются в качественной и своевременной помощи на этапе запуска бизнеса и в процессе функционирования предприятия. Франчайзерам, предлагающим франшизы экономформата, важно понимать профиль и потребность этой категории инвесторов, потому что борьбу за умы и кошельки покупателей экономфраншиз выиграет франчайзер, который сможет расположить к себе таких предпринимателей, обеспечить им полноценную поддержку и внимание. А это непременно скажется на скорости развития сети. В качестве положительного примера можно привести сеть магазинов подарков и товаров-антистресс «Экспетро!», которая за неполных два года успела обзавестись 58 франчайзинговыми точками.

Многие франчайзеры сознательно наделяют свои низкобюджетные предложения эмоциональной окраской для привлечения франчайзи-единомышленников, ищущих не столько заработок, сколько хобби. Помимо «Экспетро!», большой эмоциональностью также отличаются франшиза центра профориентации школьников «АРТ Личность», магазины товаров для детского творчества «Оранжевый Слон», мастерские уникальных подарков «Твой След» и многие другие.

Совершенно уникальное предложение для предпринимателей действующих фитнес-клубов недавно вывела на российский рынок сеть X-fit: компания предлагает бесплатную франшизу! Ничего не нужно платить за присоединение к известному бренду, нет регулярных платежей за обучение, маркетинговую поддержку и профессиональные консультации по организации бизнеса, не нужно менять имидж клуба и инвестировать средства в переоборудование и переоформление зала.

Покупателей экономфраншиз можно разделить на три группы. Во-первых, это студенты и выпускники вузов, желающие организовать собственный бизнес, но не располагающие большими финансовыми накоплениями и опытом. Во-вторых, люди, потерявшие работу и решившие с помощью франчайзинга «трудоустроить» себя сами. На запуск своего дела они пускают собственные небольшие накопления — иногда в сочетании с государственной субсидией, полученной на открытие малого предприятия. В-третьих, бывшие наемные работники, которым надоело работать на босса. Для всех групп франчайзинг — возможность попробовать себя в предпринимательстве, воспользовавшись готовой, проверенной бизнес-моделью, что само по себе минимизирует риски.

Экономфраншиза нередко предполагает максимально гибкие для франчайзи условия ведения бизнеса — дома или по свободному графику (с сохранением основной работы). Многие франчайзеры предоставляют своим партнерам весьма большую автономию и не навязывают им жестких сетевых стандартов. Так, франчайзи сети мини-пекарен «Панетти» имеют право по договору самостоятельно расширять ассортимент своих предприятий, предлагать покупателям не только разнообразную выпечку, но и сэндвичи, напитки и другую сопутствующую продукцию, тем самым увеличивая средний чек и свой доход.

Впрочем, не стоит забывать о рисках, которые связаны с покупкой экономфраншизы. Часть из них — внутренние, обусловленные подходом франчайзи к своему бизнесу, часть — внешние, лежащие в плоскости взаимоотношений с франчайзером. Так, предприниматель может попасть в плен иллюзии, что в силу простоты и понятности бизнес-модели его франчайзингового предприятия с его стороны не требуется постоянного контроля и приложения значительных усилий. Особенно часто это случается с теми, кто не особенно вовлечен в свой бизнес эмоционально. В итоге некоторые пытаются совмещать бизнес с другой работой, что не всегда способствует развитию и становлению предприятия по франшизе. Вредят также завышенные ожидания по поводу доходности: они в конце концов могут привести к разочарованию и разрыву договора по инициативе франчайзи.

Франчайзер, предлагающий франшизу экономформата, часто заинтересован в привлечении как можно большего числа инвесторов, поэтому у него всегда есть соблазн занизить суммы, которые требуются франчайзи для запуска и нормального развития бизнеса, чтобы предложение смотрелось более привлекательно. Кроме того, бывает так, что декларируемая франчайзером на словах система поддержки и обучения франчайзи на деле отсутствует. Существует также риск нарваться на «псевдофраншизу», которую предлагает недобросовестный франчайзи. Это «голая» бизнес-идея, не имеющая воплощения и не прошедшая апробации на собственных предприятиях франчайзера, хотя внешне все может выглядеть очень привлекательно — красивый брендбук, стильный дизайн-проект оформления торговой точки и т. д. Предприниматель, берущийся за реализацию такой франшизы, будет на своем опыте проживать все ошибки становления бизнеса, рисковать своими деньгами и воплощать в жизнь чью-то фантазию, которая далеко не обязательно приведет к успеху и прибыли. Существует также опасность купить франшизу у мошенников, которые сознательно привлекают внимание потенциальных покупателей низкой стоимостью своего предложения, чтобы заработать на паушальном взносе и раствориться в небытии.

«Техника безопасности» для потенциального покупателя франшизы вполне понятна: перед покупкой нужно обязательно познакомиться и пообщаться с действующими операторами франшизы, посмотреть концепцию в деле — на примере работы уже открытых точек. И тогда при разумном подходе даже недорогая франшиза поможет организовать вполне успешный, доходный и устойчивый маленький собственный бизнес.

Начать дискуссию

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Страховые взносы

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действуют уже несколько лет (п. 2.4 ст. 427 НК, ред. от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Однако по сей день контролеры и даже суды полагают, что право на эти тарифы надо подтверждать заявлением. Разбираемся, как ответить на претензии инспекторов в данной ситуации.

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.

НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Зарплата

Можно ли направлять расчетные листы в электронном виде

В соответствии со ст. 136 ТК работодатель обязан при выплате зарплаты обязан сообщать сотрудникам о составных частях выплаты, компенсациях и иных выплатах, удержаниях и общей сумме.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Интересные материалы

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».