Ведение бизнеса

«Идеальное» управление ассортиментом и товарным запасом

Одним из резервов бизнеса является эффективное управление оборотными средствами. В торговых компаниях существенная часть рабочего капитала находится на складе, поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом чрезвычайно важна. Особенно острой проблема оптимизации склада является для таких бизнесов, как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля в мультибрендовых компаниях, широкопрофильная дистрибьюция.
4,3 тыс. 368

Одним из резервов бизнеса является эффективное управление оборотными средствами. В торговых компаниях существенная часть рабочего капитала находится на складе, поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом чрезвычайно важна. Особенно острой проблема оптимизации склада является для таких бизнесов, как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля в мультибрендовых компаниях, широкопрофильная дистрибьюция.

В статье описана практика решения этой задачи на примере торговой компании, осуществляющей комплексную поставку товаров широкого ассортимента на промышленном рынке. 

На десятом году деятельности компания «Идеал» решила подойти к управлению ассортиментом и товарным запасом (УАТЗ) на основе общей теории управления. Прежде всего, руководители компании задумались об основных элементах этой подсистемы управления ресурсами предприятия.

Вспомнив о результатах труда Лебедя, Рака и Щуки, руководство решило сосредоточить функции УАТЗ в руках одного должностного лица и назвало эту должность Товарный Менеджер (ТМ). Так у системы УАТЗ появился субъект управления.

Поскольку ассортимент был широкий, один сотрудник не мог справиться с его управлением, и возник вопрос о принципе разделения зон ответственности между несколькими ТМ. По ряду маркетинговых и логистических причин в качестве основного классификатора ассортимента компанией был выбран Общероссийский классификатор продукции (ОКП). В компании посчитали целесообразным разделить ответственность за управление номенклатурой между ТМ в соответствии с принципами организации ОКП, и товарные менеджеры были закреплены за подклассами этого классификатора.

Никто не сомневался, что объектом управления системы УАТЗ должна стать номенклатура, структурированная в соответствии с ОКП. Принимая во внимание, что клиенты были привередливые и имели свои предпочтения среди производителей товара, стало понятно, что торговые марки также претендуют на роль объектов управления, так как игнорировать мнение клиентов руководство не планировало.

Учитывая значительный товарооборот «Идеала», компанию осаждали многочисленные поставщики, включая представителей зарубежных вендоров и их местных дилеров. Для  комплексной поставки закупка товара одной и той же торговой марки могла производиться у разных поставщиков, обеспечивающих разные маркетинговые, логистические, экономические и даже потребительские характеристики товара. В интересах УАТЗ необходимо было управлять отношениями с поставщиками, поэтому поставщики стали третьим объектом управления.

Разобравшись с субъектами и объектами управления, руководство «Идеала» озаботилось формированием целей УАТЗ. В соответствии с идеей комплексной поставки, компания планировала поддерживать такой ассортимент, который удовлетворил бы все потребности целевого потребителя в выбранном «Идеалом» товарном сегменте. На практике ассортимент ограничивался возможностями компании, так как реальная поддержка каждой товарной группы, торговой марки и позиции номенклатуры требовала времени и внимания ТМ, а также использования других ресурсов предприятия. В результате часть клиентов отказывалась от закупок в «Идеале», не найдя в ассортименте компании нужного товара с требуемым сроком поставки и конкурентными ценами. В своей продуктовой стратегии компания зафиксировала задачу минимизации суммы маржинальной прибыли, упущенной по причине неудовлетворённости клиентов предлагаемым ассортиментом.

Предусмотрительное руководство компании давно организовало фиксирование всех заявок клиентов и причины отказов, поэтому знало, что в прошедшем периоде указанные потери составляли около 10% от заработанной маржинальной прибыли. Целью УАТЗ в отношенииассортимента было определено снижение этого показателя до 5% за календарный год.

Далее была сформулирована цель управления товарным запасом. Очевидно, что ТЗ – это конкурентное преимущество в глазах клиентов, которые не хотят или не могут ждать поставку товара под заказ да ещё подвергаться риску срыва сроков поставки.Критерием оптимальности ТЗ может служить доля реализации, выполненной из складского запаса в общем объёме реализации. Согласитесь, если эта доля незначительна, значит ТЗ формируется неправильно, оборотные средства заморожены на складе нерационально. Если же б’ольшая часть реализации идёт из складского запаса, значит ТЗ свою роль выполняет.

Проанализировав результаты прошлого периода, руководство компании обнаружило, что только 40% отгрузок клиентам составляет товар, предварительно закупленный на склад, а 60% реализации обеспечивается поставками под заказ. Учитывая дефицит оборотных средств и связанную с этим необходимость сокращения ТЗ, руководители компании решили, что целью УАТЗ в отношении товарного запаса должно стать изменение указанного соотношения на «50 на 50» при одновременном снижении суммы ТЗ на 30% в течение 3-х месяцев.

После определения целей УАТЗ пришла пора заняться средствами управления.

Руководством компании были утверждены следующие принципы управления торговыми марками:

  • Основу ассортимента в каждой подвидовой группировке ОКП составляют 1-2 торговых марки, которые были названы стратегическими (СТМ),
  • Товарные менеджеры обеспечивают необходимую ширину и глубину ассортимента группировки ОКП путём добавления к ассортименту СТМ моделей других торговых марок, называемых дополнительными (ДТМ),
  • Решение о вводе торговой марки в список СТМ принимается на основе результатов работы в прошедшем периоде, маркетингового положения торговой марки  на целевом сегменте потребителей,  сведений о качестве и надёжности продукции, логистической целесообразности работы с вендором напрямую и возможности заключения с вендором контракта на условиях, определённых для стратегических поставщиков,
  • В отношении СТМ компания считает целесообразным продвижение этих марок от своего лица, устанавливает цели продвижения, планирует затраты по продвижению, допускает пониженные нормативы оборачиваемости по складу и в дебиторской задолженности, устанавливает приоритет в финансировании в ситуации дефицита денежных средств, стимулирует сотрудников отдела продаж.

На уровне действий и процедур было утверждено:

  • Управление СТМ осуществляется на основе годового маркетингового плана развития СТМ установленного формата, включающего в себя среди прочих разделов принятый к поставке ассортимент СТМ с параметрами поддержки (см. ниже), программу продвижения, бюджеты продаж, закупок, товарного запаса, доходов и расходов, движения денежных средств.
  • Отделу маркетинга поручалось проводить ежеквартальный анализ результатов работы по СТМ на основе матрицы General Electric и готовить свои предложения по замене неперспективных СТМ в портфеле компании. 

Поставщиками компании «Идеал» являлись зарубежные и российские вендоры и  местные дилеры торговых марок. К стратегическим поставщикам были отнесены вендоры СТМ, которые готовы были удовлетворить следующие требования компании:

  • Предоставление конкурентоспособных цен и условий оплаты,
  • Предоставление официального статуса,
  • Совместная деятельность по продвижению СТМ,
  • Обучение, сертификация сотрудников «Идеала»,
  • Наличие каталога, других технических и рекламных материалов в полиграфическом и электронном виде,
  • Наличие у маркетинговой информации, готовность её предоставить,
  • Наличие ясной перспективы улучшения условий партнёрства.

По отношению к стратегическим поставщикам компания готова была взять на себя следующие обязательства:

  • Выполнение согласованного финансового плана закупок,
  • Предоставление попозиционных прогнозов закупок,
  • Совместная деятельность по продвижению СТМ,
  • Предоставление маркетинговой информации.

С логистической точки зрения поставщики классифицировались следующим образом. По поставщикам, с которыми у компании был значительный, стабильный товарооборот (регулярные поставщики), действовал согласованный график поставки, что обеспечивало хорошее качество и минимальную стоимость логистики. По остальным поставщикам регулярных закупок не было (нерегулярные поставщики), и поставка осуществлялась по мере набора необходимого объёма заказов. Таким образом, по первой группе поставщиков была всегда известна дата ближайшей поставки, по второй – только срок поставки заказа, достаточного по объёму с точки зрения логистики.

На уровне действий и процедур в отношении поставщиков сотрудники компании должны были руководствоваться:

  • Маркетинговым планом по соответствующей СТМ,
  • Ежеквартальной процедурой анализа деятельности по поставщикам, предусматривающей возможность принятия решения о замене неэффективного поставщика,
  • Ежемесячной процедурой пересчёта оптимального периода закупки от регулярных поставщиков на основе статистики закупок,
  • Планом работы с поставщиками, в котором были установлены даты переговоров и условия оплаты и поставки, которая компания ставила целью добиться,
  • Планом выхода на регулярные закупки по поставщикам, представлявшим интерес с точки зрения АВС-XYZ-анализа.

Если с методиками управления торговыми марками и отношениями с поставщиками разобрались быстро, то средства управления номенклатурой обсуждались долго и горячо.

Подготовку проекта ассортиментного наполнения подвидовых группировок ОКП руководство компании доверило ТМ. При выполнении этой задачи ТМ должны были основываться на клиентских предпочтениях, информации получаемой от поставщиков, ABC-XYZ-анализе номенклатуры по признакам объема продаж в финансовом выражении, объема продаж в штучном выражении, рентабельности продаж, финансовых ограничениях (о финансовом планировании в товарном разрезе см. далее). Проект ассортиментного наполнения рассматривался экспертным советом ежегодно в составе маркетингового плана компании и утверждался генеральным директором. Предложения по изменению утверждённого ассортимента, вызванные пересмотром производственной программы поставщиков или требованиями рынка, рассматривались по инициативе ТМ и утверждались в том же порядке.

Было очевидно, что отмеченное выше противоречие между теоретическими желаниями и практическими возможностями по поддержанию ассортимента приводит к необходимости ввода ещё одной, дополнительной координаты классификации номенклатуры. Действительно, ведь в ассортимент можно включить широкий перечень номенклатуры, но обеспечить ей разный Уровень Поддержки (УП) в соответствии с важностью позиции и ресурсами компании.

Обычно, для присвоения группам товара УП рекомендуют использовать хорошо известныйАВС-XYZ анализ. Однако существует причина, по которой на практике автоматическая классификация номенклатуры в соответствии с АВС-XYZ анализом не  является оптимальной. Причина эта заключается в том, что АВС-XYZ анализ основывается только на статистике продаж, но не учитывает целый ряд других обстоятельств: этап жизненного цикла товара, доступность в прошлом периоде, сезонность, влияние на продажи других товаров (так называемый «ассортиментный» товар), рентабельность продаж при АВС-XYZ классификации по реализации, особенности логистики, бонусные схемы поставщиков, сроки годности, доступность необходимый сопроводительных документов и другие факторы. В компании «Идеал» сторонники тотальной автоматизации предлагали учесть влияние всех этих обстоятельств в алгоритме классификации номенклатуры информационной системы, но возобладало мнение практиков, и учёт дополнительных факторов был отдан на откуп ТМ, которые должны были использовать АВС-XYZ анализ как основу классификации, уточняя Уровни Поддержки на основе дополнительной информации.

После бурных дебатов в компании «Идеал» решили, что Уровень Поддержки должен классифицировать номенклатуру на 5 групп по принципам, отражённым в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация номенклатуры по Уровням Поддержки

УП

Описание

Поддержка ТЗ

Актуализация параметров в ИС

1

Складская программа

В соответствии со стратегией закупок и страховым запасом

еженедельно

2

Поставка под заказ

-

еженедельно

3

Поставка по согласованию с ТМ

-

По запросу

4

Поставка прекращена

Остатки на складе

-

5

Позиция закрыта

-

Дебаты между сторонниками и противниками тотальной автоматизации продолжились по вопросу методики формирования товарного запаса номенклатуры складской программы. Идея попозиционного планирования товарных остатков была, конечно, привлекательной, но, изучив статистику продаж, даже самые ярые энтузиасты компьютерного прогнозирования согласились, что ценность такого прогноза будет вызывать сомнения. Не добавили им оптимизма и переговоры с ведущими клиентами, которые оказались не готовы предоставить не только номенклатурные, но и финансовые планы закупок. Остановились на следующих принципах управления  товарным запасом:

  • Основным документом перспективного планирования ТЗ является финансовый план в товарном разрезе с детализацией до подгрупп ОКП,
  • План ТЗ рассчитывается на основании состояния ТЗ на начало периода планирования, плана продаж и нормативов оборачиваемости, установленных на основании статистики прошлого периода, планов компании по сокращению ТЗ, приоритетов товарных групп и торговых марок,
  • Основным параметром управления ТЗ Складской программы является значение страхового запаса, который рассчитывается по известной формуле и зависит от надёжности поставщика и стабильности продаж позиции,
  • На основании страхового запаса по каждой позиции Складской программы информационной системой (ИС) рассчитывается: для закупки у регулярных поставщиков – объём очередной закупки, для закупки у нерегулярных – дата начала подготовки поставки,
  • ТМ на основании имеющееся дополнительной информации имеет право скорректировать расчетные параметры закупки, однако несёт ответственность за возможные негативные последствия такого вмешательства.

Были утверждены следующие процедуры управления товарным запасом:

  • Регламент формирования годового плана ТЗ с разбивкой по месяцам,
  • Процедура ежемесячного план-фактного анализа ТЗ,
  • Процедура ежемесячного анализа соответствия Уровней Поддержки, назначенных ТМ,  результатам продаж и рыночной ситуации,
  • и ряд других.

Учитывая сложную финансовую ситуацию и вынужденное решение о сокращении ТЗ, в состав средств управления ТЗ вошли также:

  • Процедура утверждения заказа поставщику, поддержанная средствами прогнозирования ИС,
  • Программа борьбы с неликвидами,
  • Документы, регламентирующие деятельность ТМ, и их система стимулирования.

Несмотря на бурные дебаты, сопротивление некоторых сотрудников изменениям и проблемы организации информационной поддержки, целесообразность задуманной реорганизации не вызывала у руководства компании сомнений. Сложнее было с реализацией принятых решений, поскольку задача претворения их в жизнь поставила перед руководством компании новые вопросы, связанные с состоянием систем управления персоналом, средствами информационной поддержки бизнеса, управления финансами, маркетингом, сбытом, логистикой. Однако, решения принятые в «Идеале» по этим вопросам выходит за рамки нашей статьи.

Есть подозрение, что сторонники классических, в основном зарубежных стандартов управления ресурсами, бросили чтение уже на первых абзацах этой статьи. Действительно, стоит ли «заново придумывать велосипед», описанный в томах методических материалов. Тем не менее, факт остаётся фактом: руководство нашей компании обуздало стихию управления ассортиментом и товарным запасом за период, который понадобился бы лишь для изучения существующей теории. Если прибавить к этому периоду время, необходимое для адаптации зарубежного опыта к российским реалиям и внедрения классических методик на доступном для компании аппаратно-программном обеспечении, до реализации идеала компания «Идеал» могла бы не дотянуть. Если в Вашей компании проблемы управления оборотными средствами остаются актуальными, решайте сами, воспользоваться ли описанным опытом или засесть за чтение классики.

Начать дискуссию

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Молодым специалистам стало проще найти работу в оборонке

Запущен проект информационной поддержки трудоустройства студентов сферы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

27

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН

Если в ЛК ФНС царит хаос, то при интеграции с этим самым кабинетом что-то где-то и когда-то упорядочится? Я одна задаю этот вопрос?

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН
88
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Бухгалтерский учет

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Директор принес бухгалтеру чеки на материалы за 2021 и 2022 год. Что с ними делать, можно ли принять их к учету в 2024 году? Как поступить, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс
Банки

В 1 квартале 2024 года вдвое больше россиян открыли брокерские счета в Сбере по сравнению с 1 кв. 2023

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Требуйте у работодателя обучение! В каких случаях бухгалтер обязан проходить курсы повышения квалификации

Зачем бухгалтеру дополнительное обучение, если за плечами большой опыт? В каких случаях учиться не просто желательно, а того требует закон? И главное — кто должен оплачивать учебу бухгалтер или работодатель.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⏰ Приближается срок сдачи декларации по УСН за 2023 год для ИП

Организации уже сдали декларацию по УСН за 2023 год, а срок ее сдачи для ИП – на следующей неделе.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Сегодня для каждого из нас использование облачных технологий стало чем-то обыденным: мы совершаем покупки, обмениваемся информацией, формируем бизнес-процессы, анализируем данные – и всё это упростилось и ускорилось за счет облачных вычислений.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Мошенники берут займы через профиль на Госуслугах: как вернуть доступ

Специалисты Сбера рассказали, как оперативно вернуть контроль над учетной записью Госуслуг, если аккаунт оказался в руках злоумышленников.

104

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Жалобы правообладателей удовлетворены: на маркетплейсах заблокировали больше 2 млн карточек товаров

Производители и маркетплейсы заключили соглашение о добросовестных практиках, чтобы снизить число контрафакта на площадках.

Минтруд увеличил квоты для мигрантов

Брянская область может выдать мигрантам 3214 разрешений на работу в 2024 году, тогда как раньше регион мог пригласить только 14 иностранцев.

64
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Праздник дня. 🙂День путешествующей улыбки

Этот праздник напоминает нам о том, как улыбка помогает в преодолении трудностей.

Праздник дня. 🙂День путешествующей улыбки
Отпуска

Перенос выходных дней не обязывает сотрудника выходить из отпуска раньше

29 апреля – понедельник, но это будет нерабочий день. Зато суббота, 27 апреля – рабочий.

Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?

Интересное исследование нашла. Каждый девятый родитель в России готов содержать ребенка всю жизнь. При этом каждый шестой считает, что дети должны всего добиваться сами. Как вы считаете, не подрывает ли эта готовность помогать всю жизнь самостоятельность ребенка? Проведем свой опрос.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?
78
НДС

🙉 Бухгалтеры находят несуществующие счета-фактуры компании в чужих книгах покупок

Бухгалтеры при сверке НДС через сервис операторов ТКС сталкиваются с таким явлением: совершенно посторонние компании заявляют вычет НДС по покупкам, которые они якобы делали в организации.

170

Налоговая бесплатно получает доступ ко всем камерам

Чтобы доказать свою позицию в отношении компаний, налоговики могут запросить доступ к камерам наружного наблюдения. Так они узнают, действительно ли велась хозяйственная деятельность и каким образом.

236

За курсом доллара следят только 23% россиян

Жители страны стали меньше интересоваться новостями с валютной биржи.

Интересные материалы

Как налоговики выбирают компании для проверок

Узнайте, окажется ли ваш бизнес под вниманием налоговиков, и что нужно сделать, чтобы защитить свои права.