Малый и средний бизнес

К малому бизнесу население относится хорошо, но государство продолжает впустую тратить средства на его популяризацию и формирование положительного имиджа

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что российское население негативно относится к предпринимательству, что нашей народной культуре вообще чужд дух частной инициативы. Причем, мнение это чаще всего почему-то артикулируют сами предприниматели.

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что российское население негативно относится к предпринимательству, что нашей народной культуре вообще чужд дух частной инициативы. Причем, мнение это чаще всего почему-то артикулируют сами предприниматели.

Возможно, именно этот далекий от реальности «древнегреческий» миф эксплуатируют те, кто со стороны федеральной власти пару-тройку последних лет всё активней спускает в региональные администрации месседжи о необходимости «монетизации» мероприятий, связанных с «агитацией и пропагандой» положительного имиджа предпринимателя и с популяризацией «системы мер», направленных на его поддержку.

В 2011 году профильный департамент Минэкономразвития разработал «Методические рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства»[1]. Среди «мероприятий по комплексному освещению» (под которые в бюджетах разного уровня выделялись денежные средства) поименованы: трансляция ток-шоу, разработка и размещение телероликов, специальные проекты с печатными СМИ «федерального, регионального и муниципального покрытия»; всяческое продвижение с помощью наружной рекламы, интернета (плюс отдельно выделена почему-то реклама в метро) и т.д.

Приказ Минэкономразвития этого года о предоставлении субсидий регионам на государственную поддержку МСП опять не забыл про финансирование мер пиарно-рекламного характера[2]

«- производство теле- и радио программ, направленных на формирование положительного образа предпринимательства, популяризации роли предпринимательства;

- размещение публикаций в СМИ о мерах, направленных на поддержку МСП, популяризацию предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела;

- обеспечение участия субъектов МСП в форумах, конференциях, проводимых в целях популяризации предпринимательства…» Этот пункт вообще вызывает недоумение: зачем «популяризировать» предпринимательство среди уже действующих предпринимателей?

Помнится, как несколько лет назад главное экономическое ведомство страны даже объявляло конкурс, по условиям которого победитель обязан был пиарить конкретных «ньюсмейкеров»-руководителей его профильного департамента, неустанно трудящихся на ниве поддержки малого и среднего секторов экономики.

Модное поветрие пары последних лет – дорожные карты – тоже интегрировало в себя приятную и непыльную активность по «формированию» и «популяризации». В дорожной карте по оптимизации регистрации предприятий, ставшей в марте с.г. правительственным планом, есть звучное и длинное мероприятие: «Создание серии теле- и радиопередач на ведущих федеральных и региональных теле- и радиоканалах, а также серии публикаций в печатной прессе,  стимулирующих создание своего бизнеса, привлекающих внимание к практике лучших юридических лиц, разъясняющих различные аспекты создания юридического лица и ведения бизнеса, формирующих позитивный образ предпринимателя и предпринимательства, распространяющих профессиональные знания, необходимые для предпринимателей и потенциальных предпринимателей». Продекларированный результат «мероприятия» - «увеличение количества создаваемых юридических лиц, увеличение доли малого бизнеса в экономике, создание новых рабочих мест и улучшение инвестиционного климата». Заявленный период реализации – январь 2013 года. Напомним, что сама Карта-план мероприятий утверждена позже – в марте. Не злая ли это ирония со стороны председателя правительства, чья подпись стоит под документом?

Между тем, вспоминая, как происходило «увеличение доли малого бизнеса в экономике» в конце 2012-го – начале этого годов (по данным ФНС, за прошедшие полгода свидетельства о регистрации сдали 650 тысяч индивидуальных предпринимателей), можно «предположить», что только из-за явного «недостатка» передач в федеральных электронных и публикаций в печатных СМИ, «стимулирующих», «привлекающих», «разъясняющих», «формирующих» и «распространяющих», сложилась «обратная пропорция».

Понятно, что регионы и муниципалитеты ловят импульсы сверху и, не покладая рук, создают такой положительный образ (с выделением под эти цели соответствующих затрат). Вот взять, к примеру, Самарскую область, где, начиная с 2011 года (программа расписана до 2015-го), на «создание положительного общественного мнения о предпринимательстве» и на «пропаганду предпринимательства» стабильно выделялось и будет выделяться по 0,2 млн. рублей ежегодно[3].

Между тем многочисленные опросы различных социологических центров (хоть «правительственных», хоть «оппозиционных») в один голос утверждают, что положительный имидж малого и среднего предпринимательства у российских граждан давным-давно сформирован и в дальнейшем «формировании» не нуждается.

Так, опросы населения, проводимые ВЦИОМом (общероссийская выборка – 1600 респондентов), показали, что в 2009-м году 79% россиян «хорошо или скорее хорошо» относились «к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)». В 2011 году таковых было уже 81%, в 2013 – 83%. Соответственно, минимально количество тех, кто относится «плохо или скорее плохо» (13% в 2009 году и 9% в этом).

Данные Фонда «Общественное мнение» (выборка тоже немаленькая – 1500 опрошенных)[4]по ключевому выводу вполне коррелируют с данными ВЦИОМа: большинство «в целом хорошо относятся» к предпринимателям: в 2001 году таковых было 58%, в 2010 – 57%, в 2011 – 62%, а в 2012 – 68%.

«Левада-центр» разделяет бизнес на две размерные группы: с одной стороны, малый и средний, с другой – крупный. И мониторит мнение населения отдельно по каждой из групп. Динамический ряд длинный, аж с 2003 года: при незначительных колебаниях доля тех, кто считает, что «деятельность среднего и малого бизнеса идет сейчас в целом на пользу России» всегда представляла собой подавляющее большинство. При этом с 2003-го года доля тех, кто оценивает деятельность МСП как вредную для нашей страны, за прошедшие 10 лет постепенно сокращалось[5] (выборка – 1600 человек):

2003

2005

2006

2007

2009

2010

2011

2013

Определенно или скорее на пользу (в % опрошенных)

63

62

63

59

61

58

64

61

Определенно или скорее во вред (в % от опрошенных)

25

25

23

22

23

21

17

18

Остальные затруднились с ответом

Крупному бизнесу, несмотря на постепенное улучшение его образа в глазах россиян, такую легитимацию в сознании большинства получить так и не удалось.

Таким образом, тренды очевидны: население давно положительно относится к малым и средним предпринимателям и сформировало своё мнение отнюдь не потому, что оказалось распропагандированным и/или сагитированным на специально выделенные для этого деньги государства. Тратить сегодня (и вчера) лишние десятки, а то и сотни миллионов рублей на «формирование положительного образа», «популяризацию роли предпринимательства» - то же самое, что пускать их на ветер (или, если кому нравится другой образ, выбрасывать в корзинку для мусора).

А вот что касается пустых, не подкрепленных реальной политикой, призывов к тому, чтобы люди открывали свой бизнес, то агитация не оказывает на устремления масс никакого воздействия либо приводит к отрицательному (обратному) результату. Год от года, несмотря на все старания профильных «поддержантов», сокращается число желающих открыть свой бизнес.

По данным ВЦИОМ, доля нежелающих выросла с 44% в 2011 году до 52% в 2013-м. А тех, кто и раньше хотел и продолжает «похотеть» открыть свое дело сократилось, соответственно, с 21% до 17%. По данным международного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), «свежий приток в российское предпринимательство в 2012 г. могло составить лишь 2,2% россиян… Этот показатель снизился на 2% по сравнению с 2011 г. и стал самым низким за все время [7 лет – В.Б.] наблюдений проекта в России»[6].

Причины в общем-то давно всем (и предпринимателям, и экспертам) известны и ни для кого не являются открытием. Основная часть населения, по данным различных опросов, осознает их также вполне адекватно – это неблагоприятные условия бизнес-среды. Тут никакой поддержкой или пиар-мероприятиями (даже очень дорогостоящими) простимулировать идти людей на риск открытия собственного дела невозможно.

Так, может, и заниматься нужно не пропагандой и агитацией «за советскую власть» (с ежегодным освоением под это «благородное» дело значительного объема финансовых ресурсов), а улучшением бизнес-,  инвестиционной и институциональной среды, «отладкой» правоприменительной практики (снижением административно-контрольного пресса), и наконец снижением налоговой нагрузки и оптимизацией налогового администрирования? Ведь когда будут условия для бизнеса – способные люди сами в него потянутся безо всякой на то популяризации…


[1]http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20111205_0011

[2]http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/50c3c7804f672779ba89bf9f21e75678/p_220_24042013.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=50c3c7804f672779ba89bf9f21e75678

[3] http://economy.samregion.ru/programm/obl_p/pro_2009/

[4] http://mb.tomsk.ru/files/sbornik_tomskij_variant_A4_v2211.pdf

[5] http://www.levada.ru/10-06-2013/rossiyane-o-predprinimatelyak

[6] http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.