Ведение бизнеса

Сколько стоит организационный дизайн?

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка организационного дизайна.
316 5

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка организационного дизайна.

Начнём с терминологии. Под организационным дизайном мы будем понимать пакет документов, формализующих внутреннее устройство организации. В состав этого пакета в общем случае входят все регламентирующие документы компании. В этой статье мы будем использовать понятие организационного дизайна в узком смысле этого понятия и отнесём к нему организационную структуру, положения о подразделениях, должностные инструкции, бизнес-процессы.

Разберём процедуру оказания услуги разработки организационного дизайна, чтобы понять из чего складывается трудоёмкость, каких расходов можно избежать, а на чём экономить не целесообразно.

1. Организационная структура

Судя по статистике поисковиков Интернета, этот документ наиболее популярен среди всех элементов организационного дизайна. Безусловно, «документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой», а в просторечье «квадратики со стрелочками», в компании должен быть.  Если разработку этого документа вы хотите поручить консультанту, добавьте стоимость её разработки в общую сумму.

2. Положения о подразделениях и должностные инструкции

Целесообразность разработки этих документов часто ставится под вопрос. Однако без них организационная структура не очень информативна: какие именно связи означают стрелочки между подразделениями не понятно, а названия должностей часто ничего не говорят об обязанностях и ответственности. Положения о подразделениях и должностные инструкции незаменимы в процессе найма и адаптации новых сотрудников, при разборе конфликтных ситуаций, в таких сложных структурах управления, как матричная. Будут ли разрабатываться эти документы в рамках разработки организационного дизайна – решать руководству компании, но в случае положительного решения средства на эту работу придётся выделить.

3. Бизнес-процессы

Споры о том, что первично – структура или бизнес-процессы (БП) – постоянно возникают на популярных бизнес-форумах. Выбирая между «курицей и яйцом», остановимся на том, что структура управления должна быть подчинена наиболее общим функциональным бизнес-процессам, но является определяющей для детализирующих процессных БП.

Работа по описанию и оптимизации бизнес-процессов может оказаться самой трудоёмкой в списке работ по формализации организационного дизайна. Некоторые практические вопросы по её организации рассмотрены в статье «Оптимизируем бизнесу процессы», а факторы, влияющие на трудоёмкость – в статье «Сколько стоят бизнес-процессы?». Надеюсь, что эти материалы помогут вам принять решение о целесообразности проработки бизнес-процессов и включения её стоимости в смету проекта.

4. Информационная поддержка

Расходы на разработку бизнес-процессов  могут оказаться неэффективными, если не позаботиться об информационной поддержке этого элемента системы управления. В это понятие входит и обучение сотрудников компании, и доработки информационной системы, и сбор обратной связи от персонала для своевременной коррекции принятых решений. Вы можете организовать эту поддержку самостоятельно или поручить её консультанту. В последнем случае бюджет проекта придётся увеличить.

5. Сопровождение внедрения

Даже информационная поддержка не гарантирует результата, то есть повышения эффективности управления, если руководство компании не приложит усилий по внедрению разработанных документов в жизнь. Если в компании есть практика таких внедрений, его можно выполнить собственными силами. Если же вы не уверены в них, включите в план работ внешнего консультанта сопровождение внедрения и вероятность успеха заметно повысится. Сама процедура сопровождения и факторы, определяющие её стоимость, описаны в статье по ссылке.

6. Поддержка актуальности документов организационного дизайна

К сожалению, организационные документы начинают устаревать с момента их утверждения. Жизнь не стоит на месте и через некоторое время вы можете обнаружить, что она оказалась мудрее документов. Ещё мудрее могут оказаться некоторые сотрудники, нашедшие пути обхода регламентов во имя более спокойной жизни или своих интересов. Для того, чтобы организационные документы не только следовали за изменяющимися реалиями, но и задавали стандарты работы «на вырост», нужно не только контролировать их выполнение, но и своевременно корректировать, информируя сотрудников обо всех изменениях.

Если в штате вашей компании нет сотрудника, обязанного и способного поддерживать регламентирующую документацию в актуальном состоянии, можно поручить эту работу внешнему консультанту. Стоимость проекта от этого увеличится, но положительный эффект  оправдает эти расходы.

Как видим, стоимость разработки организационного дизайна компании в значительной мере определяется составом работ, решение о котором принимает руководство компании. Поэтому ответить на вопрос «Сколько стоит организационный дизайн?» без предварительного обсуждения невозможно. Надеюсь, прочитав эту статью, вы будете готовы к такому обсуждению в полной мере.

Начать дискуссию

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

112

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

ПСН

ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

75
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
98
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
1
65

с 1 апреля 2024 года меняются правила работы с госзакупками: все переходят на цифровой контракт. Кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

2
97
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники, а также лица, которые обучаются медицинским и фармацевтическим специальностям, должны зарегистрироваться в ФРМР. Разбираемся в этой подсистеме ЕГИСЗ.

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

Даже при условии стремительного развития автоматизации в бизнесе еще невозможно отказаться от человека. От персонала требуется обслуживание оборудования, предоставление консультационных услуг, ведь машины пока не обладают теми способностями для разъяснения сложных вопросов, как это способен сделать человек.

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

🔥 Четыре новые онлайн-курса этой весны уже в подписке Клерк.Премиум!

Оформите годовую подписку Клерк.Премиум со скидкой 50% за 9900 рублей и получите доступ к самым свежим материалам и курсам!

Российский экологический оператор: нужно отказаться от пластиковых бонусных карт и бумажных чеков

В РЭО создали концепцию по сокращению отходов. Экологи, Минприроды и ФНС поддерживают идею перейти на электронные чеки и не печатать бумажные.

138

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

По данным ВЦИОМ, те или иные фобии есть у каждого восьмого жителя России. Предприниматели, в том числе достигшие определенных высот – не исключение. Почему страх нельзя отрицать, и какие чаще всего преследуют людей в бизнесе.

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

2
67

О том, как налоговая со своим уставом в чужой монастырь залезла. Судебная практика

Все более увеличивающееся желание налоговых органов пополнить бюджет (а иногда, просто показать принципиальность налогоплательщику) заставляет инспекторов открывать для себя новые грани неизведанного и пытаться разбираться в тех отраслях права и знаний, которые для них всегда были чуждыми.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Интересные материалы

Для замены лет при оплате больничных будет специальная форма бланка

В общем случае при расчете больничных берут зарплату за 2 предыдущих года. Но если там был отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком, эти годы можно заменить. Для такой замены сотрудница должна написать заявление.