Клерк.Ру

Стойко-место

Российская индустрия дата-центров — один из немногих рыночных сегментов, которые экономический спад в России обошел стороной. Большой спрос на их услуги возник в связи со вступлением в силу в сентябре этого года поправок к закону «О персональных данных»: теперь организации обязаны хранить персональные данные россиян на территории страны.

Рынок дата-центров — один из самых быстрорастущих в России: в последние пять лет ежегодный прирост в среднем составлял 25%. К началу 2015 года, по данным iKS-Consulting, он достиг объема в 11,9 млрд рублей. На сегодня в стране действует более 175 средних и крупных коммерческих центров обработки данных (ЦОДов). В 2014‑м в России появилось 10 новых площадок, годом ранее — 11. Бум же российского цодостроения пришелся на посткризисный 2011 год, когда было открыто сразу 26 объектов.

При этом десять крупнейших операторов дата-центров контролируют сейчас половину рынка по количеству введенных в эксплуатацию стоек. Наиболее развит этот рынок в Москве и Подмосковье; совокупная площадь машинных залов в столичном регионе составляет почти 60 тыс. кв. м (68% всего российского рынка ЦОДов по площади). В 2014 году общее количество коммерческих стоек в дата-центрах Москвы выросло на 31% и составило свыше 19,2 тыс.

Результаты 2015 года могут оказаться еще выше. Как рассказывает директор по развитию бизнеса ЦОД компании «ТрастИнфо» Михаил Луковников, сейчас на подходе несколько крупных проектов. Их загрузка практически гарантирована: в нынешней экономической ситуации большинство даже крупных организаций предпочитает пользоваться услугами коммерческих дата-центров, нежели инвестировать в создание собственных. «Конечно, есть финансовые структуры и государственные ведомства, которые могут передать в коммерческие ЦОДы далеко не все свои системы, — уточняет директор департамента центров обработки данных компании «Техносерв» Алексей Карпов. — Но большинство, в том числе банки, это делает. И именно это стимулирует коммерческих игроков строиться дальше».

📌 Реклама

По словам Михаила Луковникова, упорядочение хранения персональных данных волнует не только Россию: по мере развития интернета и глобальных коммуникаций регламентировать эту сферу деятельности стремятся многие страны. «Условно говоря, существует «американская» модель хранения данных, — говорит Луковников. — В ней для игроков нет никаких географических ограничений — и поэтому возможен феномен таких глобальных провайдеров услуг, как Salesforce или Amazon. И есть «европейская» модель, где законодательство активно развивается в сторону ограничения (запрета) хранения и обработки данных вне пределов ЕС. В России рынок информационных сервисов развивается сейчас стремительно, и этот процесс не должен проходить стихийно: необходимо подвести его под определенные законодательные рамки, что и делается сейчас».

В свою очередь, руководитель сети дата-центров компании «КРОК» Павел Колмычек считает, что это нововведение является частью общей политики обеспечения информационной безопасности России. «За последнюю пару лет, — говорит он, — наше правительство предприняло целый ряд шагов в этом направлении, в том или ином виде требуя переноса в страну доменных сервисов, необходимых для работы интернета, процессинговых услуг по пластиковым банковским картам, систем первичной обработки персональных данных. Очередной шаг — перенос в Россию электронных баз данных, необходимых для работы банков». Все эти шаги, по мнению Колмычека, значительно снижают риски негативного влияния на важные информационные системы извне и повышают уровень общей защищенности России. Следовательно, и компании должны привести свои бизнес-процессы, ИТ-инфраструктуру и регламенты оказания услуг в соответствие с новыми реалиями. «Важно помнить, что поправки к закону о персональных данных подразумевают не просто локализацию, но и новые требования к организации защиты ПД, — добавляет первый заместитель генерального директора компании DataLine Алексей Севастьянов. — В частности, теперь необходимо использовать только средства защиты, сертифицированные ФСТЭК, а также определенным образом выстраивать ИТ-процессы».

«Новые законодательные нормы предсказуемо создадут спрос на стойко‑места, — уверен Павел Колмычек. — Его в какой-то степени компенсируют попытки некоторых компаний «остаться дома» и не оплачивать внешние сервисы. С другой стороны, есть небольшое, но заметное количество запросов на создание ЦОДов под перенос зарубежных ресурсов размерами в несколько сотен стоек каждый. Пока эти проекты не на виду, но станут более заметны примерно через полгода».

По словам главного системного архитектора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Игоря Литвинова, текущие законодательные изменения создали на рынке дата-центров большое движение: крупные западные компании, работающие в России, стали весьма заинтересованы в услугах российских ЦОДов или рассматривают возможность строительства на нашей территории собственных. «Весь иностранный бизнес, которого это касается, — говорит эксперт, — просчитал стоимость переноса данных, хотя далеко не у всех это вылилось в реальные проекты. Я бы даже сказал, реальных действий мы пока видим мало».

«Россия, — рассуждает Михаил Луковников, — является одним из крупнейших сегментов мирового рынка онлайн-сервисов, а с учетом высокого уровня развития телеком-инфраструктуры и проникновения интернета — одним из наиболее привлекательных для глобальных игроков. Поэтому практически все крупные зарубежные компании, работающие у нас (такие как Google, Uber, Ebay, Booking.com, AliExpress), заблаговременно решили для себя вопрос хранения данных на российской территории». Кстати, буквально на днях стало известно о том, что Apple договорилась о переносе данных российских пользователей в отечественный коммерческий ЦОД.

«Мы, как один из крупнейших дата-центров страны, отмечаем значительный рост спроса на наши услуги, — подтверждает глава «ТрастИнфо». — Ведь строительство ЦОДов — долгий, затратный процесс, поэтому большинство компаний выбирают именно услуги профессиональных провайдеров: перенос данных на уже готовые ресурсы может быть организован гораздо оперативнее и с меньшими затратами».

📌 Реклама

Рост спроса со стороны зарубежных компаний, которые работают с персональными данными россиян, наблюдает сейчас и Алексей Севастьянов (DataLine) — притом что в летние месяцы доля таких запросов не превышала в его компании 20–25% от общего числа. «Часть таких запросов, — отмечает он, — носит пока информационный, «разведывательный» характер: ряд компаний по-прежнему занимает выжидательную позицию, несмотря на вступление в силу поправок к закону. Дополнительный спрос со стороны этой категории клиентов мы ожидаем в первой половине следующего года, но, по нашим прогнозам, основными заказчиками останутся компании, чьи запросы не связаны с нововведениями в законодательстве».

Потребность в дополнительных российских мощностях для соответствия закону появилась и у иностранных заказчиков «Техносерва» из банковской отрасли и ритейла. «Он подтолкнул ряд международных банков к тому, чтобы арендовать мощности российских коммерческих дата-центров, — приводит свой пример Алексей Карпов. — Но так как ЦОДов с уровнем надежности TIER III в стране не так много, банки компенсируют это трехкратным резервированием — на трех различных площадках, в том числе разнесенных по городам».

📌 Реклама

Что касается компаний российского происхождения, никогда не хранивших персональные данные клиентов-россиян за рубежом, то они влияние нового закона на себе даже не почувствуют. Как замечает Игорь Литвинов из компании «ЛАНИТ-Интеграция», девальвация рубля помогает расти российскому рынку ЦОДов даже больше, чем ограничительные меры: ведь операционные расходы дата-центров, в которых стоимость электроэнергии составляет чуть ли не половину, привязана к рублю, и с падением курса стоимость услуг для западных компаний снижается.

В любом случае сейчас рост рынка услуг коммерческих ЦОДов в России происходит органически, отмечает большинство экспертов, опрошенных «Бизнес-журналом», и эта ситуация, по их прогнозам, сохранится в ближайшие годы. Стимулы для этого классические — растущий спрос и необходимость преодолеть дефицит предложения.

📌 Реклама

Алексей Карпов, директор департамента центров обработки данных компании «Техносерв»

Сейчас в подмосковном Лыткарине мы ведем строительство коммерческого дата-центра «Авантаж», который станет одной из крупнейших ИТ-площадок Московского региона (2 240 стоек). ЦОД, соответствующий уровню надежности TIER III, располагается на территории в 3 га. Его проектная мощность составит 17 МВт расчетной нагрузки. Поскольку дата-центр коммерческий, то акцент при проектировании делался не на вычислительные мощности, а именно на инженерные решения, создание серьезной инфраструктуры, которая могла бы удовлетворить потребности клиентов в области безопасности, хранения, экспорта и импорта данных. Так, особенностью нашего проекта стала концепция гермозон — специально выделенных помещений, предназначенных для установки до 140 стандартных стоек с вычислительным и коммуникационным оборудованием. Всего в ЦОДе предусмотрено 16 таких гермозон, и каждая оборудована системами поддержания микроклимата, противопожарными средствами, включая комплекс сверхраннего обнаружения пожара, и т. д. Несмотря на то что «Авантаж» будет введен в строй в начале 2016 года, уже сейчас больше половины площадей дата-центра подписаны на определенные контракты и фьючерсы. Ключевые заказчики — это финансовые организации, телеком и коммуникации, ритейлеры.

📌 Реклама

Михаил Луковников, директор по развитию бизнеса ЦОД компании «ТрастИнфо»

В 2008 году, когда заработал первый модуль «ТрастИнфо», ситуация с площадями на рынке коммерческих ЦОДов в России однозначно характеризовалась словом «дефицит»: тогда их было в четыре раза меньше, чем стало в конце 2014‑го (20 тыс. кв. м против 86 тыс. — по данным iKS-Consulting). Между тем телекоммуникационная отрасль, банковский сектор и ритейл — индустрии с наиболее высокими потребностями в дата-центрах — находились на подъеме. Было очевидно, что потребность в коммерческих ресурсах для хранения данных и размещения серверов у быстрорастущего бизнеса будет год от года только увеличиваться. Наш «ТрастИнфо» вводился в эксплуатацию по модульному принципу (последний модуль был запущен в начале 2013 года), что позволило начать оказывать услуги, имея при этом возможность масштабировать и совершенствовать инженерную инфраструктуру ЦОДа и используемые технологии. И сегодня это уже 4,5 тыс. кв. м полезных площадей, 10 машинных залов класса TIER III и портфель из более чем 30 услуг.

📌 Реклама

Михаил Козлов, директор проектного офиса разработки бизнес-платформ компании «Ростелеком»

Стимулировать спрос на услуги ЦОДов могут сейчас меры исключительно экономического характера. На сегодня рост вычислительных мощностей привел к такому уменьшению размера серверов и систем хранения данных, что даже у крупных организаций отпадает потребность в больших ЦОДах на десятки, сотни стоек. Если стоит задача создания качественной, надежной и защищенной инфраструктуры, то выгоднее арендовать внешний основной или резервный ЦОД. Особенно если организация стоит перед выбором — строить или арендовать.

 

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама