Ведение бизнеса

Медицинская лицензия

Не так давно ведение частного медицинского бизнеса представлялось довольно бесперспективным занятием на фоне наличия бесплатной медицины в нашем государстве. Однако, все больше людей теряют доверие к бесплатной медицине и обращаются в платные медицинские организации. Именно там, потенциальные потребители получают внимательное отношение к своему здоровью и получают помощь, хоть и за деньги, но своевременно.
Медицинская лицензия
Фото Татьяны Зубковой, ИА «Клерк.Ру»

Не так давно ведение частного медицинского бизнеса представлялось довольно бесперспективным занятием на фоне наличия бесплатной медицины в нашем государстве. Однако, все больше людей теряют доверие к бесплатной медицине и обращаются в платные медицинские организации. Именно там, потенциальные потребители получают внимательное отношение к своему здоровью и получают помощь, хоть и за деньги, но своевременно.

Тем не менее открыть медицинскую организацию на практике представляется не так уж и просто. Недостаточно просто иметь медицинское образование, необходимо получить специальное разрешение от государства на право ведения медицинской деятельности, так называемую лицензию, а для этого нужно соответствовать большому количеству требований, установленных законом.

Итак, что такое медицинская лицензия?

Для того чтобы заниматься врачебной практикой организация должна получить специальное разрешение, так называемую медицинскую лицензию.

По сути, лицензия на ведение медицинской деятельности представляет собой специальное разрешение, полученное от государства, на право ведения врачебной практики. Чтобы ее получить нужно удовлетворять большому количеству условий и требований, установленным законодательством.

Таким образом, с точки зрения клиента, наличие лицензии у медицинской организации дает уверенность потенциальным пациентам в том, что ее сотрудники обладают необходимыми знаниями и опытом работы и имеют право проводить необходимые медицинские манипуляции, и данной медицинской организации можно доверить свое здоровье.

С точки зрения закона и государства, наличие лицензии является обязательным условиями для ведения медицинской деятельности.

Несомненно, лицензирование медицинской деятельности направлено на защиту конституционного права российских граждан на жизнь и здоровье, а также на квалифицированную медицинскую помощь.

Подводные камни получения медицинской лицензии

Однако, на практике медицинскую лицензию, оказывается, получить не так уж и просто и зачастую у потенциальной медицинской организации возникает множество подводных камней на пути получения разрешения на ведение медицинской деятельности от государства. Как правило, для того, чтобы получить лицензию, нужно затратить очень много времени и сил, а без помощи квалифицированного юриста порой сделать это представляется невозможным.

Зачастую соискателю лицензии кажется, что главная проблема при подготовке пакета документов – это представить документы, подтверждающие найм необходимого персонала, отвечающего всем лицензионным требованиям. Однако, это не совсем так. Есть еще множество других проблемных вопросов, которые предстоит решить для получения лицензии.

Рассмотрим их более подробно.

Первая группа требований, которым должна соответствовать потенциальная медицинская организация – это материальная база

Сюда входят как помещения для осуществления врачебной практики, так и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, которые нужны для проведения заявленных работ или услуг.

При этом помещение должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям, иметь необходимый уровень освещения, необходимое количество комнат, необходимо оснащение каждого кабинета и т. п. В случае если персонал не соответствует требованиям - то его можно легко заменить, а для того, чтобы провести необходимый ремонт помещения, находящегося в собственности либо найти подобное для аренды, приходится тратить очень много материальных средств. В этом зачастую и состоит главная проблема получения медицинской лицензии – несоответствие помещения установленным законом требованиям.

Особо следует обратить внимание на получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ). Поскольку медицинская деятельность относится к таким видам деятельности, который представляет собой потенциальную угрозу нормальной жизнедеятельности человека, то она подвергается особому контролю со стороны государственных органов. Одной из форм контроля и надзора за медицинской деятельностью является СЭЗ, которое выдается территориальным органом Роспотребнадзора по месту нахождения организации.

Следует отметить, что СЭЗ выдается не на вид деятельности как таковой, а на соответствие санитарным нормам и правилам территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, используемых при осуществлении медицинской деятельности.

Для получения заключения СЭЗ в Роспотребнадзор необходимо подать заполненное заявление установленного образца, экспертное заключение и протоколы исследований. Услуга выдачи заключения СЭЗ о соответствии (или несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, предоставляется бесплатно.

Список необходимых документов периодически обновляется, поэтому перед подачей необходимо его уточнять.

Срок выдачи заключения СЭЗ составляет 30 дней.

Для того чтобы справиться с вышеуказанным представляется необходимым очень внимательно ознакомиться с нормами права, например, с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», где указываются размеры площади помещения, необходимые для каждого вида медицинской деятельности. Например, кабинет гинеколога должен составлять как минимум 18 квадратных метров. Стоит просчитаться всего одним квадратным метром и о получении лицензии можно забыть. Либо, например, стоит посадить двух врачей разного профиля в один кабинет и снова получить отказ в выдаче лицензии, либо если она уже была, то ее действие приостановится.

Также, стоит отметить, что для каждого вида медицинской деятельности установлен свой перечень необходимого оснащения помещения (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 декабря 2005 г. №753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований», Приказ от 15 ноября 2012 г. №924 Стандарт оснащения кабинета дерматовенеролога, приказ от 1 ноября 2012 г. №572 Стандарт оснащения кабинета акушера-гинеколога и другие).

В случае малейшего несоответствия по оснащению врачебного кабинета могут возникнуть проблемы. То есть, грубо говоря, если в кабинете педиатра отсутствует пеленальный стол, который указан в перечне оснащения, могут возникнуть претензии со стороны лицензирующего органа при проверке. Таким образом, медицинским организациям всегда следует держать руку на пульсе относительно вносимых изменений в перечни оснащения медицинских помещений. Целый ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяют составы правонарушений, связанные с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований (санитарных норм и правил) и применяемые за их совершение меры. 

Так, ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

Вторая группа требований, предъявляемых к медицинским организациям – это кадры

Здесь подразумевается наличие как у руководителя, так и у непосредственных сотрудников соответствующего уровня образования и наличие определенного опыта работы в выбранной сфере деятельности. Также сюда можно включить наличие различных сертификатов повышения квалификации сотрудников.

Указанные требования устанавливаются приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Так, например, заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное (медицинское) образование, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке;
  • иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Врач акушер-гинеколог должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское профессиональное образование (интернатура или ординатура) и сертификат специалиста по специальности "Акушерство и гинекология";
  • требования к стажу работы не предъявляются.

Претенденту на медицинскую лицензию необходимо заранее отслеживать сроки действия сертификатов своего персонала и вовремя осуществлять их продление. В противном случае, если их документы окажутся просроченными, организация не сможет получить лицензию до тех пор, пока сотрудники не пройдут курсы повышения квалификации, а это отнимает достаточное количество времени. Таким образом, для того чтобы избежать проблем и потери времени представляется необходимым заблаговременно повышать квалификацию своего персонала, а не откладывать данную процедуру в дальний ящик.

Третья группа требований, предъявляемых к медицинским организациям – соискателям лицензии – это организационное обеспечение

Сюда входит наличие структуры и штатного расписания претендента на получение лицензии, а также внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Здесь сразу же встает еще один вопрос – как пройти процедуру контроля качества, если медицинская организация – соискатель лицензии не вправе заниматься подобным видом деятельности?

Возможно два варианта событий.

Первый - самостоятельно осуществлять контроль качества.

Согласно пп. б п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»),  лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также  соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. . При этом согласно пункту 6 вышеуказанного Положения невыполнение лицензиатом этих условий считается грубым нарушением лицензионных требований.

Однако, для мелких частных медицинских организации такой вид деятельности представляется достаточно трудным и практически нереальным, поскольку организация должна соответствовать определенным требованиям: наличие среди персонала не менее 5 специалистов разного профиля, при этом один из них должен пройти специальные курсы дополнительного повышения квалификации по осуществлению контроля качества.

Второй вариант – заключить договор с организацией, которая имеет право проводить контроль качества медицинских организаций. Но здесь главной проблемой является – кто согласиться отвечать за деятельность соискателя лицензии, поскольку это означает, что ставя свою подпись, члены комиссии контроля качества автоматически становятся ответственными за все ошибки персонала соискателя медицинской лицензии. Представляется необходимым, в договоре определить порядок проведения контроля качества, лиц, кто именно будет его осуществлять, сроки его проведения., В итоге можно сделать вывод, что, конечно же, получить лицензию на ведение медицинской деятельности возможно. Но стоит быть готовым к тому, что это длительный (заявление рассматривается не более 45 рабочих дней) и достаточно затратный процесс (госпошлина за предоставление лицензии составляет 7500 рублей (п.1 ст. 333.33 НК РФ). Именно поэтому представляется более разумным доверять подобное ответственное дело профессиональным юристам, которые помогут сэкономить не только время, но и материальные затраты.

Таким образом, следует сказать, что процесс получения медицинской лицензии не прост, однако, без ее наличия невозможно легально работать на рынке медицинских услуг. Кроме того, лицензия дает потенциальным клиентам уверенность, что услуги, предоставляемые медицинской организацией, действительно отвечают все стандартам качества. А качественные услуги, особенно касательно здоровья населения, как известно, всегда являются востребованными и прибыльными.

Начать дискуссию

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Интересные материалы

ФАС обнаружила картельные соглашения при выполнении нацпроектов

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.