Как наладить механизм возвращения долгов?

Поставки товаров, оказание услуг на условиях отсрочки платежа давно стали нормой бизнеса. Задержка оплаты со стороны фирмы-покупателя тоже ситуация достаточно типичная. Чем лучше компания к ней подготовится, тем скорее получит назад свои деньги.
1,7 тыс. 644

Компания

Поставки товаров, оказание услуг на условиях отсрочки платежа давно стали нормой бизнеса. Задержка оплаты со стороны фирмы-покупателя тоже ситуация достаточно типичная. Чем лучше компания к ней подготовится, тем скорее получит назад свои деньги.

В мировой практике выработаны определенные алгоритмы «выбивания долгов», которые предполагают не просто возвращение денег, но и сохранение клиентских связей. Проще говоря, к должникам применяется политика кнута и пряника. В качестве «пряника» используются, например, скидки за досрочную оплату счетов. Однако в российских условиях зачастую более результативна политика «кнута». Связано это с тем, что выгоды от несвоевременной оплаты (а задержка платежа – это, по сути, беспроцентный кредит) для недобросовестных должников пока более очевидны, чем выигрыш от бонусов за выполнение обязательств.

Мошенник или банкрот

Чтобы выработать разумную стратегию поведения с должником, прежде всего нужно выяснить, почему вам не платят. Можно насчитать пять типичных причин неплатежей.

Во-первых, мотивом должника может быть желание обеспечить себе более комфортные условия ведения бизнеса. Немногие могут похвастаться достаточными финансовыми ресурсами, позволяющими одновременно выплачивать долги по нескольким договорам. Поэтому компаниям приходится создавать очередность платежей. В подобной ситуации задача кредитора – своими назойливыми напоминаниями лишить должника покоя. Чем лучше это удается, тем выше шансы ускорить оплату. Если к вам обратились вновь, наступает ваша очередь рассказать о своих финансовых трудностях и невозможности их преодоления без предыдущего платежа.

Возможно также, что ваш должник испытывает финансовые трудности. Пока предприятие не обанкротилось, платить оно может и должно. И если задержку платежей вам объясняют финансовыми трудностями, ваша задача – договориться о разумных сроках платежа. При этом не следует вступать в обсуждения проблем должника.

Есть компании, у которых задержка платежей – это стиль работы. Некоторые организации сознательно выбирают подобную линию поведения – оплачивать счета после пятого напоминания. В этом случае нужно вести себя так, чтобы стимулировать их платить вовремя именно вам: представать несносным занудой либо предлагать лучшие условия в случае своевременной оплаты.

Не исключено, что вы имеете дело с обычным разгильдяйством. Существуют предприятия, склонные безалаберно относиться к платежным документам. Кредитору трудно установить, действительно ли счета постоянно теряются в общем беспорядке среди дел клиента, либо оттягивать платежи – это сознательно избранная им тактика. Такого должника разумно изначально поместить для себя в группу риска и начать ненавязчиво интересоваться состоянием его дел и сохранностью документов.

Наконец, возможно, что вы столкнулись с мошенничеством. Вам не платят и платить не собираются. Стратегия поведения в этом случае определяется суммой долга. Если она для вас некритична, то достаточно посетить офис должника, оценить, насколько успешно идет его бизнес, и затем принять решение: забыть об этих деньгах или инициировать судебное разбирательство. Суд – это издержки, зачастую большие. Разумеется, на это стоит пойти, если речь идет о больших деньгах.

Боевая готовность

«Предоплата – лучшее доказательство дружбы». Эта фраза – цитата из делового бестселлера «Менеджер мафии». Согласие на аванс, вероятно, лучшее доказательство платежеспособности клиента. Но сколько можно запросить с потенциального должника?

Проблематично не платить тем, кто имеет серьезные «рычаги давления» (например, поставляет комплектующие). А консультант и аудитор, например, могут подождать. Зачем платить точно в срок, если услуги уже оказаны и снова понадобятся не скоро? Поэтому договорные нормы во многом зависят от сферы деятельности поставщика. Так комплектующие могут поставляться на условиях 100-процентного кредита, а в сфере консалтинговых услуг нормой является предоплата в размере 30 – 40%.

Начинать собирать долги надо с того самого момента, как вы согласились на отсрочку платежа.

День оплаты еще не наступил. Но все же разумно незадолго до того аккуратно напомнить клиенту о долге: «Проверил ли ваш бухгалтер, все ли у нас в порядке в выставленных счетах, включены ли мы в график платежей; мы готовим специальные условия скидок самым лояльным клиентам, и нам очень бы хотелось, чтобы вы туда попали» и т.д.

Первый день предусмотренного контрактом срока платежа можно переждать. Но ждать следует не более двух дней (если вы не реагируете, клиент может подумать: либо этот счет для вас не важен, либо у вас не налажен контроль за долгами, либо, наконец, вы так дорожите отношениями с ним, что подождете и еще полгода). Затем нужно звонить должнику. Например, с вопросом о том, кто отвечает за платеж.

Ваша задача на этом этапе – еще раз, но более настойчиво, напомнить о долге: «Мы ожидаем денег, проверьте, пожалуйста, наличие счета, актов сдачи-приемки». Ничто в мире так часто не теряется, как документы, по которым надо производить платежи. Причем это не сугубо российская, а общемировая проблема. Для вас важно добиться указания конкретного срока выплат. Ни в коем случае не соглашайтесь на посулы перевести деньги «при первой же возможности».

За день до окончания обозначенного клиентом срока оплаты сделайте контрольный звонок: «Какова судьба нашего платежа? Будьте добры, пришлите, пожалуйста, платежку с отметкой банка». На этом этапе имеет смысл посылать коротенькие вежливые факсы с напоминанием о том, что «два обещанных срока платежа уже прошли».

Алгоритм давления

Если ваш клиент не соблюдает условия «реструктуризации долга», следует составлять письмо-претензию. К этому моменту уже нужно принять окончательное решение, насколько настойчиво вы будете добиваться своей цели, станете ли рисковать разрывом отношений с клиентом или в силу каких-то причин позволите ему и дальше пользоваться вашими деньгами. Возможно, денег у него действительно нет. Но ваша задача – не прекращать забрасывать должника вопросами: «А вы разве не планировали нам платить? Неужели у такой замечательной и уважаемой фирмы остановился бизнес?» Главное не вникать в проблемы должника и не начинать его жалеть. Любые попытки свести дело к эмоциям отклоняйте вежливо, но твердо: «Давайте обсуждать, кто насколько богат, кто как прокручивает деньги. Давайте говорить о деле и конкретных фактах».

Продав товар в кредит или оказав услугу без 100-процентной предоплаты, вы еще не получили полноценного партнера. Когда становится ясно, что долг безнадежен, необходимо преодолеть страх потерять клиента. В этом случае нужно дальнейшее ведение дел перепоручить компетентным юристам. Возможно, отказ от обслуживания этого клиента только повысит рентабельность работы вашей фирмы. Практика показывает, что потери от безнадежных долгов могут достигать 5 – 10% оборота компании.

1,7 тыс. 644

Начать дискуссию

О госзакупках простым языком

Сегодня, как и было обещано, хочу поделиться с вами обновлениями в системе государственных закупок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Лучшие спикеры, новый каждый день

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

99

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Экономика России

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Банкротство

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Больничные

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
205
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

143

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Бухгалтеры

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Интересные материалы

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

74