Новости ФНС

Что питерскому налогоплательщику от реформы налоговых органов

МНС России реорганизовано в Федеральную налоговую службу и теперь входит в состав Министерства финансов России. Полномочия бывшего МНС России перераспределены между другими ведомствами. Чтобы узнать, как отразятся эти изменения на работе региональных управлений, и конкретно - на работе Управления МНС России по Санкт-Петербургу, мы обратились в само управление к начальнику отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ УМНС России по Санкт-Петербургу Елене ИВАНОВОЙ

МНС России реорганизовано в Федеральную налоговую службу и теперь входит в состав Министерства финансов России. Полномочия бывшего МНС России перераспределены между другими ведомствами. Чтобы узнать, как отразятся эти изменения на работе региональных управлений, и конкретно - на работе Управления МНС России по Санкт-Петербургу, мы обратились в само управление к начальнику отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ УМНС России по Санкт-Петербургу Елене ИВАНОВОЙ.

- Елена Анатольевна, 21 июня издан приказ, утвердивший Положение об Управлении МНС по субъекту Федерации. Изменились ли в связи с этим функции и задачи вашего управления? Каковы теперь его полномочия?

- Действительно, задачи и функции всех региональных Управлений МНС России изложены в Положении об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации, утвержденном приказом МНС России от 21 июня 2004 г. № САЭ-3-15/382@.

В соответствии с новым Положением основными задачами УМНС России по Санкт-Петербургу на сегодняшний день являются:

- обеспечение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах на территории Санкт-Петербурга, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды согласно законодательству РФ;

- организация валютного контроля в Санкт-Петербурге в пределах компетенции налоговых органов;

- контроль за производством, оборотом и реализацией этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции на территории Петербурга;

- организация контроля за применением контрольно-кассовой техники;

- обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществление действий по государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;

- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Также мы решаем иные задачи, возложенные законодательством РФ на налоговые органы. Об изменении и тем более о конкретном перераспределении функций можно будет судить после утверждения функций новой Федеральной налоговой службы.

- Как будет организовано взаимодействие территориальных налоговых органов с Минфином России? Кто будет заниматься разъяснительной работой с налогоплательщиками?

- В Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, прямо говорится, что министерство "осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок". Естественно, что эта норма распространяется на все структурные подразделения регионального и районного уровней. То есть и городское Управление, и районные налоговые инспекции будут вести работу с налогоплательщиками.

- Закончилась ли реструктуризация Управления МНС России по Санкт-Петербургу?

- Сейчас следует говорить не о реструктуризации, а об изменении внутренней структуры налоговых органов, которое проводится уже в течение ряда лет. После введения в действие первой части и отдельных глав второй части НК РФ перед налоговыми органами были поставлены новые задачи, которые требовали иных подходов к организации взаимодействия с налогоплательщиками, и, что самое важное, изменения принципов работы самих налоговых органов.

Именно в этот период было принято постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 888 "О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)". Основная цель правительственной программы - изменение приоритетов в работе налоговых органов. Необходимо делать ставку на соблюдение интересов и улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг. Налоговое ведомство старается упростить схемы исполнения налоговых обязательств и одновременно усовершенствовать контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

С момента издания данного постановления мы осуществили переход всех налоговых инспекций на новую, единую типовую структуру, создали ряд специализированных межрайонных инспекций. Например, инспекции, работающие с транспортными организациями, строительными организациями, банками.

- Как я понимаю, переход регистрирующих функций к УМНС - тоже часть реформы?

- Да, и это сделано для того, чтобы услуги по регистрации оказывались на более качественном уровне. Совершенствуя процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в Санкт-Петербурге на базе МИМНС № 15 был открыт Единый центр регистрации (далее - ЕЦР). Его создание позволило реально осуществить принцип "одного окна", когда при предоставлении документов налогоплательщик кроме свидетельства о регистрации также получает свидетельства о постановке на налоговый учет, на учет в ПФР, ФСС, ФОМС и в Петербургкомстат. Такая система реализована сегодня только в Санкт-Петербурге. Сейчас в ЕЦР регистрируются вновь создаваемые юридические лица. В настоящее время, в соответствии с утвержденным графиком, идет передача функции регистрации индивидуальных предпринимателей из инспекций в ЕЦР. В дальнейшем через ЕЦР будут вноситься изменения в учетные данные ранее зарегистрированных фирм и индивидуальных предпринимателей.

- Какие еще мероприятия проведены в рамках правительственной программы?

- Внедрены программные продукты для налогоплательщиков, позволяющие подготовить и сдать налоговую декларацию и другую отчетность в электронном виде. Сформированы единые базы данных налоговых органов региона. Это будет способствовать всеобъемлющему и оперативному проведению комплекса мероприятий налогового контроля.

- Как изменилась в связи с модернизацией Управления работа с районными инспекциями и непосредственно с налогоплательщиками?

- Каких-либо кардинальных изменений в работе с нижестоящими налоговыми органами у нас нет. Если же вести речь об изменениях в работе с налогоплательщиками, то произошли они именно на уровне инспекций. Там созданы отделы работы с налогоплательщиками. Эти отделы осуществляют прием отчетности, выдачу различных справок, доводят до налогоплательщиков необходимую информацию. В ряде инспекций, где позволяло место, созданы операционные залы. То есть делается все возможное для удобства и экономии времени налогоплательщиков. По нашему глубокому убеждению, в интересах самих налогоплательщиков и сдача налоговой отчетности по электронным каналам связи.

- Какие вопросы вам чаще всего задают налогоплательщики Петербурга?

- Характер вопросов непостоянен. Стоит, например, появиться новому закону или изменениям в действующем законодательном акте, и у них сразу же возникает масса вопросов. Традиционно у юридических лиц большое количество вопросов связано с правильностью исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Индивидуальных предпринимателей интересует буквально все, что касается налогообложения. Это и понятно: у многих из них недостаточно экономических знаний в целом и в области налогообложения, в частности. Мы стараемся вести серьезную разъяснительную работу с этой категорией налогоплательщиков, а также со всеми гражданами, которые обязаны представлять налоговые декларации.

Беседовала
Екатерина Семенова

Спутник главбуха (Санкт-Петербург и Ленинградская область) №9, 2004

Начать дискуссию