Виды хозяйственного учета. Простая система учета и сферы ее применения

Хочется подчеркнуть, что смысл использования простой системы учета — в упрощении учетных операций. Основная сфера применения — небольшие организации, ведущие определенные виды деятельности. Для некоммерческих организаций эта система законодательно закреплена только в налоговом законодательстве. И применительно к тем организациям, которые официально (с соблюдением всех требований главы 26.2 НК РФ) перешли на упрощенную систему налогообложения.

М.Л. Макальская,
к.э.н.,
гл. редактор журнала «Некоммерческие организации в России»


Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №2 / 2004

«Хозяйственный учет» — понятие более широкое, чем «бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет — это один из видов хозяйственного учета. Он базируется на определенных принципах, о которых мы говорили в предыдущем номере. В частности, для него обязательна двойная запись и отражение всех хозяйственных средств и их источников в денежном измерителе.

Из других видов хозяйственного учета обычно выделяются статистический учет и оперативный учет.

Эти виды хозяйственного учета не требуют двойной записи, обязательного денежного измерителя, равно, как и соблюдения других принципов, обязательных для бухгалтерского учета.

Статистический учет формирует информацию для статистической отчетности и может в ряде случаев обходиться вообще без денежных измерителей, например, использовать натуральные измерители, такие как количество работающих, количество отработанных человеко-часов, человеко-дней. Следовательно, оценка в денежном измерении в этом виде учета применяется не всегда. Другие принципы также либо в отдельных случаях применяются фрагментарно, либо не применяются совсем. Исключение составляет принцип составления отчетности. Но результатом статистического учета является особая, статистическая отчетность. В настоящее время все некоммерческие организации представляют органам статистики отчетность по основным средствам. Это форма № 11-краткая «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» и Инструкция по ее заполнению утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 226.

Кроме того проводится единовременное наблюдение по установленному органами статистки перечню некоммерческих организаций и заполняется форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Это наблюдение проводилось по данным 1998 года, 2000 года и будет проведено по данным 2003 года (в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 года № 53).

Ряд форм статистической отчетности представляется регулярно по перечню, установленному органами государственной статистики. Это, например, месячная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Отдельная форма статистической отчетности предусмотрена для организаций, осуществляющих инвестиции, включая некоммерческие организации.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, заполняют еще ряд форм статистической отчетности.

В некоммерческой организации обычно не формируется отдельная система статистического учета (в отличие от бухгалтерского учета). Статистическая отчетность обычно заполняется бухгалтером по данным бухгалтерского и оперативного учета.

Оперативный учет формирует информацию для оперативного управления организацией. Он используется, например, при составлении табеля учета отработанного времени. Предметом учета в данном случае будет выход или не выход на работу по тем или иным причинам. Оперативный учет является также как бы вспомогательным по отношению к бухгалтерскому учету. Так, на основании табеля учета отработанного времени определяется количество отработанных и неотработанных дней и далее — размер заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Однако он может быть и самостоятельным видом учета, данные которого используются в управлении организацией.

В последнее время появилось понятие «налоговый учет». По данным налогового учета заполняется налоговая отчетность — налоговые декларации.

С 1 января 2002 г. все организации, включая некоммерческие, обязаны вести налоговый учет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и для определении налоговой базы по другим налогам.

Налоговый учет, как и бухгалтерский учет, использует данные первичных документов. В ст. 313 НК РФ определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Однако если в бухгалтерском учете находит свое отражение каждый первичный документ, то в налоговом — только те первичные документы, которые прямо связаны с налогообложением.

Помимо этого в настоящее время налоговый учет и налоговая отчетность тесно связаны с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью (в отличие от статистического и оперативного) через систему счетов. Приказом Минфина России от 07.05.2003 № 38н в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций введены счета 09 «Отложенные налоговые обязательства» и 77 «Отложенные налоговые активы».

В соответствии с этим, начиная с отчетности за 2003 г., внесены дополнения и в бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов. От ведения бухгалтерского учета они освобождены*.

В этой книге двойная запись не применяется. Книга учета доходов и расходов является одним из примеров использования простой системы учета**.

Основная таблица книги, заполняемая отдельно за каждый квартал, имеет следующий вид:

И т.д.

Обратите внимание на порядок заполнения таблицы.

В графе 1 указывается порядковый номер регистрируемой операции.

В графе 2 указываются дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

В графе 3 указывается содержание регистрируемой операции.

В графе 4 организации отражают все полученные доходы.

В графе 5 организации отражают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. В данной графе организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Следовательно, некоммерческая организация, не ведущая предпринимательскую деятельность, может отразить в этой графе только свои внереализационные доходы, если они есть.

В графе 6 налогоплательщики отражают все расходы, произведенные в результате осуществления предпринимательской деятельности. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В графе 7 налогоплательщики отражают расходы, указанные в статье 346.16 и пункте 6 статьи 346.18 Кодекса. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Следует отметить, что не все операции и в бухгалтерском учете отражаются методом двойной записи. Мы имеем в виду забалансовый учет. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н., говорится:

«Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе».

Итак, в настоящее время простая система учета применяется в отношении налогового учета и как отдельный элемент системы бухгалтерского учета, имеющий ограниченную сферу применения.

Хочется подчеркнуть, что смысл использования простой системы учета — в упрощении учетных операций. Основная сфера применения — небольшие организации, ведущие определенные виды деятельности. Для некоммерческих организаций эта система законодательно закреплена только в налоговом законодательстве. И применительно к тем организациям, которые официально (с соблюдением всех требований главы 26.2 НК РФ) перешли на упрощенную систему налогообложения.

Проверь себя (см. домашнее задание по теме: «Основные принципы ведения бухгалтерского учета и их применение в некоммерческих организациях» в журнале «Некоммерческие организации в России, № 1, 2004 год).

1. Бухгалтерский баланс.

2а) дебет счета 50 «Касса», кредит счета 51 «Расчетные счета» — 600 руб.

2б) дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (86 «Целевое финансирование»2), кредит счета 51 — 5000 руб.

* В пункте 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом». (Пункт 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ.)

** Ведение книги учета доходов и расходов было разрешено малым предприятиям с небольшим штатным составом в рамках ведения бухгалтерского учета.

1 По общим правилам ведения бухгалтерского учета счет 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно закрывается, его остаток списывается на счет 20 «Основное производство» и показывается в бухгалтерском балансе как незавершенное производство. Это не соответствует сути некоммерческой деятельности. В этой ситуации некоммерческие организации часто используют счет 86 «Целевое финансирование» как для учета поступления средств, так и для учета их расходования, отразив это в учетной политике. В этом случае бухгалтерский баланс будет выглядеть так:

2 В зависимости от учетной политики.

Начать дискуссию

📄 В личном кабинет ИП новая функция. Это очередной шаг перевода всего документооборота в электронный формат, объясняет налоговый юрист

На главной странице личного кабинета ИП в разделе «Жизненные ситуации» во вкладке «Электронные доверенности» появилась новая вкладка «Между организациями».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения

Сокращаем расходы. Как увеличить прибыль без ущерба для клиента?

Для того чтобы сократить расходы и увеличить прибыль компании, необходимо провести тщательный анализ всех расходов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Перед тем как выдать кредит, банки будут его согласовывать с родственниками клиентов

Чтобы дополнительно защитить средства на счетах клиентов, Госдума собирается принять закон с новым механизмом верификации финансовых операций. Если доверенное лицо в течение 12 часов не подтвердит транзакцию, банк отклонит ее.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

Сегодня будут три простые задачки с вариантами ответов. Викторина.

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

🙉 Налоговики требуют переделать декларацию по УСН с возвратом аванса, чтобы доход нарастающим итогом не уменьшался

Предоплата от покупателя при УСН – это доход, возврат предоплаты – это сторно дохода. Возврат отражают в том периоде, когда он фактическим был. Но ИФНС такое не устраивает – инспекторы требуют, чтобы доходы нарастающим итогом не уменьшались.

Через суд с физлиц взыщут не только долг по налогам, но и пени

Если человек, который не ИП или был ИП, но закрыл бизнес, имеет налоговые долги, ФНС взыщет их за счет имущества. В том числе пени.

🙅 Минфин отказался отменять фикс. взносы для ИП-пенсионеров. Вообще, на них можно уменьшать налог или стать самозанятым, подсказывает эксперт

По мнению Минфина, если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных страховых взносов, начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

1

Обзор изменений в закон о несостоятельности (банкротстве)

Даю свое экспертное мнение об изменениях в закон о банкротстве, как они повлияют на дальнейшую правоприменительную практику.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Россияне взяли кредиты на рекордные 36 трлн рублей

Кредитный портфель населения вырос сразу на 634 млрд рублей. В основном, клиенты банка обращаются за необеспеченными ссудами, выдачу которых пытается ограничивать Центробанк.

При корректировке таможенной стоимости импортеры должны доплатить НДС и пени

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сроком уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, является срок выпуска товаров. Но иногда приходится платить позже.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
3
Общество

К 2030 году на одного человека должно быть не менее 33 кв. метров жилья

Президент установил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

ФСБУ

В связи с новым ФСБУ 4/2023 отменяют старую нормативку по бухотчетности

С отчетности за 2025 год надо будет применять новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Теперь стала ясна судьба трех нормативных актов, которые сейчас регулируют этот вопрос.

🏃🏃 Не забудьте сегодня уйти с работы пораньше

8 мая 2024 года — предпраздничный рабочий день. Это значит, что он сокращается на 1 час.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга

Этот способ финансирования часто используется для покупки аппаратуры, транспорта и других активов без полной предоплаты. У финансового лизинга есть ряд существенных преимуществ.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга

Интересные материалы

Электронная подпись физического лица: почему она должна быть у каждого. Личный опыт

Часто для совершения каких-либо сделок, например, продажи квартиры или заключения контракта, нужно личное присутствие. Но есть способ, как вести дела удалённо и не тратить время на поездки и встречи. Разобрались, как такое возможно и что для этого нужно. Вот несколько историй реальных людей, которым применение ЭП решило многие проблемы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру