Клерк.Ру

Указаны профтребования к работникам образования

Для чего разработан справочник

Единый квалификационный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций.

Цель нормативного закрепления требований, предъявляемых к работникам образования, - повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональная организация труда и обеспечение его эффективности.

Нормы рассматриваемого нормативного акта распространяются на все учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правовое значение введения документа

Однако данный документ не является реформаторским. Его введение вовсе не означает, что необходимо срочно увольнять всех работников, которые по каким-то критериям не соответствуют требованиям. Так, пункт 10 Справочника содержит следующее положение на этот счет. Лица, не имеющие специальной подготовки или установленного стажа работы, но обладающие достаточными практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Но это скорее исключение из правила, чем правило. Теперь у руководителя есть четкие требования и критерии, на основании которых он вправе отказать в приеме на работу или же в случае явного несоответствия уволить неквалифицированного работника. Но помните: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации должно быть подтверждено результатами аттестации. Опять же, новый документ существенно поможет в работе квалификационных комиссий.
В кадровой работе справочник также окажет солидную помощь: квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями.

Нужно ли указывать должность в соответствии со справочником

Возникает вопрос: а надо ли приводить наименование должности в точном соответствии со справочником? Ответ можно найти в статье 57 Трудового кодекса РФ.

Там сказано: если, согласно Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений, то их наименования должны соответствовать тем, что даны в квалификационных справочниках.

Значит, тем работникам, у которых есть льготы (в особенности это касается педагогических работников), должность необходимо указывать в точном соответствии со справочником. Это очень важно и для исчисления специального стажа педагогических работников. Поэтому пренебрегать данным правилом не стоит.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №11, ноябрь 2009 г.