ВЭД

Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями

8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства", ключевым положением которого является преобразование территорий этих государств в единое экономическое пространство. В статье 27 Договора предусмотрено, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Договор был ратифицирован Федеральным Законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ.

Автор: Титаева А.В.
http://titaeva.webzone.ru/

      8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства", ключевым положением которого является преобразование территорий этих государств в единое экономическое пространство. В статье 27 Договора предусмотрено, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Договор был ратифицирован Федеральным Законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ.
      Данный порядок нашел свое отражение в статье 13 Федерального Закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", который вступил в силу с 1 января 2001 года.
      Из данной статьи следует, что реализация товаров на территории Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ.
      Немногим позднее, а именно 22 мая 2001 года, Федеральным Законом № 55-ФЗ был ратифицирован еще один Договор, участником которого также стала Республика Беларусь. Это Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26 февраля 1999 года в г. Москве. В указанном Договоре участники Договора обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Но несмотря на то, что Договор был подписан Республикой Беларусь, ратифицирован он был Федеральным Законом № 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь.
      Законом № 55-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
      Таким образом, при взаимной торговле с Республикой Беларусь как до 1 июля 2001 года, так и после 1 июля 2001 года сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у Российской Федерации сохранен порядок взимания косвенных налогов по принципу происхождения. В подтверждение этому можно привести Письма: МНС РФ от 29.06.01 № ВГ-6-03/502@, УМНС РФ по г.Москве от 31.07.01 № 02-14/35611, а также Письмо Минфина РФ при ответе на частный запрос от 27.09.01 № 04-03-17/31.
      Приравнивание реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларусь к реализации на территории Российской Федерации означает применение порядка взимания косвенных налогов, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13 Закона № 118-ФЗ.

НДС при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь

      В статье 13 Закона № 118-ФЗ реализация товаров в республику Беларусь приравнена к реализации товаров на территории Российской Федерации.
      Иными словами, с точки зрения налоговых последствий реализация товаров при экспорте товаров на территорию Беларусь не отличается от реализации этих товаров на территории Российской Федерации.
      Это означает, что при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь неправомерно использовать ставку 0%. Применимыми ставками должны быть либо 10% при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 ст.164 НК РФ, либо 20% (п.3 ст. 164 НК РФ).
      Данный вывод подтверждается письмом УМНС РФ по г. Москве от 05.02.02 № 24-11/5143.
      Вычет по товарам, экспортируемым на территорию Белоруссии, осуществляется в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, поскольку статья 13 ФЗ № 118-ФЗ не определила специальных правил для данной ситуации.

НДС при импорте товаров с территории Республики Беларусь

      С 1 июля 2001 года налог на добавленную стоимость на товары, приобретаемые российскими покупателями у поставщиков из стран СНГ, взимается таможенными органами при ввозе в Россию за исключением республики Беларусь, поскольку с этим государством Российской Федерацией не установлен порядок взимания косвенных налогов по принципу страны назначения.
      При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается (ст.13 Закона № 118-ФЗ). Данное указание также следует из Писем: ГТК РФ № 01-06/29583 от 27.07.01г., УМНС по г.Москве от 04.03.02г. №24-11/9587.
      При реализации товаров, происходящих и ввезенных с территории Республика Беларусь, на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации (статья 13 Закона № 118-ФЗ).
      Рассмотрим правомерность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных белорусскими поставщиками.
      В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации.
      Статьей 13 Закона № 118-ФЗ определено, что подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года, предъявленные белорусскими поставщиками при реализации на территории Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь.
      Таким образом, определяющим моментом для принятия к вычету сумм НДС, уплачиваемых белорусским поставщикам, является признание территории Российской Федерации местом их реализации.
      Для того чтобы определить место реализации товаров необходимо обратиться к статье 147 НК РФ.
      В соответствии с этой статьей в целях налогообложения НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации товаров признана территория РФ

      Признание территории Российской Федерации местом реализации влечет обязанность белорусской организации по уплате НДС на территории РФ. При определении исполнителя по уплате налога в российский бюджет основополагающим моментом является подтверждение факта постановки белорусской организации на налоговый учет.
      В том случае, если белорусская организация состоит на налоговом учете на территории РФ в качестве налогоплательщика, она самостоятельно исполняет обязанность по перечислению налога в российский бюджет. При этом покупателю-российской организации в соответствии со статьей 168 НК РФ выдается счет-фактура с выделенной суммой НДС. Сумма НДС российской организацией принимается к вычету в общеустановленном порядке.
      Если же белорусская организация не состоит на налоговом учете на территории РФ, обязанность по уплате налога в российский бюджет возлагается непосредственно на российскую организацию. Эта обязанность предусмотрена статьей 161 НК РФ.
      Согласно этой статьи организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п.2 ст. 161 НК РФ), признаются налоговыми агентами.
      В соответствии со ст.6 Договора о создании единого государства "...каждое государство - участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности".
      Это означает, что белорусское предприятие является иностранным предприятием на территории Российской Федерации.
      Из этого следует, что российская организация, приобретающая товары у белорусской организации, обязана исполнить функции налогового агента по исчислению, удержанию из доходов, выплачиваемых белорусской организации, и перечислению в бюджет удержанной суммы налога.
      При исчислении налога, подлежащего перечислению в бюджет, необходимыми элементами для его исчисления являются налоговая база и ставка. Статья 13 Закона 118-ФЗ установила, что налог, подлежащий уплате на территории РФ, должен быть рассчитан исходя из ставок, предусмотренных для территории РФ.
      На основании пункта 4 статьи 164 НК РФ применимой ставкой является расчетная ставка, которая определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (20/120 либо 10/110).
      Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога (ст. 161 НК РФ).
      После уплаты налога российская организация вправе воспользоваться вычетом на указанную сумму налога (п.3 ст. 171 НК РФ, статья 13 Закона № 118-ФЗ).

Местом реализации товаров не признана территория РФ

      В том случае, когда местом реализации товаров не может быть признана территория РФ, налог на добавленную стоимость не подлежит уплате на территории РФ. Это означает, что российская организация не должна выступать в роли налогового агента, поэтому вся сумма по договору будет перечислена белорусской организации без удержания НДС.
      При этом белорусская организация может выставить документы как содержащие НДС с выделением налога отдельной строкой, так и не содержащие.
      Независимо от того, выделена ли поставщиком сумма НДС в документах по товарам, реализованным не на территории РФ, организация должна включить всю сумму, оплаченную за приобретение товаров, в их стоимость как в бухгалтерском учете (п.6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (п.2 ст. 254 НК РФ).
      Что касается товаров, не происходящих с территории Республики Беларусь, но ввозимых с ее территории на таможенную территорию Российской Федерации, то налогообложение таких товаров производится в соответствии с нормами Налогового кодекса аналогично импортным товарам, ввозимым с территории других иностранных государств.
      Следует заметить, что порядок принятия к вычету НДС, уплаченный белорусским организациям по выполненным работам, оказанным услугам аналогичен вышеизложенному.

Начать дискуссию

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.