Налог на рекламу

Налоговый учет расходов на рекламу

В целях налогового учета расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ....
12,3 тыс. 4,8 тыс.

В целях налогового учета расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Данные расходы на рекламу учитываются с учетом положений пункта 4 данной статьи:

«расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса».

Как мы видим из пункта 4 статьи 264 НК РФ, налоговое законодательство рассматривает два вида рекламных расходов: нормируемые и ненормируемые.

Причем перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым (абзацы 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ). Данные расходы принимаются для целей налогообложения в полном объеме. Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым, их перечень остается открытым, и для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Обратите внимание!

Выручка от реализации определяется в зависимости от выбранного организацией метода признания доходов и расходов.

Напомним, что глава 25 НК РФ предусматривает два возможных метода признания доходов и расходов:

  • метод начисления (налогоплательщики, использующие данный метод определяют доходы и расходы в соответствии со статьями 271,272 НК РФ);
  • кассовый метод (регулируется в соответствии с положением статьи 273 НК РФ).

Организации, использующие метод начисления для признания доходов (расходов) в целях налогообложения прибыли, будут учитывать расходы на рекламу в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически были осуществлены, независимо от времени выплаты денежных средств. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (сделки, которые длятся более одного отчетного (налогового) периода).

Кроме того, коснемся вопроса определения момента оказания рекламных услуг (соответственно, признания даты осуществления расходов на рекламу), так как на практике очень часто возникают споры между рекламодателем, рекламопроизводителем (рекламораспространителем) и налоговыми органами.

Согласно статье 272 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, дата осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы по изготовлению рекламных носителей информации признается одна из следующих дат:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

Рассмотрим на примере момент признания даты осуществления рекламных расходов для целей налогообложения (метод начисления). Рекламные расходы, документально подтверждены (акт приема-сдачи выполненных работ подписан).

Пример.

Фирма заказала ролик с рекламой своей новой продукции для демонстрации его на конференции. После конференции первая партия этой продукции будет отпущена на реализацию.

Расходы на изготовление ролика являются расходами на рекламу и должны быть признаны в налоговом учете организации, использующей метод начисления на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ по изготовлению данного ролика. Акт подписан в июле месяце. Конференция запланирована на август месяц. Следовательно, сам факт рекламы будет иметь место только в момент демонстрации этого видеоролика на конференции, то есть в августе месяце.

Данный вывод следует из определения рекламы в Законе №108-ФЗ, в котором существенным является распространение информации. В нашем примере это связано с демонстрацией видеоролика с новой продукции.

Организации могут применять кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Для таких организаций датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Расходами налогоплательщиков при кассовом методе признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, рекламные расходы у налогоплательщика при кассовом методе будут приняты к учету после оплаты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 318 НК РФ выручка для целей исчисления нормируемых рекламных расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Обратите внимание!

Может произойти так, что нормируемые рекламные расходы за отчетный период (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) не укладывались в 1% от выручки, а по итогам года укладываются. Следовательно, при увеличении суммы выручки от реализации увеличивается сумма нормируемых рекламных расходов . Это говорит о том, что в последующих отчетных периодах организация сможет учесть ранее не учтенную сумму нормируемых рекламных расходов.

Если фактические рекламные расходы организации превышают сверхустановленные нормы, предусмотренные абзацем 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ, то для целей налогообложения прибыли в части превышения установленных норм, они не признаются как прочими расходами, так и расходами, связанными с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Такие расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу. По окончании отчетного (налогового) периода он должен сопоставить величину, посчитанную как 1% от выручки, с суммой ненормируемых расходов на рекламу.

Для того чтобы расходы на рекламу, осуществленные организацией были признаны в налоговом учете, они должны отвечать критериям статьи 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованы и документально подтверждены. При этом под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговое законодательство делит расходы, произведенные налогоплательщиком, на прямые и косвенные (статья 318 НК РФ). Рекламные расходы признаются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов (статья 313 НК РФ). Это могут быть документы бухгалтерского учета, если в них достаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

И это только в том случае, если в налоговом учете виды имущества, обязательства или расходы совпадают с данными бухгалтерского учета, то тогда каких-то дополнительных документов не требуется . При расхождении данных бухгалтерского учета с налоговым учетом необходимо использовать регистры налогового учета.

Унифицированных форм налоговых регистров нет, а если регистры, предлагаемые налоговыми органами, не устраивают налогоплательщика, то он вправе самостоятельно разработать их форму, закрепив это в учетной политике организации.

Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра:
  • период (дату) составления;
  • измерители операции;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись лица, ответственного за составление указанных регистров, ее расшифровка.

Обратите внимание!

В налоговом учете необходимо четко учитывать рекламные расходы и вести отдельные налоговые регистры. Это обусловлено тем, что:

  • часть рекламных расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), нормируется для обложения налогом на прибыль;
  • сумма НДС по нормируемым рекламным расходам может быть принята к вычету из налоговых обязательств перед бюджетом только в пределах установленных норм (пункт 7 статья 171 НК РФ).

Для примера, рассмотрим учет расходов на уценку товаров, которые использовались при оформлении витрин. В налоговом учете расходы, осуществленные организацией на оформление витрин, учитываются в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что в числе рекламных расходов можно учесть расходы на уценку товаров, которые использовались при оформлении витрин и в результате полностью или частично потеряли свои потребительские качества.

Пример.

ООО «Сигма» осуществляет продажу тканей. При переоформлении витрины было установлено, что ткань, использованная для оформления витрины, потеряла потребительские качества. Произведена ее уценка. Первоначальная стоимость ткани - 960 рублей (в том числе НДС – 146,44 рублей), стоимость после уценки - 480 рублей (в том числе НДС – 73,22 рублей).

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

41

60

813,56

Оприходована ткань(960 – 146-44)

19

60

146,44

Предъявлен НДС со стоимости ткани

60

51

960

Оплачена ткань, используемая на оформление витрины

68

19

146,44

Принят НДС к вычету

44

41

406,78

Отражена уценка ткани ((960 – 146,44) – (480 – 73,22))

90-2

44

406,78

Списаны расходы на продажу

В целях налогообложения прибыли в числе прочих расходов учитываются рекламные расходы в сумме 406,78 рубля.

Начать дискуссию

Предприниматели оформили рекордное число кредитов с плавающей ставкой

Число кредитов, процентная ставка которых привязана к ключевой, уже выросла почти до 50%. Бизнес уверен, что ЦБ снизит ключевую ставку, а вместе с ней сократятся проценты по займам.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
169

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
63

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4, но можно и 3.

163

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
351
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

537
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
386

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

169

Интересные материалы

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
220