Налог на рекламу

Бухгалтерский учет расходов на рекламу

В бухгалтерском учете предусмотрен специальный стандарт, на основании которого организации осуществляют классификацию расходов. Речь идет о Приказе Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99).

В бухгалтерском учете предусмотрен специальный стандарт, на основании которого организации осуществляют классификацию расходов. Речь идет о Приказе Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99). В соответствии, с пунктом 5 ПБУ 10/99 рекламные расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности , связанным с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанию услуг.

К расходам организации на рекламу для целей бухгалтерского учета относятся следующие виды расходов:

  • на разработку, издание и распространение иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, рекламных открыток и так далее;
  • на разработку, изготовление и распространение образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции;
  • на объявления в печати, передачи по радио и телевидению, то есть через средства массовой информации;
  • на световую и наружную рекламу;
  • на приобретение, изготовление, демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и тому подобное;
  • на изготовление рекламных щитов, указателей;
  • на участие в выставках, экспозициях, ярмарках;
  • на оформление витрин, выставок – продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • на уценку товаров, которые полностью или частично потеряли свои первоначальные качества при экспонировании в витринах;
  • на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • на проведение рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации;
  • прочие расходы на рекламу.

Для признания расходов в бухгалтерском учете необходимо выполнение ряда условий, установленных пунктом 16 ПБУ 10/99:

  • расходы производятся в соответствии с конкретным договором, с соблюдением требований законодательных и нормативных актов;
  • сумма расходов должна быть определена;
  • расходы произведены в результате конкретной операции, которая приведет к уменьшению экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

При несоблюдении хотя бы одного из названных условий, в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы на рекламу, на основании пункта 18 ПБУ 10/99, признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Обратите внимание!

Согласно пункту 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально – производственных запасов;
  • расходы, которые возникают в процессе переработки, доработки материально – производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи; а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).

Расходы на рекламу, которые связаны со сбытом продукции (товаров, работ, услуг), являются коммерческими расходами. Коммерческие расходы отражаются организациями на отдельном субсчете к счету 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Причем это справедливо как для торговых организаций, так и для производственников.

По дебету указанного счета накапливаются суммы осуществленных рекламных расходов, по кредиту производится их списание.

Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие выполнение рекламных работ и услуг:

  • договор на оказание рекламных услуг;
  • протокол согласования цен на рекламные услуги;
  • свидетельство о праве размещения наружной рекламы;
  • паспорт рекламного места ;
  • утвержденный дизайн-проект;
  • акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
  • счета-фактуры от агентства рекламных услуг;
  • документы, подтверждающие оплату рекламных услуг;
  • требование-накладная и накладная на отпуск материалов на сторону;
  • акт о списании товаров (готовой продукции);
  • акт об уценке товаров.

Хранение печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными объявлениями, аудио или видеокассет с записью рекламы поможет в разрешении споров с налоговыми органами при проведении проверок.

В бухгалтерском учете суммы расходов на рекламу, учтенные по дебету счета 44 «Расходы на продажу», списываются на себестоимость проданной продукции (товаров) полностью или пропорционально объему реализованной продукции (товаров) в зависимости от способа списания коммерческих расходов, указанных в приказе по учетной политике организации.

Обратите внимание!

Законодательство предусматривает два возможных варианта списания указанных расходов, организация должна выбранный один из вариантов и закрепить в учетной политике.

Если организация признала полностью сумму учтенных в отчетном периоде расходов на рекламу, то отразить ее в бухгалтерском учете нужно следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

90-2

44

Сумма, учтенных в отчетном периоде расходов на рекламу

Если организация решила, что не все затраты относятся к отчетному периоду, то они подлежат распределению:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

90-2

44

Списывается часть учтенных в отчетном периоде расходов на продажу продукции, подлежащая распределению в установленном порядке между проданным товаром и остатком товаров на конец месяца

Если рекламные работы (услуги) фактически осуществлены в отчетном периоде, то на основании акта выполненных работ или счета-фактуры рекламного агентства, эта операция в бухгалтерском учете будет отражена следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

44

60

Отражена задолженность рекламному агентству за выполненные работы (оказанные услуги) по размещению рекламы

19

60

Учтена сумма НДС по выполненным рекламным агентством работам (оказанным услугам) на основании счета – фактуры данного агентства

Нередко организации участвуют в выставках с целью распространения информации о производимой продукции, оказываемых услугах, реализуемых товарах, при этом достаточно часто посетителям выставки раздаются образцы товаров и продукции, реализуемых организацией – участницей выставки.

Учет рекламных материалов (календари, ручки, буклеты и так далее), купленных или изготовленных собственными силами или с привлечением сторонних физических или юридических лиц ведется на счете 10 «Материалы» субсчет «Рекламные материалы».

Учет товаров и готовой продукции, переданных в качестве образцов, ведется на отдельных субсчетах к счетам 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция». Списание таких товаров, готовой продукции, материалов в рекламных целях оформляется актом на списание. Унифицированная форма акта не предусмотрена, следовательно, организация имеет право разработать такой документ самостоятельно.

Так как, указанный акт выступает первичным документом, на основании которого отражается операция в учете, следовательно, он должен выполнять все требования, предъявляемые к «первичке». Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностных лиц, которые ответственны за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, нередко используют для оформления витрин часть товаров, предназначенных для перепродажи.

На основании Приказа Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», списание стоимости товаров, использованных на цели рекламы, осуществляется организациями, занимающимися торговой деятельностью, следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

41-5

41-1

Отражена стоимость товаров, переданных в рекламных целях

44

41-5

Списана стоимость товаров, использованных в целях рекламы

Для организации аналитического учета, можно использовать следующие субсчета:

41-1 « Товары на складах»;

41-5 «Товары, используемые в рекламных целях».

Организации, занимающиеся производством продукции, производят списание стоимости произведенной продукции, использованной в целях рекламы, следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

43-2

43-1

Отражена стоимость продукции, переданной в целях рекламы

44

43-2

Списана стоимость готовой продукции, использованной в рекламных целях

С использованием следующих субсчетов:

43-1 «Готовая продукция на складе»;

43-2 «Готовая продукция, используемая в рекламных целях».

Если при формировании рекламных расходов, организация выполняет какие-то работы собственными силами, то первоначально такие расходы учитываются организацией на счете 23 «Вспомогательные производства».

Рассмотрим изложенное подробней на примере (все суммы, используемые в примере, указаны без НДС).

Пример.

Организация, занимающаяся изготовлением светильников, принимает участие в выставке. Для оформления выставочного стенда использованы образцы светильников, общая стоимость образцов составила 650 000 рублей. Затраты по доставке, оформлению были произведены собственными силами, сумма затрат составила 5 000 рублей. В ходе проведения выставки часть продукции была распространена среди потенциальных потребителей продукции, другая часть пришла в негодность (разбиты). То есть все образцы были признаны полностью использованными в ходе выставке. Организацией был оформлен акт о списании готовой продукции в рекламных целях.

Бухгалтерские записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

43-2

43-1

650000

Отражена передача готовой продукции со склада для рекламных целей

23

70,69,10

5000

Отражены затраты, связанные с доставкой и подготовкой выставочного стенда

44

43-2

650000

Стоимость готовой продукции отнесена на затраты по рекламе

44

23

5000

Отнесены затраты на рекламные расходы, связанные с доставкой и оформлением выставочного стенда

Стараясь оградить себя от риска неплатежей, организации, оказывающие рекламные услуги требуют перечисление сумм аванса.

Если договором с рекламным агентством предусмотрено перечисление авансовых платежей, то делаются следующие записи:

Корреспонденция счетов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

60

51

Отражена сумма выданных авансов в счет выполнения работ рекламным агентством

44

60

Учтены затраты на рекламу

19

60

Учтена сумма НДС по выполненным рекламным агентством в текущем месяце работам (оказанным услугам)

68

19

Принята к вычету из налоговых обязательств перед бюджетом сумма НДС (полученные и оплаченные услуги)

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?