«Копеечные» остатки в балансе. Можно ли списать до срока давности?

Для бухгалтера копейка не просто бережет рубль, она бережет равновесие бухгалтерского баланса. Бывают в хозяйственной жизни предприятия такие ситуации, при которых в оборотно - сальдовой ведомости образуются некие копеечные остатки на счетах учета расчетов с контрагентами.

Для бухгалтера копейка не просто бережет рубль, она бережет равновесие бухгалтерского баланса. Бывают в хозяйственной жизни предприятия такие ситуации, при которых в оборотно - сальдовой ведомости образуются некие копеечные остатки на счетах учета расчетов с контрагентами.

Покупатель недоплатил, поставщик недопоставил, суммы от нескольких копеек до нескольких десятков рублей, как не украшают они баланс. Срок давности для списания этих сумм наступит не скоро, процесс взыскания потребует финансовых затрат, которые превышают сами долги.

Как поступить бухгалтеру при возникновении в учете «копеечной» дебиторской и кредиторской задолженности, а так же в случае выявления расхождений по актам сверки взаиморасчетов с контрагентами, расскажем в статье.

Избавляемся от «копеечной» дебиторки и кредиторки

Собственно, вариантов несколько. Всем известно, что до истечения срока давности задолженности, списать долги по правилам бухгалтерского учета нельзя (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н)). Финансовый результат деятельности предприятия для целей налогообложения тоже не может быть уменьшен до истечения срока давности (пп. 2 п. 2 ст. 265 и п. 18 ст. 250 НК РФ).

Причем, даже для списания действительно просроченной суммы задолженности придется приложить усилия, а именно провести инвентаризацию обязательств, собрать документы, подтверждающие истечение срока давности или нереальность взыскания долга, обосновать возникновение таких долгов и необходимость их списания. А в случае с дебиторской задолженностью еще и учитывать ее на забалансовом счете в течение пяти лет с момента списания и надеяться на ее погашение.

Этот путь для копеечных долгов слишком долог и сложен. Предлагаем воспользоваться возможностью избавиться от небольшой дебиторской и кредиторской задолженности иным способом.

Обратимся к п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Одним из требований, которое должна обеспечивать учетная политика, и которое должно быть учтено при ведении бухгалтерского учета, является требование рациональности его ведения исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Иными словами, если расходы на взыскание задолженности, превышают сумму самой задолженности, ничто не мешает компании воспользоваться вышеприведенной нормой, и списать с баланса копеечные долги, образовавшиеся в процессе осуществления расчетов по хозяйственным договорам. В этом случае, можно не принимать никаких мер к взысканию мелких долгов или их уплате. И списать копеечные суммы дебиторской и кредиторской задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Однако, порядком, закрепленным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации пренебрегать не стоит. Последовательность действий при списании должна быть следующей:

  • Проводим инвентаризацию обязательств (п. 27, 77 Положения);
  • Составляем Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № инв-17);
  • Издаем приказ о списании «копеечных» сумм дебиторской и кредиторской задолженности, обосновав принятое решение ссылкой на п. 6 ПБУ 1/2008 (требование рациональности).

Обоснованием таких списаний может являться и низкий уровень существенности списываемых сумм. Ведь бухгалтерская информация признается существенной и принимается во внимание, если значения показателей оказывают значительное влияние на принятие решений заинтересованными пользователями (п. 4 ст. 13  Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Уменьшение налогооблагаемой прибыли при списании незначительных сумм дебиторской задолженности невозможно. Однако, особенно уверенным налогоплательщикам рекомендуем обратить внимание на пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, ведь перечень внереализационных расходов в Кодексе является открытым. Увеличить налогооблагаемую базу можно на основании пп. 18 ст. 250 НК РФ.

Практикующие бухгалтеры рекомендуют направлять в адрес контрагентов акты сверки взаимных расчетов, в которых списание копеечной задолженности уже произведено. В этом случае контрагент либо подписывает акт и возвращает его обратно, либо «молча» соглашается с показателями взаиморасчетов, отраженных актов. А организация, осуществившая списание «копеечных» долгов имеет дополнительное документальное подтверждение правоты произведенных операций.

Посоветуем и не совсем законный способ. Чтобы остатки на счетах расчетов с контрагентами, особенно покупателями не раздражали, в учете можно осуществить их «доплату» в кассу организации. При этом следует помнить о соблюдении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Банком России 22.09.1993 № 40).

Несоответствие учетных данных актам сверки контрагента

Довольно распространена ситуация, когда в процессе сверки с контрагентом, выясняется несоответствие учетных остатков данным акта, предоставленного деловым партнером. Подтверждающих документов найти не удается. Организация принимает решение скорректировать остатки по взаимным расчетам. Как отразить такую операцию в бухгалтерском и налоговом учете?

В бухгалтерском учете несущественные ошибки, обнаруженные в ходе проведения инвентаризации взаиморасчетов с контрагентами, отражаются в месяце обнаружения ошибок в составе прочих доходов и расходов.

Кстати, если организация не согласна с данными, отраженными в акте сверки контрагента, то у нее остается право отражать в учете суммы задолженности исходя из бухгалтерских записей, признаваемых ею правильными (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Но если вдруг организация принимает решение привести учетные данные в соответствие данным контрагента, то исправления в бухгалтерский учет и отчетность следует вносить с учетом норм ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которое применяется с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период (п. 3 ПБУ 22/2010). Существенность ошибки определяется организацией самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 24.01.2011 №07-02-18/01). Порядок определения существенности ошибок закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, несоответствие сумм дебиторской и кредиторской задолженности признаны несущественными для организации, и период ее возникновения предшествует моменту подписания годовой бухгалтерской отчетности за этот период. Значит это ошибка предшествующего отчетного периода, исправлять ее нужно, опираясь на норму п. 14 ПБУ 22/2010. Такие ошибки исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Таким образом, чтобы скорректировать остатки по взаиморасчетам, нужно произвести следующие записи на бухгалтерских счетах:

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы» – увеличена сумма дебиторской задолженности;

Кредит 91 Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» – доначислен НДС при увеличении суммы дебиторской задолженности;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60 – увеличена сумма кредиторской задолженности.

В налоговом учете ошибки в исчислении налоговой базы прошлых периодов, исправляются в периоде, в котором осуществлена ошибка. Иными словами, требуется перерасчет налоговой базы и корректировочная декларация за период возникновения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 09.12.2004 № 03-03-01-04/1/174).

Если период возникновения ошибки определить невозможно, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Чтобы избежать претензий налоговых органов, рекомендуем суммы, увеличивающие налоговую базу по налогу на прибыль, учесть в составе внереализационных доходов на основании пп. 20 ст. 250 НК РФ.

Если в результате ошибок за прошлые годы была завышена база по налогу на прибыль, уменьшить ее в текущем периоде невозможно, поскольку любые расходы, осуществляемые налогоплательщиком, должны иметь документальное подтверждение (ст. 252 НК РФ).

Вывод: несущественные остатки по счетам расчетов с контрагентами можно списать, не дожидаясь истечения трехлетнего срока давности, основываясь на принципе рациональности учета. Главное при этом верно оформить документы и быть уверенным в своих действиях.

Начать дискуссию

Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
2
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

5

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
4

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Интересные материалы

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

3