Учет в торговле

Налоги при торговле. Летние особенности

Летняя торговля приносит значительные доходы, но, занимаясь ей, надо помнить о недавних ограничениях, которые ввели законодатели, об особых требованиях налоговиков к специфике деятельности.

Летняя торговля приносит значительные доходы, но, занимаясь ей, надо помнить о недавних ограничениях, которые ввели законодатели, об особых требованиях налоговиков к специфике деятельности.

Сергей Белов, эксперт
Янина Шилова, аудитор

Пивные штрафы

Для бизнесменов летняя торговля, в том числе, на нестационарных объектах - это в прямом и переносном смысле горячая пора.

Недавние нашумевшие законодательные инициативы ударили по продавцам классического летнего товара - пива. Федеральный закон от 7 марта 2005 г . № 11-ФЗ запретил его продажу не только в детских, образовательных и медицинских заведениях (где его обычно и не было), но и на пригородном транспорте, и в учреждениях культуры. А реализация пенного напитка в различных кинотеатрах, дискотеках, клубах всегда давала неплохой доход. Законом теперь запрещена продажа пива подросткам (ранее этого ограничения не было ни в одном законе). Это положение не распространяется только на напитки крепостью до 0,5 градуса, то есть в основном на безалкогольное пиво. Чиновники намерены строго следить за соблюдением закона, и в ряде регионов уже назначили специальные проверки (например, в столице продавцы алкоголя, в том числе и пива, включены в график ревизий на второй квартал) 1 . Тех, у кого найдут нарушения, могут обвинить в невыполнении правил алкогольной торговли. Организации за это грозят штрафы в размере 30 000 - 40 000 рублей, ПБОЮЛ, как и должностным лицам компании - 3000 - 4000 рублей (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Санкции трудно оспорить, но иногда это все-таки удается, что доказывает арбитражная практика (см. табл. 1).

Это видно из пункта 5 приложения 1 к распоряжению мэра Москвы от 5 апреля 2005 г . № 88-РМ.

Таблица 1

Аргументы против алкогольного штрафа *

Ситуация и мнение суда

Наш комментарий

Реквизиты постановления

Ревизоры оштрафовали за продажу спиртного несовершеннолетнему. Налогоплательщик предоставил показания продавца, о том, что тот по внешнему виду принял покупателя за взрослого. Учитывая это, а также то, что до совершеннолетия клиенту осталось лишь несколько месяцев, суд решил, что фирма добросовестно заблуждалась и освободил от штрафа

Санкцию отменили на основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Суд посчитал, что фирма приняла все меры, дабы избежать нарушения и поэтому не виновата. Другие суды могут с этим не согласиться, потребовав иных доказательств невиновности. В частности надо вывешивать в торговом зале информацию о том, что спиртное не отпускается лицам моложе 18 лет

ФАС МО от 15 декабря 2004 г . № КА-А40/11722-04

Ревизоры оштрафовали за торговлю с несовершеннолетним, а налогоплательщик нашел нарушение в протоколе о штрафе. В нем, как и в других документах налоговиков, не указывался возраст покупателя. Поэтому суд признал вину недоказанной

Если протокол оформлен с нарушениями, но суд его рассматривает, можно возразить, что чиновники не доказали нарушения, хотя и должны были (ч. 4 ст. 210 АПК РФ, ч.1 ст. 56 ГПК РФ). Нужно указать, что возраст покупателя здесь важен для рассмотрения дела и подобные сведения обязательно приводятся в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Нет данных, нет и возможности взыскать штраф

ФАС ВВО от 21 октября 2003 г . № А82-172/2003-А/3

Ревизоры (милиция) установив нарушение, составили протокол только через десять дней. Когда они попытались взыскать штраф, уже прошло два месяца со дня выявления нарушения. Закончился срок, отведенный для привлечения к ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) на что указал налогоплательщик . С ним согласился суд

Несоблюдение сроков - примитивная, но частая ошибка проверяющих. Они забывают, что срок, отведенный для привлечения к ответственности, исчисляется с момента нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Исключение - длящиеся нарушения, но и там срок определяется от того дня, когда установлено несоблюдение закона

Президиум ВАС РФ от 7 декабря 2004 г . № 8981/04

Ситуации взяты из споров по реализации крепких напитков. Но выбраны те случаи, что применимы и при торговле пивом.

В клубах, кинотеатрах и иных учреждениях культуры пивом можно торговать и законно. Но это позволено только организациям общепита (ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г . № 11-ФЗ). Так что бывшим продавцам (если такого документа еще нет) нужно получить разрешение на открытие точки общественного питания. Однако предварительно лучше сопоставить будущие доходы и затраты, в том числе и на различные согласования: с пожарниками, СЭС, БТИ (перепланировка помещения) и т. д. Работа кропотливая, ее можно поручить посреднику, хотя это недешево. Для информации приведем столичные расценки. По данным консультанта одной из посреднических фирм, в среднем пакет всей документации будет стоить от 3150 долларов. Официальные платежи составляют примерно 30 - 40 тысяч рублей. Если говорить по отдельным ведомствам, то оформление через посредника, к примеру, заключения Госпожнадзора обойдется в сумму от 200 у.е., оформление санпаспорта на помещение - от 150 у.е. Перепланировка стоит намного дороже - от 1500 у.е.

Распределяемые затраты

О летних мини-кафе могут задуматься и владельцы магазинов. Планируется, что все-таки введут отдельный штраф за распитие пива на улицах, в скверах, парках и так далее. Он невелик (100 рублей), но покупателей отпугнет. К несовершеннолетним уже применяется штраф, введенный в статье 20.22 КоАП РФ, составляющий от 300 до 500 рублей.

В выигрыше окажутся те бизнесмены, которые рядом со своими киосками соорудят временный павильончик. Это уже точка общепита, куда пойдут клиенты, но ее создание - опять-таки дополнительные расходы.

Подобные затраты вероятны и в других случаях. Показывая их, надо решать вопрос - как учитывать издержки для налогообложения: постепенно, считая расходами будущих периодов, или сразу уменьшать прибыль?

Ярослав Кулибаба, руководитель ООО «РЕАЛ-АУДИТ»

- Считаю, что подобные суммы учитываются при налогообложении единовременно, как только расходы произведены или оплачены (для тех, кто применяет кассовый метод). Распределения таких затрат в кодексе не требуется, да и логически оно не нужно. Допустим, что мы решим списывать расходы постепенно, но как узнать нужный период? Срок действия согласованных документов обычно не установлен. Кроме того, оплачивая консультации и различные согласования, мы не знаем, как долго продлится деятельность, для которой нужны все эти процедуры. Иногда даже неизвестно, будет ли она вообще. Вдруг не от всех чиновников удастся получить разрешения.

Помимо согласований требуется лицензия на торговлю алкоголем, которую многие тоже оформляют через посредников. Плату посредникам, по мнению налоговиков, надо списывать постепенно, так же, как и лицензионные затраты (письма УМНС России по г. Москве от 12 мая 2003 г . № 26-12/25947 и УМНС России по Московской области от 30 января 2004 г . № 07-40/17/Б662). Финансисты считают иначе: распределяется только стоимость лицензии (письмо Минфина России от 14 июля 2004 г . № 03-03-05/3/59).

Юрий Бисеров , налоговый консультант:

- Я согласен с Минфином - консультации не предусматривают длительного получения доходов. Поэтому их стоимость сразу увеличивает налоговые затраты. Впрочем, есть компании, которые просят от посредников так оформить документы, чтобы в них не упоминалось о лицензировании, а говорилось о плате за советы по текущей деятельности. Тогда прибыль уменьшается единовременно, на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ и не один налоговик не сможет предъявить претензии.

Стоимость любой лицензии надо списывать в течение всего срока ее действия.

Временное имущество

При летней торговле могут возникнуть и рекламные трудности. Нередко на павильонах, холодильниках для напитков, морозильниках ставится логотип производителя летней продукции, того же пива или мороженого. Налицо оказание продавцом рекламных услуг, по которым сейчас введен «вмененный» налог. Однако в рассмотренной ситуации его не нужно платить, ЕНВД взимается с рекламы, размещенной на стационарных носителях (ст. 346.27 НК РФ, письмо Минфина России от 27 декабря 2004 г . № 03-06-05-04/97).

Холодильники, барное оборудование, зонтики с логотипами - все это на летнее время торговцы могут получить даром от производителей прохладительных товаров (мороженого, напитков). Розничным торговцам это выгодно, но с них могут потребовать уплатить налог на прибыль, как с лица, бесплатно получившего услуги. Кроме того, поставщик может неожиданно отказаться от передачи оборудования или ввести компенсацию для уплаты уже своих налогов. Ведь подобные операции инспекция считает безвозмездной передачей услуг, облагаемой НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Наконец, на подобное имущество не начисляется амортизация (п. 3 ст. 256 НК РФ), следовательно, его владелец теряет на налоге на прибыль.

Обычно производители стараются уйти от налога, и от того, как они это делают, зависит и налогообложение розничного торговца.

Юрий Бисеров:

- Один из моих клиентов оформляет не бесплатную передачу оборудования, а составляет на каждый объект договор аренды, прописывая в нем символическую плату, намного ниже рыночной. Так устраняется безвозмездность и решается проблема с налогом на прибыль. Что касается НДС, то он с аренды начисляется. Но это выгоднее, чем платить налог с безвозмездно переданного имущества или с реальной стоимости аренды. Конфликты с налоговиками у предприятия были, но их удавалось успешно решать. Взять НДС со всей стоимости техники нельзя, поскольку ее собственник не меняется. Проверяющие пытаются придираться к тому, что сумма аренды минимальна, но здесь спасают две вещи. Первое - низкая цена установлена для всех, что не позволяет ревизорам применить статью 40 НК РФ. Согласно пункту 2 этой статьи цены можно контролировать, если они отличаются по разным сделкам у одного и того же налогоплательщика. Второе - в договоре аренды указано, что временный владелец имущества не вправе удалять с него рекламу, а также ставить товар конкурентов. Фактически получается договор аренды с обратной рекламой, поэтому и его цена невелика, - так объясняется налоговикам, и пока они с этим соглашаются.

Для торговца рассмотренная ситуация удобна: НДС можно поставить к вычету, а саму арендную плату включить в расходы. Бухучет здесь тоже стандартен, правда арендованное имущество некоторые забывают показывать за балансом, что может привести к штрафу за грубое нарушение правил бухучета по статье 120 НК РФ. Чтобы его избежать, надо выяснить у поставщика стоимость временно полученных ценностей и записать ее по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».

Если аренды нет, чиновники могут счесть передачу оборудования безвозмездной услугой, которая у торговца облагается налогом на прибыль (подп. 8 ст. 250 НК РФ). Мы с этим не согласны, полагаем и ревизора можно убедить в отсутствии услуги и налога. В качестве аргумента стоит использовать то, что на время полученное чужое имущество - ссуда (ст. 689 ГК РФ), которую надо возвращать. Подобные активы в налоговую базу не включаются (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Одно время фискалы считали налог с экономии на процентах по ссуде, и сейчас они иногда пытаются его взять. Но если налогоплательщик начинает спорить, чиновники отзывают свои требования. Налог с процентной экономии уже признан незаконным в постановлении Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г . № 3009/04 и письме ФНС России от13 января 2005 г . № 02-1-08/5@. Правда, там прямо рассмотрены только денежные займы, но все аргументы суда и ФНС России применимы и к временной передаче иных ценностей, где тоже не платится налог (постановление ФАС ЦО от 2 сентября 2004 г . № А64-660/04-16).

Осваиваем новое

Лето удобно и для расширения деятельности. Новая точка по продаже коктейлей или замороженного фруктового льда, попкорна или сахарной ваты, да и просто холодных напитков - все это источник дополнительного дохода. И новых проблем, в том числе налоговых. Одна из них - учет тех же автоматов для попкорна и другого нового оборудования. Когда его стоимость не превышает 10 000 рублей, то можно сразу увеличить материальные затраты (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если же имущество дороже, надо начислять амортизацию, а многие основные средства прямо не названы в налоговых амортизационных нормах (утверждены постановлением Правительства России от 1 января 2002 г . № 1). Поэтому вначале нужно определить их группировку (по классификатору ОК 013-94), а потом, используя официальные нормы, и налоговый срок службы (см. табл. 2).

Таблица 2

Амортизация летнего оборудования

Оборудование

Код группы по ОК 013-94

Амортизация начисляется на срок от 5 до 7 лет (вкл.)

Соковыжималка

16 2930307

Миксер для приготовления коктейлей

16 2930308

Кассовый аппарат

14 3010020

Цистерна для перевозки и продажи кваса

15 3420198

Амортизация начисляется на срок от 7 до 10 лет (вкл.)

Электрогриль, аппарат для приготовления шаурмы, микроволновая печь, аппарат для хот-догов и подогреватели для булочек, фритюрница для изготовления пончиков, оборудование для выпечки блинов, аппарат для производства попкорна или сахарной ваты

14 2925520 – 14 2925529

Аппарат для изготовления фруктового льда

14 2919615

Холодильник, холодильник-прилавок, морозильник

14 2919600

Иногда задают вопрос, нельзя ли изменить общие нормы налоговой амортизации, если оборудование работает лишь несколько месяцев в году? К сожалению, такого права у организаций нет. Все что разрешено сделать с подобным имуществом - перевести его на консервацию в те месяцы, когда оно не эксплуатируется (п. 3 ст. 256 НК РФ), да и этой возможностью лучше не пользоваться. За время консервации амортизация не начисляется и фирма не может уменьшить свою прибыль.

С расширением деятельности связана регистрация новых подразделений компании. Ее не избежать, открывая постоянно действующее кафе или иное заведение, расположенное обособленно от самой организации или других ее отделений. В этом случае в ИФНС по новому месту работы подается заявление по форме 09-1-1 (утверждено приказом МНС России от 3 марта 2004 г . № БГ-3-09/178). Заявление нужно принести в течение 30 дней со дня создания подразделения. Слово «создание» мы выделили специально, поскольку иногда оно помогает избежать санкций за опоздание с постановкой на учет. Есть ряд судебных дел, где налоговики пытались отсчитывать тридцатидневный срок с момента, когда принято решение о новой деятельности (постановление ФАС ВВО от 19 августа 2004 г № А29-8668/2003а) или заключен договор аренды на помещение (постановление ФАС ПО от 26 августа 2003 г . № А 55-1536/03-6). Судьи же не соглашались с чиновниками, указывая, что созданным признается действующее, то есть работающие подразделение. Оно имеется, если оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место (ст. 11 НК РФ).

Требование стационарности (рабочее место должно быть организовано более чем на месяц) помогает тем, кто начал трудиться, но быстро разочаровался. К примеру, предприятие, арендовало помещение, но, отработав там меньше месяца, не поставило подразделение на учет. Налоговики хотели оштрафовать за этот проступок, однако проиграли в суде (постановление ФАС ПО от 12 августа 2004 г . № А 55-14343/03-39). Последнее, на что стоит обратить внимание, - оборудованность рабочего места. Ее отсутствие помогает законно уйти от регистрации лоточникам, продающим мороженое, попкорн, сахарную вату. Они торгуют весь сезон, но не формируют постоянную точку, убирая свои лотки каждый день. Тут нет оборудованности, а значит, необходимости в регистрации.

Актив

Пассив

Летом больше шансов получить дополнительные доходы

Но и рисков тоже больше

Благодаря законодательным поправкам, сейчас стало сложнее торговать пивом

 

Начать дискуссию