Отраслевой учет

Стоимость сетевой воды: неожиданное продолжение

В июне 2012 года ВАС принял еще одно решение по вопросу применения методики расчета стоимости сетевой воды, предлагаемой Минрегионом. Теперь по заявлению УК отдельные положения методических указаний по расчету тарифов признаны недействующими.
1,2 тыс. 5

В прошлом номере журнала была размещена статья «Сколько стоит сетевая вода?», в основу которой были положены выводы ВАС, приведенные в Решении от 12.05.2012 № ВАС-534/12. Тогда тройка судей отказала теплоснабжающей организации в требовании признать п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса[1] недействующими, в сущности, указав на то, что содержание данных пунктов вообще не распространяется на РСО, которые поставляют на внешнюю границу МКД тепловую энергию в горячей воде, но при этом не являются производителями горячей воды (как самостоятельного коммунального ресурса), подаваемой конечным потребителям. Сегодня эта непростая история получила свое развитие уже в другом деле, а именно в Решении ВАС РФ от 29.06.2012 № ВАС-4747/12.

С чего все началось?

Прежде чем ознакомить читателей с содержанием нового нормативного акта, напомним логику, которой руководствовались судьи при вынесении Решения от 12.05.2012 №ВАС-534/12, тем более что состав арбитров в обоих случаях является одинаковым.

Итак, теплоснабжающая организация требовала признать недействующими п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, поскольку она была лишена возможности применять описанную в них методику расчета тарифа на горячую воду ввиду специфики используемой системы теплоснабжения, которая была открытой. Однако арбитры указали, что содержание оспариваемых пунктов вообще не распространяется на такие организации, причем именно потому, что они не подают исполнителям коммунальных услуг такой вид ресурса, как горячая вода. В сущности, они намекнули, что при задействовании для целей водоснабжения населения открытых систем теплоснабжения исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ и т. д.) фактически сами производят горячую воду на основе теплоносителя, получаемого от РСО. Кроме того, в Решении №ВАС-534/12 был упомянут п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса[2]абз. 1 которого РСО также собиралась оспорить, но в последний момент передумала.

Любопытный факт

Первоначально теплоснабжающая организация заявила о признании недействующими положений двух документов, а именно Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, однако впоследствии она пересмотрела свои требования и упоминания о методических указаниях были исключены из соответствующего заявления, поданного в суд.

Напомним, о чемидет речь в абз. 1 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Забегая вперед, отметим, что это чрезвычайно важно для изучения вопроса о стоимости сетевой воды. Итак, данным абзацем определено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее – закрытая система теплоснабжения).

Комментируя смысл этой нормы в майском Решении №ВАС-534/12, арбитры отметили, что в абз. 1 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и п. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса содержится императивное требование об установлении тарифа на горячую воду только для тех организацийкоммунального комплекса, которые, во‑первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов) и, во-вторых, осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения). Поэтому тариф на горячую воду, предусмотренный оспариваемыми п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплексане подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе с использованием открытой системы теплоснабжения либо с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.

Кроме того, тогда арбитров совсем не смутило содержание абз. 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, упоминание о которых также нашло свое место в Решении №ВАС-534/12. В них говорится следующее: если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее – открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

  • тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
  • расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. м воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

Однако сейчас, спустя чуть больше месяца, те же судьи выносят решение о недействительности и абз. 1, и абз. 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Что же произошло и почему решение арбитров столь радикально? Ответить на этот вопрос, располагая исключительно сухими выдержками из судебных решений, достаточно сложно. Однако некоторые выводы сделать все же придется, поскольку рассматриваемые судебные акты затрагивают интересы основных представителей коммунального рынка: РСО и управляющих компаний.

Развитие ситуации

Инициатором судебного разбирательства, по результатам которого было вынесено июньское Решение №ВАС-4747/12, стала как раз управляющая компания. Она обратилась в ВАС с заявлением о признании абз. 1 и 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не соответствующиминормам Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Управляющая компания указала, что ее права и законные интересы нарушены и это выражается в том, что оспариваемые положения методических указаний фактически обязывают ее осуществлять расчеты с РСО в порядке, не предусмотренном нормативными актами, имеющими большую юридическую силу. Точнее, УК указала на незаконность:

  • исключения из системы регулируемых тарифов платы за теплоноситель в горячей воде, поступающий из открытой системы теплоснабжения;
  • установления вида платы для потребителя за горячую воду, поступающую по такой системе, не соответствующего ни одноставочному, ни двухставочному тарифу на горячую воду.

Уверенность в том, что стоимость сетевой воды должна быть урегулирована путем установления определенного тарифа, небеспочвенна. Дело в том, что в силу п. 6 и 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса к регулируемым тарифам на товары и услуги таких организаций относятся тарифы на горячую воду, устанавливаемые в виде одноставочного либо двухставочного тарифа. А из буквального прочтенияабз. 1 и 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса следует, что Минрегион поставил установление тарифа на горячую воду в зависимость от типа используемой системы теплоснабжения (закрытой или открытой), что противоречит Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Арбитры признали наличие несоответствий в нормативных актах и не приняли во внимание доводы Минрегиона о невозможности использования одного и того же механизма определения цены горячей воды, получаемой при использовании разных технологий, в частности, при ее заборе (из открытой и закрытой систем теплоснабжения).

О технологии

В открытой системе теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется без использования холодной воды, циркулирующей в системе холодного водоснабжения и нагреваемой до необходимой температуры, как это происходит в закрытой системе. В открытой системе горячее водоснабжение осуществляется путем отбора потребителями сетевой воды (теплоносителя), которую теплоснабжающие организации не приобретают у водоснабжающей компании, а добывают самостоятельно. Также они приготавливают теплоноситель. В связи с этим их нельзя отнести к организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере холодного водоснабжения. По мнению Минрегиона, исходя из этой особенности, стоимость забора и приготовления сетевой воды (теплоносителя) не может быть предметом регулирования в указанной сфере и не требует установления для теплоснабжающих организаций тарифа на холодную воду, который согласно п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса используется при установлении тарифа на горячую воду, приготовленную в закрытой системе теплоснабжения.

Результатом судебного разбирательства, как мы уже говорили, является признание абз. 1 и 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса недействующими. Какие выводы следует сделать из всего сказанного?

Во-первых, как указано в Решении №ВАС-4747/12, оно может быть оспорено в порядке надзора в течение трех месяцев с момента его вступления в законную силу, то есть с 29.06.2012, так как согласно п. 2 ст. 180 АПК РФ решения ВАС, решения Суда по интеллектуальным правам и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов начинают действовать немедленно после их принятия. Поэтому ставить точку в данной истории пока рано.

Во-вторых, обозначившаяся неопределенность в порядке определения стоимости сетевой воды продлится еще полгода, так как в 2013 году вступит в силу обновленный Закон о теплоснабжении[3], к положениям которого уже сегодня обращается Минрегион, объясняя правомерность оспариваемых нормМетодических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

В-третьих, следует отметить, что стремление РСО оспорить положения п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, а УК – абз. 1 и 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса отнюдь не бескорыстно. Конечно же, на кону данного методологического спора стоят крупные денежные суммы. А практика, в том числе судебная, показывает, что РСО в подобных единоборствах чаще всего имеют серьезный перевес. Возможно, данная история и станет исключением из давно устоявшегося правила, но делать подобный прогноз мы не возьмемся.

__________________________

  1. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
  2. Утверждены Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47.
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190 ФЗ в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 417 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». 

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
100

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
109

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
194
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

48
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
54
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.