Налог на рекламу

Сага о налоге на рекламу

Что может быть приятнее для пополнения бюджета чем налог на рекламу? Пусть его доля и ничтожна мала для него, но зато экономический смысл как нельзя лучше говорит о сущности справедливого налогообложения в нашей стране. Ведь налог на рекламу это налогообложение расходов, которого нет ни в одной из экономически развитых стран мира. То есть внезависимости от того насколько плохи ваши дела, этот налог вы все равно заплатите.
2 тыс. 776

Евгений Ковтун
bushardo@mail.ru

Что может быть приятнее для пополнения бюджета, чем налог на рекламу? Пусть его доля и ничтожно мала для него, но зато экономический смысл как нельзя лучше говорит о сущности справедливого налогообложения в нашей стране. Ведь налог на рекламу - это налогообложение расходов, которого нет ни в одной из экономически развитых стран мира. То есть вне зависимости от того, насколько плохи ваши дела, этот налог вы все равно заплатите. Давайте вспомним, как возник этот потрясающей своей сутью и экзотичностью налог. Он вводился в 1991 г., еще во времена Верховного совета России, законом «Об основах налоговой системы», когда правительство неудачно пыталось бороться с обналичиванием и отмыванием денежных средств. Тогда казалось актуальным налогообложение того, что якобы приносило наибольшие доходы бизнесу. Учитывая то смутное время, трудно в этом не согласиться, однако с той поры много времени и денег уже утекло, и налог на рекламу с введением первой части Налогового Кодекса и вовсе стал ему противоречить, а с введением главы 25 "налог на прибыль" НК РФ еще и стал экономически бессмысленным.

Как можно, например, логически объяснить себе то, что для того, чтобы продать какой-либо продукт необходимо заплатить налог за то, чтобы о нем (продукте) узнал потребитель? Согласитесь, стимулировать сокращение издержек на продвижение товара - значит заниматься вредительством. Если подумать еще дальше, то налог на рекламу, на самом деле, еще более вредный, чем преподносится. Ведь даже при заказе рекламной продукции, его цена корректируется на 5% в сторону уменьшения, бюджет - то у всех не резиновый, соответственно - качество рекламы снижается ровно на 5% и многие рекламодатели вынуждены заказывать более дешевую и низкокачественную продукцию. Это останавливает рост самой рекламной индустрии.

Из общего вытекает частное. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Он введен ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Его ставка составляет не более 5% от общих расходов на рекламу. Считается он каждом субъекте федерации по своему. Плательщиком налога на рекламу может быть как рекламодатель так и рекламораспространитель. Говорит ли это о том, что процедура уплаты налога понятна для налогоплательщика? Отнюдь…

Вот какое определение рекламе, как объекту налогообложения, дает статья 2 Федерального закона от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе".

реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых (!!! Прим. автора) средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе стоимость рекламных работ, выполненных рекламодателем самостоятельно.

Хотелось бы отметить пусть и небольшую, но все-таки судебную практику касательно уплаты налога на рекламу. Здесь присутствуют такие дела, как постановление ФАС СЗО от 14 января 2002 г. № А56-21012/01, в котором суд установил, что затраты на визитки не включаются в себестоимость, т.к. не являются рекламой, постановление ФАС МО от 4 марта 2002 г. по делу № КА-А40/874-02, в котором суд признал неправомерным начисление налога на рекламу на расходы по содержанию сайта в Интернете, так как такие расходы относятся к информационным, а не рекламным, постановление ФАС СЗО от 3 сентября 2002 г. по делу № А56-14264/02 в котором, было установлено, что налогоплательщик правомерно не относил на затраты на рекламу и не платил налог на рекламу с расходов по изготовлению прайс-листов, распространяемых среди потребителей в местах продажи пейджеров и заказа услуг связи, постановление ФАС УО от 23 июля 2001 г. по делу № Ф09-1603/01-АК в котором вывеску юридического лица не признали объектом налогообложения по налогу на рекламу.

Отсутствие большой арбитражной практики говорит о том, что сами налоговые органы зачастую не знают, как правильно исчислять и платить налог на рекламу.

В свете спорных вопросов, не поддающихся логическому объяснению можно вспомнить использование основных средств предприятиями в рекламных расходах (налог на рекламу платится тогда с общей стоимости основных средств плюс к этому предприятие не может списать основное средство на рекламные расходы и продолжает платить налог на имущество) и включение в облагаемую базу по налогу с продаж налога на рекламу (согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или за наличный расчет оптом. При этом согласно Закону налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товаров (работ, услуг). В связи с этим в облагаемую базу по налогу с продаж включается налог на рекламу). То есть налицо двойное, а иногда и тройное налогообложение одной и той же операции.

Также не будем забывать, что любое ослабление налоговой нагрузки для предприятий приведет к развитию отрасли. Если налог в России будет отменен, это может дать импульс развитию рекламной индустрии. Ни для кого не секрет, что в сфере телевидения и радио реклама оплачивается через различные теневые схемы. Во многом это связано с нежеланием каналов и радиостанций платить с огромных затрат налог на рекламу. Таким образом, налог на рекламу препятствует легализации оборотов. Это плохо для развития сектора и плохо для государства, которое не получает ни легального налога на прибыль с рекламных агентств, ни налога на добавленную стоимость. Ведь реальные обороты остаются в тени: то есть один налог вроде бы собирается, но бюджет несет потери по другим статьям.

Поэтому настоятельно советую нашим Законодателям отменить этот вредный и бесполезный налог!

Начать дискуссию

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
5
385

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Лучшие спикеры, новый каждый день
Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
207
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

65
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

279

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
123
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

108