Учет в торговле

Недостача при приемке товарно-материальных ценностей, выявленная до момента оплаты

Итак, принимая товарно-материальные ценности от поставщика, организация выявила недостачу товарно-материальных ценностей. Каким образом организация должна отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Для этого обратимся к Приказу Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»

Итак, принимая товарно-материальные ценности от поставщика, организация выявила недостачу товарно-материальных ценностей.

Каким образом организация должна отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Для этого обратимся к Приказу Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»

Согласно п. 59 данного документа фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

   Аналогичным образом учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, установленным договором, арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

   Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты между контрагентами  не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

Полученные материалы (сырье, полуфабрикаты, комплектующие,  топливо, тара, запчасти и т.п.) или товары должны быть отражены в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, то есть в нее включаются, кроме стоимости самих ТМЦ, все затраты, которые необходимы, чтобы довести их до пригодного состояния. Это и услуги посредников, проценты по кредитам и займам, таможенные пошлины и т.д.

Кроме того, по правилам бухгалтерского учета  в фактическую себестоимость будут включаться  и транспортно-заготовительские расходы (ТЗР). Согласно п.70 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001г.  №119 транспортно-заготовительными расходами организации являются затраты непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов.

В состав ТЗР входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

    Причем, необходимо обратить внимание на следующий момент: если работники организации, перечисленные выше, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;

  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • лата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы;

Данные правила установлены для бухгалтерского учета, в отношении налогового учета нужно отметить следующее: в целях налогообложения прибыли в стоимость ТМЦ не будут включаться заработная плата, начисленные на нее налоги и взносы, проценты по кредитам. В налоговом учете данные затраты учитываются соответственно в составе расходов на оплату труда, в прочих и  внереализационных расходах.

Рассмотрим пример.

В июле 2002г. организация ООО «Строитель» по договору купли-продажи приобрело  20 кубов «вагонки» по цене  960 руб. за кубометр (в том числе НДС =160 руб.). Доставку строительных материалов организация осуществила самостоятельно, при этом затраты составили 8 000 рублей. При приемке «вагонки» была обнаружена недостача 1,5 куб.

На момент обнаружения недостачи ООО «Строитель» не произвело оплату древесины, поэтому, организация оплатила поставщику сумму за фактически полученное количество материалов (18,5 куб.)

Бухгалтер ООО «Строитель» отразил это в учете организации следующим образом:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 14 800 руб. – оприходованы 18,5 куб. «вагонки» и отражена ее стоимость;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 2960 руб. - отражена сумма НДС по оприходованным строительным материалам;

Дебет 10 «Материалы» Кредит 23 «Вспомогательные производства» - 8 000 руб. – затраты по доставке строительных материалов отнесены на себестоимость;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 – 17 760 руб. – оплачены строительные материалы поставщику.

Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 2960 руб. – сумма НДС по оплаченным и оприходованным материалам поставлена к возмещению;

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете стоимость строительных материалов будет равна 22 800 руб.

Начать дискуссию