Учет в торговле

Учет компьютеров: единый комплекс или набор компонентов?

Некоторые организации, приобретая компьютер, учитывают входящие в него компоненты по отдельности. Это во многих случаях позволяет списать расходы на покупку компьютера единовременно. Но не противоречит ли это правилам налогового и бухгалтерского учета?
21,3 тыс. 5,3 тыс.

Некоторые организации, приобретая компьютер, учитывают входящие в него компоненты по отдельности. Это во многих случаях позволяет списать расходы на покупку компьютера единовременно. Но не противоречит ли это правилам налогового и бухгалтерского учета?

Журнал опубликован:
журнал "Российский налоговый курьер" № 16 2003
© РНК

Налоговый учет

Персональные компьютеры относятся к технически сложным товарам. Это определено в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97 № 575.

Таким образом, компьютер -- не просто работающие независимо друг от друга процессор, материнская плата, оперативная память, жесткий диск и другие компоненты, а их взаимосвязанная система. Причем использование каждого из них по отдельности в подавляющем большинстве случаев невозможно.

Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Никаких дополнительных критериев, например, которые приняты в бухучете (об этом подробнее ниже), Кодекс не устанавливает.

В связи с этим при приобретении компьютера возникает вопрос, как его учитывать. Можно ли учесть каждый компонент по отдельности (и тем самым сразу списать в расходы стоимость тех из них, чья цена не превышает 10 000 руб.)? Или же компьютер вместе со всеми его компонентами учитывается в качестве единого объекта основных средств?

Позиция МНС России по этому вопросу такова. Если отдельные компоненты компьютера приобретены вместе с системным блоком, они должны быть учтены как единый объект основных средств. При этом  если фирма приобретает различные компоненты по отдельности и самостоятельно собирает компьютер, ситуация не меняется. Собранный таким образом компьютер вводится в эксплуатацию как один объект основных средств. Однако организация может приобрести и учесть в качестве основного средства вначале только компьютер с минимальным набором компонентов, без которых он не может использоваться. К таким элементам относятся системный блок, монитор и клавиатура (устройством ввода вместо клавиатуры может быть и другое устройство, например, сенсорный экран). В этом случае приобретаемые в дальнейшем дополнительные элементы (принтер, сканер и т. д.) могут включаться в стоимость компьютера (ст. 257 НК РФ позволяет изменять первоначальную стоимость основного средства в случае дооборудования) либо учитываться в качестве отдельных объектов основных средств. Все зависит от решения организации, которое она принимает самостоятельно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не забудьте про экономическую обоснованность

Иногда организации приобретают компьютер, укомплектованный оборудованием, предназначенным в первую очередь для игр: колонками многоканального звука, DVD-проигрывателем, дорогой видеокартой и др. Подобного рода расходы трудно назвать экономически оправданными. Поэтому их нельзя учесть для целей исчисления налога на прибыль. Исключением здесь могут быть ситуации, когда необходимость приобретения таких технических средств непосредственно связана со спецификой деятельности фирмы (например, разработка программного обеспечения).

Организация может заменить один компонент компьютера на другой. В этом случае необходимо определить, что произошло: ремонт компьютера или его модернизация. Если в результате замены не изменяется назначение компьютера, не повышаются его технические показатели и не появляются другие новые качества -- это ремонт. В таком случае стоимость новой детали как запасной части включается в расходы организации в том периоде, в котором была осуществлена замена. В противном случае имеет место модернизация. Затраты на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость компьютера. Примером может служить ситуация, когда организация заменяет монитор с диагональю экрана 15 дюймов на другой монитор с теми же свойствами, -- это ремонт. А вот если вместо этого монитора устанавливается монитор с диагональю 17 дюймов или жидкокристаллический («плоский») монитор, -- это уже модернизация[1].

Имейте в виду, что расходы на покупку компьютера должны быть подтверждены:

-- накладной поставщика;

-- актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме ОС-1.

Кроме того, с 28 июня текущего года при покупке компьютера за наличный расчет необходим еще и кассовый чек. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»[2].

Если компьютер стоит более 10 000 рублей…

Если первоначальная стоимость компьютера превышает 10 000 руб., он является амортизируемым имуществом.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Этот срок организация определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества. Руководствоваться нужно положениями статьи 258 НК РФ и Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Электронно-вычислительная техника (включая принтеры) отнесена в третью амортизационную группу (код ОКОФ 14 3020000). Срок ее полезного использования от 3 лет до 5 лет включительно.

В целях главы 25 Кодекса налогоплательщик ежемесячно начисляет амортизацию линейным или нелинейным методом (п. 1 ст. 259 НК РФ). Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 259 НК РФ.

Пример 1

В июле 2003 года организация приобрела компьютер. Его комплектация приведена в табл. 1.

Таблица 1. Комплектация компьютера

Компонент или устройство

Сумма, руб.

всего

в том числе

цена без НДС

НДС

Процессор

3852

3210

642

Материнская плата

2004

1670

334

Жесткий диск

8940

7450

1490

Оперативная память

2676

2230

446

Модем

894

745

149

CD-Rom

1200

1000

200

Флоппи-дисковод

324

270

54

Корпус

2856

2380

476

Монитор

8112

6760

1352

Клавиатура

1248

1040

208

Мышь

540

450

90

Коврик для мыши

180

150

30

ИТОГО

32 826

27 355

5 471

Компьютер введен в эксплуатацию в июле. В августе организация купила и ввела в эксплуатацию принтер стоимостью 12 648 руб. (в том числе НДС -- 2108 руб.). Организация решила учитывать его как самостоятельный объект основных средств.

Специалистами IT-отдела и бухгалтерии установлен срок полезного использования для целей налогового учета: для компьютера -- 40 месяцев, для принтера -- 54. Для приобретенных основных средств используется линейный метод начисления амортизации. Организация учитывает доходы и расходы методом начисления.

Первоначальная стоимость компьютера является результатом суммирования стоимости всех его компонентов (без учета НДС) и составляет 27 355 руб. Первоначальная стоимость принтера -- 10 540 руб. (12 648 руб. - 2108 руб.) Компьютер и принтер признаются амортизируемым имуществом. Месячная норма амортизации составляет:

-- по компьютеру – 2,5% [(1 : 40 мес.) х 100%];

-- по принтеру – 1,852% [(1 : 54 мес.) х 100%].

Ежемесячно начиная с августа организация должна начислять амортизацию по компьютеру в размере 683,88 руб. (27 355 руб. х 2,5%), а начиная с сентября -- по принтеру в размере 195,20 руб. (10 540 руб. х 1,852%).

Суммы амортизационных отчислений уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Если компьютер стоит менее 10 000 рублей...

Компьютер, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не признается амортизируемым имуществом. Затраты на его приобретение включаются в состав материальных расходов в полной сумме при вводе в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие расходы относятся к косвенным и в полном объеме уменьшают налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода (пункты 1 и 2 ст. 318 НК РФ).

Оборудование для локальной сети

Часто для эффективной работы сотрудников и рационального использования компьютерного оборудования создается локальная сеть. Она может объединять от двух до нескольких сотен компьютеров.

Локальная сеть позволяет сократить затраты организации на приобретение таких устройств, как принтер. При наличии сети достаточно одного принтера на целую группу рабочих мест.

Для создания локальной сети, как правило, прокладывается специализированная кабельная система. Одни фирмы осуществляют прокладку силами специалистов своего IT-отдела, другие привлекают сторонние компании. Кроме того, организации потребуется приобрести разнообразное дополнительное оборудование для сети: сервер, источник бесперебойного питания и т. п.

Все оборудование, необходимое для  создания сети, вместе с расходами по ее прокладке и наладке, учитывается в налоговом учете как единый объект основных средств.

Пример 2

В июле 2003 года организация приобрела оборудование для создания локальной сети с выделенным сервером для коммерческого отдела (табл. 2).

Таблица 2. Оборудование для создания локальной сети

Наименование оборудования

Количество

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

всего

в том числе

цена без НДС

НДС

Сервер

1 шт.

120 000

120 000

100 000

20 000

Блок бесперебойного питания сервера

1 шт.

12 000

12 000

10 000

2000

Коммутатор

1 шт.

21 600

21 600

18 000

3600

Кабель

60 м

60

3600

3000

600

ИТОГО

х

х

157 200

131 000

26 200

Для прокладки сети организация заключила договор со специализированной фирмой на проведение монтажных работ общей стоимостью 38 400 руб. (в том числе НДС -- 6400 руб.). В данном случае в налоговом учете первоначальная стоимость локальной сети составляет 163 000 руб. (131 000 руб. + 38 400 руб. - 6400 руб.).

Налог на добавленную стоимость

Суммы НДС, уплаченные при приобретении компьютера и дополнительного оборудования к нему, принимаются к вычету. Вычет производится после оплаты в полном объеме и принятия данных технических средств на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Под принятием на учет понимается отражение стоимости компьютера и оборудования к нему на счете 01 «Основные средства» либо на счетах учета затрат, если приобретенное оборудование рассматривается как запасная часть.

Электронно-вычислительные машины, для сдачи в эксплуатацию которых нужно выполнить электромонтажные и пусконаладочные работы, относятся к оборудованию, требующему монтажа. Об этом говорится в пункте 4.6.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.96 № 123. Примером может служить оборудование для локальной сети. Суммы НДС по этому оборудованию и работам по монтажу сети подлежат вычету с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения сети в эксплуатацию. Это следует из пункта 5 статьи 172 и пункта 2 статьи 259 НК РФ.

Если компьютерную технику приобретает организация, освобожденная от исчисления и уплаты НДС по статье 145 НК РФ либо не являющаяся плательщиком этого налога, сумма НДС учитывается в стоимости этой техники. Об этом гласит пункт 2 статьи 170 Кодекса.

Бухгалтерский учет

Компьютер, приобретенный организацией для производственной или управленческой деятельности, удовлетворяет условиям, приведенным в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Следовательно, он принимается к учету в качестве объекта основных средств.

Обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы, должен учитываться как единый инвентарный объект основных средств. Такой порядок установлен пунктом 6 ПБУ 6/01 и пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 № 33н.

Работа на компьютере невозможна без таких базовых компонентов, как процессор, материнская плата, оперативная память, жесткий диск и др. Поэтому для целей бухгалтерского учета они признаются в качестве единого обособленного комплекса конструктивно сочлененных предметов.

Что же касается учета дополнительного оборудования (принтеры, модемы и пр.), то нужно иметь в виду следующее. При наличии у одного объекта нескольких частей с разным сроком полезного использования каждая часть должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). Следовательно, устройства, имеющие отличный от самого компьютера срок службы, должны учитываться как самостоятельные инвентарные объекты.

В бухгалтерском учете основные средства стоимостью не более 10 000 руб., так же как и в налоговом, могут сразу включаться в состав затрат на производство. Однако в бухгалтерском учете лимит стоимости списываемых объектов основных средств устанавливается самой организацией и может быть как больше, так и меньше 10 000 руб. Выбранный лимит необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета.

Пункт 18 ПБУ 6/01 разрешает списывать объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. (или иного лимита, установленного организацией) на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. А каким будет другой корреспондирующий счет?

Нормативные документы по бухучету не дают ответа на этот вопрос. Письмом Минфина России от 18.10.2002 № 16-00-14/403 рекомендовано данную операцию отражать по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01. Однако этот документ имеет статус официальной переписки и является разъяснением на частный запрос.

Возможен другой вариант учета -- с использованием субсчета «Выбытие основных средств», открываемого к счету 01. На этом субсчете списанный единовременно компьютер будет числиться по нулевой остаточной стоимости:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

-- начислена 100-процентная амортизация компьютера после ввода его в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства, приобретенные за плату»

-- списана первоначальная стоимость компьютера.

При снятии компьютера с учета, например при его выбытии из состава основных средств в связи со списанием, делается проводка:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

--списана начисленная амортизация.

Такой вариант более предпочтителен с точки зрения обеспечения сохранности компьютеров стоимостью до 10 000 руб., находящихся в эксплуатации. Выбранный вариант учета организация должна закрепить в приказе об учетной политике для целей бухучета.

КСТАТИ

Соблюдайте компьютерную гигиену

30 июня текущего года вступили в силу новые гигиенические требования к компьютерной технике и правила ее эксплуатации. Они утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

Согласно документу помещения, где работают компьютеры, должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. В комнатах без окон технику можно использовать только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Оконные проемы должны быть оборудованы закрывающимися устройствами: жалюзи, занавесями или т. п.

Правила также устанавливают минимально допустимое расстояние между компьютерами. На один компьютер с монитором должно приходиться не менее 6 кв. м площади. При этом расстояние между столами, на которых стоят дисплеи, не может быть менее 2 м.

Кроме того, главсанврач рекомендует ограждать перегородками высотой 1,5--2 м рабочие места служащих, если они выполняют творческую работу, требующую значительного умственного напряжения.

Наконец в документе приведены требования к конструкции компьютерной мебели (столов и стульев) для разных категорий работников, работающих с компьютером.

Контроль за выполнением всех этих требований возложен на органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН). За их нарушения в статье 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Он составляет от 100 до 500 руб. для граждан, от 500 до 1000 руб. для руководителей предприятий и от 10 000 до 20 000 руб. для юридических лиц.



[1] Возможна ситуация, когда в результате дооборудования или модернизации первоначальная стоимость компьютера, при вводе его в эксплуатацию не превышавшая 10 000 руб., превысит этот предел. Подробнее об этом читайте в статье «Модернизация «дешевых» основных средств: как учесть расходы» // РНК, 2003, № 12. -- Примеч. ред.

[2] Подробнее об этом законе читайте в статье «Новые правила наличных расчетов с организациями» // РНК, 2003, № 14. -- Примеч. ред.

Начать дискуссию

  • Diversus
    Этот комментарий удален.
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

25
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
16
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Бесплатно с Взносы на травматизм

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Тарифы по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний различаются в зависимости от класса профриска и составляют от 0,2% до 8,5%.

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец
ВЭД

Центробанк смягчил валютный контроль по внешнеторговым контрактам

Участники внешней торговли могут не сдавать в банки документы по сделкам с иностранными партнерами, если объем операций не превышает 1 млн рублей.

Что изменится в заполнении баланса по новому ФСБУ 4/2023: обзор поправок от Минфина

Недавно утвердили новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Меняют бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Интересные материалы

Торгово-промышленная палата хочет создать единую базу со всеми видами поддержки бизнеса

Чтобы предприниматели получали меньше отказов в финансировании, ТПП создаст единую базу, где будут перечислены доступные и актуальные меры поддержки. Там же будут публиковать критерии отбора и сколько средств осталось в бюджете на финансирование бизнеса.