Учет займов и кредитов

Выкуп лизингового имущества: принятие к учету

В редакцию журнала поступил интересный вопрос, связанный с организацией учета транспортного средства, выкупленного по окончании срока действия договора лизинга. Организация арендовала автомобиль стоимостью около 1 млн руб., по окончании срока договора аренды и уплаты всех лизинговых платежей она выкупила данный автомобиль за 1 000 руб. (в том числе НДС). У бухгалтера возник вопрос: как правильно его оприходовать, имея на руках акт о приемепередаче объекта ОС?
Выкуп лизингового имущества: принятие к учету
Фото Тимура Громова, Кублог

В редакцию журнала поступил интересный вопрос, связанный с организацией учета транспортного средства, выкупленного по окончании срока действия договора лизинга. Организация арендовала автомобиль стоимостью около 1 млн руб., по окончании срока договора аренды и уплаты всех лизинговых платежей она выкупила данный автомобиль за 1 000 руб. (в том числе НДС). У бухгалтера возник вопрос: как правильно его оприходовать, имея на руках акт о приеме-передаче объекта ОС (форма ОС-1), в котором указано, что объект полностью самортизирован и его цена составляет 1 000 руб.? Можно ли учесть его в составе МПЗ и сразу списать на расходы? Как это документально оформить?

О принятии объекта к учету после выкупа

Из существа рассматриваемого вопроса явствует, что в течение срока действия договора лизинга автомобиль учитывался на балансе лизингодателя и амортизировался последним. Видимо, балансодержатель имущества был определен специальной оговоркой в договоре лизинга, что допускалось законодательством до 16.11.2014[1]. При таких обстоятельствах бывший лизингополучатель – новый собственник автомобиля после окончания срока аренды и выплаты выкупной стоимости объекта лизинга должен принять имущество на свой баланс. До этого момента объект лизинга должен был числиться на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». На него могла быть заведена инвентарная карточка, и ему мог быть присвоен инвентарный номер (см. п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС[2]). Совокупность этих мер направлена на обеспечение сохранности и контроля использования арендованных ОС.

О хозяйственной операции и первичных документах

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[3] все хозяйственные операции подлежат оформлению первичными документами, одним из обязательных реквизитов которых является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. В рассматриваемом случае фактом хозяйственной жизни является купля-продажа объекта лизинга, первичным документом – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1). Данный документ в пору его обязательного применения предназначался (см. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7) для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов ОС между организациями с целью:

  • включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших в том числе по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект ОС находится на балансе лизингополучателя);
  • выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Прием-передачу объекта между организациями для включения в состав ОС для организации-получателя или выбытия его из состава ОС для организации-сдатчика надлежало оформлять одним общим документом. В рассматриваемом случае это акт по форме ОС-1.

В данный момент, когда формы применяемых первичных документов утверждаются хозяйствующими субъектами самостоятельно, использование унифицированных форм также допустимо.

В рассматриваемой ситуации в акте о приеме-передаче объекта ОС лизингодатель (он же продавец) указал первоначальную стоимость объекта, информацию о его амортизации и выкупную стоимость объекта в размере 1 000 руб.

При условии что стоимость, составляющая 1 000 руб., была согласована в договоре лизинга или дополнительном соглашении к нему, данные, зафиксированные в акте, следует считать достоверными и подлежащими регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (см. ч. 3 ст. 9 и ч. 1, 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Кстати, в целях налогообложения согласно ст. 40 НК РФ цена сделки, указанная сторонами, считается соответствующей уровню рыночных цен (пока не доказано обратное).

Учет автомобиля: от ПБУ 6/01 к ПБУ 5/01

В связи с тем, что выкупаемый объект лизинга – автомобиль соответствует описанию актива в виде ОС (см. п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), первоначально при его постановке на учет организация должна руководствоваться именно этим положением. Согласно п. 7 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение. В рассматриваемом случае это 1 000 руб. Кроме сумм, уплаченных поставщику, в первоначальную стоимость ОС включаются иные затраты, связанные с приобретением объекта, а также затраты на его доведение до состояния, в котором данный объект пригоден для использования. При условии что совокупная величина затрат на приобретение объекта ОС не превышает 40 000 руб. и этот лимит стоимости ОС закреплен в учетной политике организации, последняя вправе включить данный объект в состав МПЗ. В целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Для этого уже необходимо обратиться к ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ[4].

Операция

Комментарий

Проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие к учету имущества

Оприходование объекта лизинга в состав МПЗ необходимо оформить первичным документом. Если организация продолжает использовать унифицированные формы «первички», оформляется приходный ордер (форма М-4) (см. п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Чаще всего МПЗ и новые ОС поступают в организацию на основании товарно-транспортных накладных, но это не означает необходимость их оприходования исключительно в составе товаров. Поэтому организацию не должен смущать тот факт, что автомобиль поступил в организацию согласно акту о приеме-передаче объекта ОС

10‑6 «Прочие материалы»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

848

Принятие к учету «входного» НДС

В рассматриваемой ситуации выкупная стоимость автомобиля была предъявлена к оплате с учетом НДС. При условии что все документы составлены правильно и организации представлен счет-фактура, «входной» налог принимается к учету в общем порядке. Далее, если выполняются требования ст. 171, 172 НК РФ, налог заявляется к вычету

19‑3 «НДС по приобретенным МПЗ»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

152

Передача объекта в эксплуатацию

На данном этапе следует определить порядок списания стоимости автомобиля в состав расходов и составить первичный документ (при условии использования унифицированных форм для этого подходит требование-накладная (форма М-11) – см. п. 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Согласно общему правилу, сформулированному в п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, стоимость материалов списывается на счета учета соответствующих затрат по мере их отпуска в производство

20 «Основное производство», 25 «Общепроизводствен-ные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы»

10‑6 «Прочие материалы»

848

Если есть необходимость распределять стоимость материала между отчетными периодами, организация вправе в момент его отпуска в производство отнести стоимость материала на счет 97 «Расходы будущих периодов» (п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Равномерное признание стоимости в расходах характерно для таких объектов, как специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование (далее все вместе – спецоснастка), которые, хотя и учитываются в составе оборотных активов, могут быть списаны на расходы единовременно (при условии, что срок эксплуатации не превышает 12 месяцев) или постепенно (см. п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецоснастки и спецодежды[5]). Кстати, в случае единовременного списания стоимости спецоснастки на расходы п. 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету спецоснастки и спецодежды рекомендует организовать забалансовый учет соответствующих объектов (по дополнительно вводимому забалансовому счету) в целях обеспечения контроля их сохранности. Полагаем, организация может применить данную рекомендацию по аналогии.

* * *

Право арендатора на выкуп имущества по низкой цене является отличительной чертой финансовой аренды, то есть лизинга. Поэтому поступление в организацию автомобиля стоимостью 1 000 руб. по окончании срока лизинга и уплаты лизинговых платежей, соразмерных рыночной стоимости автомобиля, не указывает на недобросовестность получателя. Законодательство разрешает принять такой объект к учету как МПЗ и списать его стоимость на расходы единовременно, а забалансовый учет автомобиля позволит обеспечить контроль его сохранности и использования.


[1] С 16.11.2014 Федеральный закон от 29.10.1998 № 164‑ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 344‑ФЗ, которая распространяется на правоотношения, возникшие после 16.11.2014. С этого момента утратила силу ст. 31 закона о лизинге, которая указывала на то, что балансодержателя лизингового имущества можно выбрать по взаимному соглашению сторон договора. Подробнее об этом см. статью М. В. Семенова «О выборе балансодержателя лизингового имущества» (№ 8, 2015).

[2] Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

[5] Утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру