Клерк.Ру

Пять историй бухгалтеров про уловки инспекторов: какие требования ИФНС можно не выполнять?

Что случилось?

Наша дорогая налоговая служба – ключевой орган государственной власти, от качества работы которого зависит размер государственного бюджета. Но что греха таить, в нем обязательно найдутся (и находятся) нечистые на руку сотрудники, всеми способами пытающиеся заполучить лишнюю «копеечку» из рук незадачливых бухгалтеров и руководителей организаций. Регламент взаимодействия с ФНС хорошо известен: поступило обращение – надо на него ответить; запросили какие-то документы – надо их отправить и т.д. Другими словами, обратная связь должна быть всегда. Однако инспекторы прекрасно понимают, что этим можно воспользоваться в своих корыстных целях и от случая к случаю пытаются «надавить» на незнание законов с целью наложить на фирму штрафы.

Компания СервисКлауд, официальный сервис 1С в Облаке, подобрала для вас пять курьезных случаев, где, вообще-то, ФНС можно и привлечь к ответственности (все имена изменены на вымышленные). У нас была возможность беседовать с бухгалтерами некоторых известных компаний и выяснить, какие странные, по их мнению, запросы они получали от ФНС в последнее время. Признаться, не было бы этой статьи, не будь столько обеспокоенности и возмущения с их стороны. 

Случай первый. Запрос прогноза платежей по налогу за период

Мы попросили Антонину Семеновну рассказать о том, что же у нее случилось и услышали следующее: «В ходе камеральной проверки инспекторы обратили внимание на то, что у нас в декларации по налогу на прибыль за 2016 год доход оказался меньше, чем за 2015 год. И теперь они запрашивают прогноз платежей по налогу за 2017 год. Почему мы должны им его предоставлять»?

- Не должны. Отталкиваясь от пп. 3, 6 ст. 88 НК РФ, а также приложения к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, в ходе камеральной проверки могут дополнительно быть запрошены пояснения только в следующих случаях:

1.    Сведения инспекторов и налогоплательщика разнятся;

2.    Уточненная декларация предполагает меньшую сумму налога, нежели это было в первичной декларации;

3.    В декларации заявлен убыток;

4.    В ней имеет место быть налоговая льгота.

Более никаких пояснений ФНС требовать не вправе. 

Совет: игнорировать подобный запрос нельзя, но и давать пояснения также не нужно. Вполне допустимо в регламентированные сроки письмом уведомить работников ФНС о том, что на снижение прибыли есть вполне себе объективные причины.

Случай второй. Отсутствие ясности

Эта небольшая история чем-то напомнила методику работы продавцов «Гербалайф» в конце 90-х годов. Зинаида Андреевна рассказывает: «К нам обратились сотрудники ФНС с требованием дать пояснения по налоговой декларации за 2016 год по телефону. Они мотивировали свой запрос тем, что в ней, как оказалось, они нашли «много ошибок». Говорили быстро и стали едва ли внятным тоном перечислять какие-то разночтения в документах, стали говорить о несоответствиях и т.д. Я проверила документы и поняла, что все суммы совпадают в точности до одного рубля. Что мне теперь делать»?

- Ситуация неоднозначная. С одной стороны, инспекторы не нарушают предписания вышеупомянутых документов, где сказано о правовой обоснованности такого запроса. С другой стороны, у конечного адресата (налогоплательщика) нет ясного представления о том, что с его декларацией не так. Во-первых, инспекторы позвонили нашему бухгалтеру по телефону, во-вторых, что-то протараторили о «несоответствиях», которые после проверки не были обнаружены. Так или иначе, запрос ФНС, хоть и в такой форме сделанный, не рекомендуется обходить стороной, но можно поступить умнее и пойти тем же путем – позвонить в налоговую.

Совет: перезвоните инспектору и уточните у него, какие конкретно претензии они имеют к декларации. Если они снова не смогут ничего ответить внятно, а начнут заваливать посторонними вопросами, тогда в тактичной форме сообщите им, что с документом все в порядке. Далее можно без зазрения совести класть трубку.

Случай третий. Обязана ли организация предоставлять бумажные версии документов?

Хорошо знакомый нам главный бухгалтер Марина Альбертовна поведала еще один одиозный запрос ФНС в адрес их организации: «Представляете! В налоговой выявили расхождения между данными бухгалтерской отчетности и налога на прибыль за 2016 год. Дополнительно к пояснениям от нас требуют оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам 90 и 91. Посчитали, а это около 50 000 листов формата А4! Мы же с ума сойдем! Что делать»?

- В данном случае ответ очевиден. Отвечаем Марине Альбертовне и многим другим нашим коллегам, кто попал в схожую ситуацию: организация совершенно не обязана направлять вместе с уточнениями бумажные документы в качестве приложения к ним, согласно тексту ст. 88 НК РФ. При желании компания может выслать в ФНС данные из регистров налогового или бухгалтерского учета, а также другие документы, подтверждающие достоверность сведений. В теории, можно и 50000 листов распечатать, только платить за них придется из своего кармана. Не много ли они хотят в конце концов! Им сказать, а нам – сделать. Это разные вещи.

Совет: «уточненку» направляйте обязательно, а про другое вы вправе налоговикам вежливо отказать.

Случай четвертый. Письма от ФНС приходят с сомнительной почты. Стоит ли отвечать?

Григорий Емельянович, главный бухгалтер одной из крупнейших компаний в городе устал отбиваться от назойливых, а порой, и безграмотных сотрудников ФНС. Его возмущение достигло точки кипения, когда в начале текущего месяца ему позвонили из налоговой: «Григорий Емельянович! Мы вам там письмо на почту отправили, посмотрите, пожалуйста». «Я захожу на почту, смотрю» - рассказывает наш герой – «а там выясняется, что им нужна уточненная декларация. Написали все с грубейшими грамматическими ошибками, так еще и с какой-то «левой» почты. Кто они такие вообще»?

- Письма из налоговой приходят по ТКС. Если письмо приходит другим способом, то это уже неправильно и в теории на него можно не реагировать. Как затем удалось выяснить, сотрудники фискального органа намеренно прибегают к подобной уловке, дабы факт их нарушений не был вскрыт. Полагаем, что никаких отрицательных последствий для компании не будет, если вы уведомите налоговиков об этом недоразумении в установленный срок.

Совет: на всякий случай, «уточненку» все же стоит подготовить. Далее лучше позвонить инспекторам и сообщить им, что они допустили ошибку, направив требование о предоставлении пояснений обычным письмом с использованием типа документооборота «ПисьмоНО», который предназначен для индивидуального информирования налогоплательщиков, вместо документооборота «Документ».

Случай пятый. Обязана ли компания давать пояснения, если срок проверки истёк?

Вот какой вопрос поступил к нам от Валентины Семеновны: «Мы 25 февраля подали декларацию на НДС за IV квартал 2016 года. А 6 февраля получили из ИФНС странное требование о предоставлении пояснений: в рамках камеральной проверки этой декларации налоговики требуют предоставить расшифровку расходов в декларации по налогу на прибыль за 2015 год. Обязаны ли мы давать такие пояснения»?

- Изучив данный вопрос, мы пришли к выводу, что требование инспекторов незаконно. Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления декларации. Продление этого срока не предусмотрено законом, в частности, п. 2 ст. 88 НК РФ. В том случае, если требование о предоставлении пояснений было направлено в рамках этого срока, их сделать было бы нужно. Здесь ситуация другая. И это даже в том случае, если пятидневный срок на их предоставление истечет уже за пределами камеральной проверки.

Совет: на свое усмотрение вы можете пойти на поводу у инспекторов, однако, закон на вашей стороне. Имейте в виду, что после отправки требуемого документа, он может стать основанием для очередных подозрений. И как бы чего они там не нашли…

Резюме

Представленные пять историй наглядно демонстрируют то, как и каким образом сотрудники ФНС пытаются выманить нужные сведения о вашей организации.

Признаться, эти уловки просты: 1) надавить авторитетом; 2) надавить на незнание. Плохо то, что они, в большинстве случаев, работают.

Вполне себе естественно, когда у бухгалтера или директора компании в налоговой есть свои люди, с которыми можно поговорить по душам. В ходе одной такой беседы удалось выяснить, что не всегда рядовые инспекторы заинтересованы в подобных мероприятиях в отличие от их начальства, которое имеет свой корыстный интерес.

Примечателен случай №5 – фактически налоговики под предлогом текущей камеральной проверки запросили документы, не относящиеся к делу. Возможно, они просто забыли их проверить в предыдущий раз и теперь хотят найти очередной повод найти какую-нибудь ошибку. Как говорится, кто ищет – тот всегда найдет. Приведенный нами случай не является исключением.

Множество публикаций о налоговых инспекциях и не только вы сможете прочитать в финансовом блоге СервисКлауд. Подпишитесь на новости и получайте новые статьи еженедельно в пятницу.

Если у вас нет программы для ведения учёта, оцените 1С в Облаке 14 дней бесплатно. Не нужно переплачивать за ИТС, серверное оборудование, ключи и настройку. Можно работать в 1С уже через минуту после регистрации.