Найти десять отличий... Новые формы отчетности

Минфин издал приказ "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Скоро бухгалтерам придется привыкать к новому "облику" отчетных документов.
Минфин издал приказ "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Скоро бухгалтерам придется привыкать к новому "облику" отчетных документов.

Коротко о главном

Согласно приказу, новые формы вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год. В Министерстве финансов, однако, пояснили, что их можно применять, отчитываясь и за 9 месяцев.

Как и прежде, формы отчетности лишь рекомендованы к применению. Исключение сделали только для тех предприятий, которые получают деньги из бюджета. Им придется сдавать отчетность строго по формам, установленным Минфином.

Приказ отменил не только прежние формы отчетных документов, но и Методические рекомендации "О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций". Вместо них бухгалтерам предложили пользоваться указаниями, которые приведены в новом документе. Они, кстати, существенно отличаются от прежних. В первую очередь это связано с тем, что сотрудники Министерства финансов решили не дублировать нормы, которые и так содержатся в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Поэтому в приказе вы не найдете правил, по которым нужно, к примеру, сдавать отчет по обособленным подразделениям. Руководствоваться нужно ПБУ.

Форма № 1. Баланс

Основная форма заметно "похудела" по сравнению со своей предшественницей. Специалисты Минфина исключили из нее практически все расшифровки по группам статей. В неизменном виде остались только запасы. Вызвано это тем, что отныне информацию об активах и обязательствах нужно подробно раскрывать в приложении к бухгалтерскому балансу.

Шапка баланса почти не изменилась, за исключением того, что под адресом теперь следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк в самом балансе сохранены в прежнем виде. Однако из формы полностью исчезли ссылки на номера счетов, информацию по которым нужно раскрывать в соответствующих строках. Кроме того, подписывая документ, бухгалтеру не придется указывать номер своего аттестата профессионального бухгалтера. Соответствующего реквизита больше нет.

В разделе "Внеоборотные активы" баланса основные показатели сохранились без изменений, но теперь их не нужно "расписывать" по видам активов. К тому же в этот раздел разработчики добавили новую строку 145 "Отложенные налоговые активы". Это требование ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В разделе "Оборотные активы" бухгалтеру не придется расшифровывать сведения о дебиторской задолженности. Достаточно будет указать размер долгов покупателей и заказчиков предприятия. Из группы статей "Краткосрочные финансовые вложения" убрана статья "Собственные акции, выкупленные у акционеров". Стоимость таких акций нужно отражать со знаком "минус" в третьем разделе сразу после статьи "Уставный капитал".

Из раздела "Капитал и резервы" исключены статьи, в которых раскрывалась информация о суммах, полученных в виде целевого финансирования, а также о величине фонда социальной сферы. Ко всему прочему, специалисты Минфина объединили в одну четыре строки, которые ранее характеризовали нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Четвертый раздел "Долгосрочные обязательства" не претерпел существенных изменений. В него лишь добавили строку 515 "Отложенные налоговые обязательства". Кроме того, из раздела убрали расшифровку кредитов и займов.

В разделе "Краткосрочные обязательства" бухгалтеру нужно обратить внимание на группу статей "Кредиторская задолженность". Теперь здесь не нужно раскрывать сведения о векселях, авансах и задолженности перед дочерними и зависимыми обществами.

В справку "О наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах" разработчики добавили еще одну строку. Теперь, если предприятие получает в пользование нематериальные активы, это нужно отразить в первой форме отчетности.

Форма № 2. Отчет о прибылях и убытках

Так же как и в балансе, в форме № 2 не нужно будет расшифровывать ряд статей. Так, бухгалтеру не придется указывать, за счет чего сформировалась выручка. Соответственно можно забыть и о том, что себестоимость нужно показывать в разрезе отдельных товаров (работ, услуг).

Кроме того, Минфин изменил разбивку на разделы. Так, операционные и внереализационные доходы и расходы объединены в общий раздел "Прочие доходы и расходы", а раздел, в котором бухгалтеры раньше отражали результаты чрезвычайных ситуаций, попросту убран. Если на предприятии произойдет ЧП, то фирма может самостоятельно отразить возникшие расходы и полученные доходы в специально выделенной для этого пустой строке отчета.

Форма № 2 пополнилась новыми строками "Отложенные налоговые активы", "Отложенные налоговые обязательства" и "Текущий налог на прибыль". Все они заменили показатель "Налог на прибыль и иные аналогичные платежи". Дополнительно в разделе "Справочно" нужно будет указывать суммы постоянных налоговых обязательств или активов, а также базовую и разводненную прибыль (убыток) на акцию.

В Отчете о прибылях и убытках с настоящего времени нет кодов строк, а следовательно, нет и разъяснений о расчете того или иного показателя. В помощь бухгалтеру сотрудники Министерства финансов в графах, где обычно показываются суммы, расставили скобки, означающие, что эти показатели нужно вычитать.

Форма № 3. Отчет об изменениях капитала

Структура этого отчета изменена радикально. Теперь показатели, которые раньше показывались в строках, нужно расшифровывать в столбцах, и наоборот. Также в форме № 3 появились новые показатели - результат от переоценки объектов основных средств и изменения в учетной политике. Одновременно из формы исключена одна из статей, которая характеризовала изменение капитала, а именно расходы, которые в соответствии с правилами учета непосредственно относятся на уменьшение капитала. Кроме того, всю информацию придется раскрывать не только за текущий год, но и за предыдущий.

Но и это еще не все. Разработчики разбили форму на два раздела. Первый посвящен изменению капитала, второй - резервам. Во втором разделе бухгалтеру предстоит поделить все резервы на те, которые образованы в соответствии с законодательством, и те, что созданы на основе положений учредительных документов. Причем, как и в первом разделе, данные нужно показать в динамике минимум за два года. В этот же раздел отнесены показатели оценочных резервов. Причем, внося данные в отчет, нужно будет предусмотреть разбивку не только по моменту образования этих резервов, но и по целям, для достижения которых они сформированы.

Форма № 4. Отчет о движении денежных средств

В преддверии перехода на международные стандарты финансовой отчетности Минфин предложил бухгалтерам объяснять движение своих денег в разрезе видов деятельности. Теперь по данным формы № 4 можно проследить поступления и направления движения денег отдельно по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Поменяв местами строки и столбцы, Минфин избавил форму отчета от прочеркнутых граф. В целом отчет стал более громоздким. Однако специалисты Министерства финансов постарались это компенсировать. Из формы № 4 они решили убрать раздел "Справочно". Таким образом, бухгалтерам не нужно больше подробно объяснять, откуда поступили на предприятие наличные и сколько денег кассир сдал в банк.

Форма № 5. Приложения к бухгалтерскому балансу

Теперь порядок, в котором выстроены приложения, будет соответствовать структуре самого баланса. Первоначально бухгалтеру предстоит заполнить таблицу по нематериальным активам, затем - по основным средствам. Далее следуют формы для доходных вложений, расходов на НИОКР и освоения природных ресурсов, для финансовых вложений, "дебиторки" и "кредиторки". К тому же нужно отчитаться за свои расходы по обычным видам деятельности, за полученные и выданные обеспечения и государственную помощь.

Нужно отметить, что специалисты главного финансового ведомства решили отойти от единой таблицы, в которой раньше бухгалтеры собирали информацию обо всем амортизируемом имуществе. Теперь в отчетности можно увидеть отдельную форму и для нематериальных активов, и для основных средств. Причем если раньше амортизация по "неосязаемому" имуществу показывалась в отчете единой суммой, то теперь бухгалтеру нужно разбивать ее по видам активов.

Существенному изменению подверглась форма "Дебиторская и кредиторская задолженность". Во-первых, из нее исключены строки, в которых отражалась величина просроченных долгов. Во-вторых, в ней приведена детальная разбивка кредиторской задолженности, которой в старой форме не было. В-третьих, все справочные разделы отчета канули в Лету. Так что теперь бухгалтер не должен выбирать в списке дебиторов и кредиторов фирмы тех клиентов, которые имеют наибольшую задолженность, и вписывать их в отчет.

Кроме того, форма № 5 "лишилась" отчета о движении заемных средств и отчета о движении средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Также не нужно раскрывать социальные показатели предприятия.

Начать дискуссию