Интервью. Особенности сельскохозяйственной бухгалтерии

Светлана Макунина: С каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше Светлана Макунина окончила Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева по специальности экономист-бухгалтер и анализ хозяйственной деятельности. С апреля 2003 года работает главным бухгалтером ОАО "Малино".
1,1 тыс. 415

Светлана Макунина: С каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше

Светлана Макунина окончила Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева по специальности экономист-бухгалтер и анализ хозяйственной деятельности. С апреля 2003 года работает главным бухгалтером ОАО "Малино".

Материал предоставлен
журналом «Вестник московского бухгалтера»№ 40 - 2003г.

- Светлана Алексеевна, почему учет в сельском хозяйстве считается одним из самых сложных?

- Учет на селе всегда считался самым сложным, так как сельское хозяйство сочетает в себе многие отрасли: производство, хранение, строительство, оказание всяческих услуг и т.д.

Продукция в течение года учитывается по плановой себестоимости, и только в конце года мы можем вывести фактическую себестоимость единицы. Все затраты, произведенные в течение года, должны так или иначе лечь на каждый вид продукции, на каждую единицу, и только тогда появится фактическая себестоимость.
К тому же, по годовой отчетности в дополнение к пяти стандартные формам, мы представляем до 19 специальных форм!
Кроме балансов в налоговую, отчетность сдается еще и в финансовое управление АПК - естественно, эти формы отчетности не идентичны.
При этом, учет в нашем холдинге еще сложнее, ведь мы занимаемся и другими смежными видами деятельности... Бывает, введут задним числом законодательные нормативы и приходится переделывать отчетность, допустим, за квартал, а при нашей разбросанности это сложно вдвойне.
А чего стоит ведение дополнительного учета в соответствие с требованиями ПБУ-18/02... Одним словом, с каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше.

- Чем занимается холдинг и как в нем организован бухучет?

- У ОАО "Малино" имеет четыре филиала в Москве и Московской области, а также несколько дочерних организаций, которые занимаются производством, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Создание обособленных филиалов, выделенных на отдельный баланс, обусловлено спецификой производства и масштабами управления. Деятельность по ряду производственных, образовательных программ, наличие территориальной удаленности посевных площадей, овощехранилищ, складов и магазинов по реализации плодоовощной продукции, обуславливает необходимость создания разно-профильных трудовых коллективов.

Основные виды деятельности - это производство, хранение и реализация сельхозпродукции. К вторичным видам относятся розничная торговля, предоставление услуг по хранению, сдача помещений в аренду.

"Вертикаль" такова - головная организация и 4 филиала. В каждом филиале есть бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером, которая в течение отчетного периода собирает базу данных работы филиала, а затем передает эту информацию в головную организацию, где и происходит формирование консолидированного отчета. Здесь же проводится единая учетная и налоговая политика. Функции, обязанности и права каждого бухгалтера закреплены в Инструкциях бухгалтера. Руководство ОАО "Малино" планомерно совершенствует и реализует систему внутрихозяйственного контроля филиалов. Эффективность управленческих методов контроля подразделений и филиалов со стороны дирекции, порядок обработки информации и составления отчетов, адекватное разделение обязанностей между сотрудниками позволяет существенно снизить риск финансовых нарушений.
Весь учет по всем подразделениям ведется в компьютерной среде, систематически проводятся сверки расчетов между подразделениями, дебиторами и кредиторами, для целей контроля информации и проверки показателей постоянно учитываются выводы и замечания деятельности ОАО "Малино", возникающие при проверке фискальных органов, финансовых служб и т.п. Головная компания старается по мере возможностей держать дочерние организации в курсе изменений в законодательстве, хотя они и сами за ними следят.

- Как развивается бухгалтерия холдинга?

- Сейчас первостепенной задачей является включение в консолидированный баланс всех дочерних и зависимых структур, а пока мы сдаем в нем только данные по филиалам. Для этого нужно перевести всех на единую бухгалтерскую программу. Надо сказать, что мы и так пользуемся, кроме известного учетного программного обеспечения, еще и собственными разработками, например, по учету движения продукции и учета транспортных потоков производится с помощью программы складского учета и реализации "Ока". И даже стандартные программы бухгалтерского учета у нас нетиповые - их дорабатывали наши специалисты с учетом отраслевых особенностей и нюансов работы холдинга.

Внедрение единой компьютерной среды и системы обработки данных на всех подразделениях, филиалах и дочерних обществ, требуют более высокой степени координации и взаимодействия между пользователями, надежности функционирования системы ввода и обработки информации.

- Наверное, сложно бы было без помощи грамотных специалистов бухгалтерии и юридической службы...

- Не то, что сложно - было бы просто невозможно работать, так как сотрудник, который проработал в компании достаточно долго и является грамотным, опытным, болеющим за общее дело, знающим все слабые места в учете специалистом, на сегодняшний день большая редкость. Вот, например, мой заместитель Ветхова Ольга Александровна - ведь о ней можно говорить долго и только как о грамотном специалисте, прекрасном человеке и хорошем наставнике для молодежи. И вообще, я хочу сказать, что коллектив у нас хороший, а это большая редкость в наше время.

Что касается юридической службы, то я могу сказать, что мы с ними одно целое. Любая сделка или операция в компании начинается с рассмотрения таковых во взаимодействии юридической и бухгалтерской служб. И у нас это получается здорово - каждый знает, что от первоначальной отработки каждого пункта зависит исход сделки. Если в компании есть профессиональный юрист, бухгалтеру работать гораздо легче. Ведь бухгалтерия - это начисление, оплата и порядок, а правовые службы это наша надежная правовая защита.

Вообще, у нас очень хорошие отношения с юристами. Впрочем, как и со всеми внутри компании.

Беседовал Константин МАКСИМЮК

1,1 тыс. 415

Начать дискуссию

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
79

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
140
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

41
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
41
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.