Бюджетное финансирование

В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнение подразумевает исполнение бюджетов путем поэтапного соблюдения последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В настоящее время организация, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета осуществляется через территориальные органы федерального казначейства (ст. 164 БК РФ), одной из функций которых является учета договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Договорные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета

В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнение подразумевает исполнение бюджетов путем поэтапного соблюдения последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В настоящее время организация, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета осуществляется через территориальные органы федерального казначейства (ст. 164 БК РФ), одной из функций которых является учета договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Статьей ст.119 Федерального Закона РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ установлено, что заключение организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им ассигнований из федерального бюджета.

Во исполнение положений указанной статьи Правительством РФ было утверждено Положение об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 806).

Как предусмотрено указанным Положением, учреждения, финансируемые из федерального бюджета, обязаны представлять в территориальные органы федерального казначейства договоры на поставку продукции (работ, услуг) и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. Органы федерального казначейства обеспечивают учет обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, в соответствии с Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

Целью учета договорных обязательств в органах казначейства является проведение непосредственно перед принятием какого-либо денежного обязательства за счет федерального бюджета контроля за тем, отпущены ли субъекту, заключающему договор, соответствующих финансовых полномочий, ограниченных лимитом бюджетных обязательств, установленных по каждому коду бюджетной классификации, и является элементом казначейского исполнения бюджета. Учет договорных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета, предназначен для достижения сбалансированности принятых на себя бюджетным учреждением обязательств и обеспеченного бюджетного финансирования на текущий финансовый год.

Учет бюджетных обязательств предполагает, что заключаемые бюджетными учреждениями договора, подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета, проверяются органами федерального казначейства на предмет наличия достаточных лимитов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации. При наличии выделенных лимитов, объем которых не может быть превышен принятыми денежными обязательствами, бюджетные обязательства принимаются к учету.

Фактически указанный механизм ограничивает исполнение договорных обязательств, заключенных организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, пределами утвержденных таким организациям ассигнований из федерального бюджета. Предъявленные учреждениями платежные документы по оплате договоров и исполнению иных обязательств сверх доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, не подлежат исполнению органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета текущего финансового года.

Учет бюджетных обязательств органами федерального казначейства и контроль за их расходованием бюджетных средств в пределах утвержденных лимитов и ассигнований является механизмом реализации принципа бюджетной системы "обеспеченности бюджетных расходов и платежей". Суть данного принципа заключается в том, что расход не может превышать выделенного лимита финансирования по соответствующему коду бюджетной классификации.

В связи с этим организации, финансирование которых производится за счет средств федерального бюджета, принимая на себя гражданские обязательства по исполнению заключаемого договора, обязаны исходить из доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных организаций.

Отметим, что учет бюджетных обязательств органами федерального казначейства какого-либо гражданско-правового значения не имеет. При превышении лимитов бюджетных обязательств и непринятии к учету соответствующего договора органом федерального казначейства такой договор все равно сохраняет свою юридическую силу в полном объеме устанавливаемых им прав и обязанностей.

Возможность заключения договора сверх лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации подтверждается п.4 Положения об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Такие договоры, заключенные с превышением остатка лимита бюджетных обязательств, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года. Вместе с тем игнорирование указанной особенности исполнения рассматриваемых договоров может привести организацию к гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков исполнения обязательств.

Таким образом, учет возникающих у финансируемой из средств федерального бюджета организации обязательств, возникающих из хозяйственных договоров, позволяет проводить текущий контроль за исполнением бюджета, но, как было отмечено выше, не имеет гражданско-правового значения и не влияет на их юридическую действительность.

Учет территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета

Процедура осуществления учета, необходимые для этого документы и другие вопросы регламентированы Положением об учете территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 806) и Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

Необходимые документы. Учет договоров на поставку продукции осуществляется органом федерального казначейства, в котором учреждению открыт лицевой счет. В данный орган федерального казначейств организация представляет оригинал договора и его копию. К договору прилагается заверенная главным бухгалтером и руководителем учреждения расшифровка, указывающая сумму договора в структуре кодов бюджетной классификации Российской Федерации (с указанием главы, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода и кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации) 1.

Орган федерального казначейства производит сопоставление указанной в договоре суммы с ее расшифровкой и неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств по конкретному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Условия принятия федеральным казначейством на учет обязательства. Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган федерального казначейства у учреждения имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации Российской Федерации. Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации Российской Федерации определяется как разница между установленным учреждению лимитом бюджетных обязательств на финансовый год и суммами принятых с начала года на учет бюджетных обязательств и кассового расхода с начала финансового года по прочим денежным обязательствам.

При принятии на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа федерального казначейства в соответствующей строке Расшифровки.

Отметки. На оригинале договора на поставку продукции (в особых случаях на одном экземпляре выписки из договора на поставку продукции), бюджетные обязательства по которому приняты на учет, ответственный исполнитель органа федерального казначейства проставляет дату принятия их на учет и персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации. Оригинал договора на поставку продукции (один экземпляр выписки из договора) возвращается учреждению, а его копия (второй экземпляр выписки) и Расшифровка остаются в органе федерального казначейства.

В случае непринятия на учет бюджетного обязательства оригинал договора на поставку продукции (или один экземпляр выписки из договора) возвращается учреждению органом федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия (или второй экземпляр выписки из договора) с Расшифровкой остается в органе федерального казначейства. При этом в Журнале делается отметка в соответствующей графе.

Регистрация принятия и исполнения обязательства в системе органа федерального казначейства. Бюджетные обязательства вносятся в Карточку контроля за бюджетными обязательствами 2, которая открывается учреждению отдельно по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации. После принятия на учет бюджетного обязательства производится уменьшение суммы не использованного учреждением лимита бюджетных обязательств. Сумма принятых на учет бюджетных обязательств и кассового расхода прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должна превышать утвержденный лимит бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации.

В Карточке контроля за бюджетными обязательствами по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации подлежат отражению все операции по оплате расходов и возврату средств, включая оплату прочих денежных обязательств. Каждый платеж, производимый по прочим денежным обязательствам, проверяется на непревышение свободного остатка лимита бюджетных обязательств.

Учет изменений и дополнений первоначальных условий договора. При внесении изменений в бюджетные обязательства учреждением представляется в органы федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копия с Расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств 3. В Расшифровке к изменениям обязательств указываются учетные номера бюджетных обязательств по изменяемому договору на поставку продукции (или последнему дополнительному договору к нему), новая сумма договора и новый график исполнения бюджетных обязательств. Новый объем и график оплаты обязательства не должен противоречить фактически исполненной части договора на поставку продукции.

Органом федерального казначейства документы на внесение изменений в бюджетные обязательства проверяются и оформляются в том же порядке, что и по основному договору на поставку продукции.

После принятия на учет изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в Расшифровке к изменениям обязательств. В Карточку контроля за бюджетными обязательствами заносятся соответствующие данные.

Досрочное прекращение обязательства. В случае принятия учреждением решения о досрочном прекращении бюджетного обязательства оформление завершения бюджетного обязательства осуществляется органом федерального казначейства на основании копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей Расшифровки к изменениям обязательств.

Оплата обязательств по учтенному договору со счета, открытого в органах федерального казначейства. Оплата обязательства по учтенному договору на поставку продукции осуществляется в установленном порядке при наличии на лицевом счете учреждения, открытом в органе федерального казначейства, достаточной суммы финансирования по коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле "Назначение платежа" учреждением дополнительно указывается учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом федерального казначейства.

Переучет не завершенных в отчетном году обязательств. Не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров на поставку продукции (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками органа федерального казначейства о принятии их на учет и Расшифровок к изменениям обязательств. В Расшифровке к изменениям обязательств указывается сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а также учетный номер незавершенного бюджетного обязательства в истекшем финансовом году.

Отчетность по исполнению бюджетных обязательств. По состоянию на первое число каждого месяца органы федерального казначейства направляют учреждениям информацию об оплате бюджетных обязательств по учтенным ими договорам на поставку продукции и остатках неиспользованного лимита бюджетных обязательств. Органы федерального казначейства на основании данных Карточек контроля за бюджетными обязательствами по запросу учреждения составляют и направляют Справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств 4.

Именно в таком порядке (через счета по учету доходов и средств федерального бюджета в органах федерального казначейства) осуществляется финансирование всех расходов организаций, связанных с исполнением ими любых принятых на себя гражданско - правовых обязательств.

1 Форма расшифровки приводится в приложении 1 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н).

2 Форма Карточки контроля за бюджетными обязательствами приводится в приложении 3 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

3 Форма Расшифровкой к изменениям бюджетных обязательств приводится в приложении 4 к Правилам учета территориальными органам

4 Форма Справки об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств приводится в приложении 6 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Начать дискуссию

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Блокировка сим-карт, ИИ, блогеры и Роскомнадзор. Юридический дайджест #1

Каждую неделю мы будем публиковать интересные, актуальные, а, главное, полезные новости из юридической вселенной.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

Интересные материалы

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2