Кем быть: ПБОЮЛ, ООО, ЗАО или ОАО?

С чего начинается собственное дело? На этот вопрос трудно ответить, потому что каждый самостоятельно принимает решение. В любом случае тому, кто хочет заниматься цивилизованным бизнесом, необходимо юридически оформить свой новый статус в качестве делового человека, то есть выбрать организационно-правовую форму субъекта коммерческой деятельности. О том, как это сделать и что лучше зарегистрировать - ПБОЮЛ, ООО или АО, мы расскажем в настоящей статье.
4,2 тыс. 1,6 тыс.

С чего начинается собственное дело? На этот вопрос трудно ответить, потому что каждый самостоятельно принимает решение. В любом случае тому, кто хочет заниматься цивилизованным бизнесом, необходимо юридически оформить свой новый статус в качестве делового человека, то есть выбрать организационно-правовую форму субъекта коммерческой деятельности. О том, как это сделать и что лучше зарегистрировать - ПБОЮЛ, ООО или АО, мы расскажем в настоящей статье.

http://excalibur.ru/

В России вести коммерческую деятельность можно от своего имени, то есть лично выступая в качестве предпринимателя, либо от имени юридического лица, владельцем или совладельцем которого вы являетесь.

В первом случае нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Сделать это можно самостоятельно, однако придется отстаивать очереди во всех регистрационных инстанциях. Если вы обратитесь в юридическую фирму, то вам помогут пройти процедуру регистрации без особых временных затрат.

Прежде чем регистрироваться в качестве ПБОЮЛ, следует задуматься, а правильно ли вы делаете. В чем преимущества и недостатки ведения бизнеса посредством ПБОЮЛ?

Начнем с преимуществ. Процедура регистрации ПБОЮЛ значительно легче и быстрее, чем регистрация юридического лица. Ее стоимость у посредников невысока. Это весьма серьезное преимущество в первую очередь для тех, кто обладает небольшим стартовым капиталом и для кого каждые сто долларов играют весьма существенную роль.

ПБОЮЛ удобен с налоговой точки зрения. Не придется уплачивать налог на прибыль в размере 24 % и ряд других налогов, плательщиками которых являются организации. Ваш главный налог - это налог на доходы физических лиц (13%). Конечно, придется уплачивать все косвенные налоги, например НДС, также не избежать единого социального налога, если будете осуществлять выплаты третьим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам. Все равно налоговая нагрузка на предпринимателя при одинаковой доходности бизнеса, как правило, ниже, чем на организацию, что, кстати говоря, несколько противоречит основным началам теории налогообложения. Но практика не всегда точно следует теории.

Пожалуй, главным преимуществом ПБОЮЛ и одновременно его недостатком является то, что к нему по большому счету никто серьезно не относится. Контроль со стороны государства за деятельностью предпринимателей не отличается особой строгостью и тотальностью: быть ПБОЮЛ в этом плане спокойнее. Однако вести серьезный бизнес от имени ПБОЮЛ практически нереально. Можно заниматься розничной торговлей на рынках, ярмарках или через палатки и ларьки, производить какую-нибудь недорогую продукцию, оказывать несложные и нетрудоемкие услуги. Если речь идет о чем-то более серьезном, то здесь быть ПБОЮЛ невыгодно - с вами никто не захочет иметь дело.

Тому, кто хочет заниматься не малым, а средним бизнесом, лучше зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью (ООО), являющееся наиболее распространенной организационно-правовой формой. В настоящее время действует Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом функционируют ООО.

Учредителями общества с ограниченной ответственностью может быть один (несколько) человек. Его уставный капитал состоит из определенных долей в соответствии с учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Этим ООО существенно отличается от ПБОЮЛ, ведь индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом, в том числе и тем, которое не использует в предпринимательской деятельности.

ООО является полноценным юридическим лицом, которое имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Обязательными условиями деятельности ООО являются наличие круглой печати, содержащей его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества, а также наличие уставного капитала общества, который не может быть меньше 10 тыс. руб.

Характерной чертой ООО является то, что количество его учредителей, как правило, не превышает двух-трех человек, хотя законодательством установлен максимальный предел количества участников общества - пятьдесят человек. Учредителем ООО может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

ООО как организационно-правовая форма идеально для ведения семейного бизнеса. Создание ООО несколькими лицами подразумевает существование доверительных и устойчивых отношений между ними, иначе управлять обществом будет трудно. Как правило, участники общества принимают решения совместно или путем голосования. Управлять обществом может один человек - генеральный директор или исполнительный орган. Все эти моменты прописаны в учредительных документах общества - уставе и учредительном договоре. Кроме того, они должны содержать информацию:

- о составе учредителей общества;

- размере уставного капитала общества и долях каждого из учредителей;

- размере и составе вкладов, порядке и сроках их внесения в уставный капитал общества при его учреждении;

- ответственности учредителей общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;

- условиях и порядке распределения между учредителями общества прибыли;

- составе органов общества и порядке выхода участников из общества.

Каждый участник общества может в любой момент выйти из него и потребовать выплаты действительной стоимости доли либо получения ее в форме имущества, продукции и т. д. Факт весьма неприятный для остающихся.

Ведь им придется, скорее всего, расстаться с частью общественного имущества, так как денежные средства, вносимые в уставный капитал, как правило, долго не залеживаются. Их тратят на оргтехнику, транспорт, производственное оборудование и прочее. Таким образом, отдав вышедшему из общества участнику, например автомобиль, организация останется без средства передвижения.

Как показывает практика, возможность выхода любого из членов общества является главной проблемой ООО. Именно поэтому очень важно, чтобы между партнерами существовали не только деловые, но и дружеские отношения.

Еще одна организационно-правовая форма, распространенная среди предприятий среднего и крупного бизнеса, - акционерное общество. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров и общества.

Таким образом, АО является более свободной для его участников организационно-правовой формой, нежели ООО. Однако и управлять им сложнее. Подобная организация является юридическим лицом, а значит, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российским законодательством предусмотрены два основных типа акционерных обществ - открытое и закрытое. Первое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Оно вправе проводить и закрытую подписку на акции за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или акционеров на приобретение акций, отчуждаемых его участниками. В этом заключается главное отличие ОАО от ЗАО.

В закрытом акционерном обществе акции распределяют только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число его акционеров не должно превышать пятидесяти, тогда как в ОАО их количество неограничено. Акционер ЗАО не имеет права заявить о выходе из общества и потребовать выплатить ему стоимость акций в натуральной форме. Однако он может продать свои акции, соблюдая при этом преимущественное право других членов организации на их приобретение. Таким образом, ЗАО - более стабильная форма ведения бизнеса, так как позволяет сохранить имущественную целостность предприятия при выходе из него участников.

Регистрация акционерного общества, как закрытого, так и открытого, в отличие от регистрации ПБОЮЛ или ООО обременена множеством сложных процедур. Поэтому, приняв решение о создании ОАО или ЗАО, обратитесь к профессиональным регистраторам. Это существенно ускорит процесс регистрации общества и позволит вам быстрее приступить к непосредственной работе.

Итак, мы рассказали о наиболее распространенных организационно-правовых формах ведения бизнеса, рассмотрели их особенности, достоинства и недостатки. Теперь решать Вам.

Начать дискуссию

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Лучшие спикеры, новый каждый день

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
64
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

76

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

34
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Акция ко Дню главбуха! Онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, финмоделированию, ФСБУ и зарплате за 3690 рублей!

21 апреля — День главного бухгалтера. Мы поздравляем коллег и делаем скидку на онлайн-курсы, которые помогут вам продолжать профессиональное развитие! До 22 апреля включительно онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, ФСБУ, зарплате и финмоделированию за 3690 рублей!