Налог на рекламу

Рекламные расходы в 2002 г.

Нет наверное ни одной организации, которая в той или иной мере не использует в своей работе - рекламу. Ведь без проведения рекламных компаний нельзя рассчитывать на увеличение продаж, повышения спроса на продукцию и привлечения новых деловых партнеров. И хотя это дорогое удовольствие, но цель оправдывает средства.

Практический бухучет 01-02.

Консультант Ткачева В.Г.

Рекламные расходы в 2002 г.

Нет наверное ни одной организации, которая в той или иной мере не использует в своей работе - рекламу. Ведь без проведения рекламных компаний нельзя рассчитывать на увеличение продаж, повышения спроса на продукцию и привлечения новых деловых партнеров. И хотя это дорогое удовольствие, но цель оправдывает средства.

Но почему-то не все организации показывают в своей отчетности рекламные расходы. Многие предпочитают расплачиваться с рекламными агентствами, с организаторами выставок и т.п. либо черным налом, либо еще каким-то образом. А все дело в том, что до 1 января 2002 г. согласно Положению о составе затрат расходы на рекламу включались в себестоимость для целей налогообложения в пределах установленных нормативов, которые были установлены приказом Минфина России от 15.03.2000 г. N 26 (в редакции от 01.03.01 г. N 18н). Кроме того вставал вопрос о принятии к вычету суммы НДС по расходам на рекламу, которые были произведены сверх нормативов. Однако в главе 21 НК РФ нет положения, согласно которому принять к вычету сумму НДС по расходам на рекламу можно только в пределах, в которых их можно отнести на себестоимость. Хотя в Методических рекомендация по применению гл.21 НК РФ (п.41) указано, что вычесть можно только суммы налога по расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

Если же Вы из тех бухгалтеров, которые не боятся вступать в спор с налоговыми инспекторами и не хотят переплачивать налог, то могу посоветовать Вам просто не руководствоваться данным документом, так как он не является обязательным к применению. Так что, если соблюдены требования ст. 171, 172 НК РФ, сумму НДС по рекламным расходам можно принять к вычету в полном обЪеме.

Рассмотрим теперь как правильно отразить рекламные расходы с 1 января 2002 года в бухгалтерском и налоговом учете.

Для этого сначала определим какие расходы можно отнести к рекламным.

Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. Конкретно к ним относятся следующие расходы:

  • на рекламные мероприятия через средства массовой информации (обЪявления в печати, передачи по радио и телевидению и др.)

  • на световую и наружную рекламу,

  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях,

  • на разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, плакатов, рекламных писем, открыток и др.),

  • на разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.)

  • на изготовление стендов, рекламных щитов, указателей, муляжей,

  • на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов,

  • на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах и на выставках,

  • на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям конкурсов, розыгрышей и лотерей во время проведения массовых рекламных компаний,

  • на проведение других рекламных мероприятий, связанных непосредственно с деятельностью организации.

Здесь важно отметить, что необходимо правильно классифицировать те или иные расходы как рекламные, так как от этого зависит их правильное отнесение к видам расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ и соответственно уменьшение налоговой базы по прибыли (ранее, включению в себестоимость) и учете при исчислении налога на рекламу.

Во многих регионах, в связи с тем что налог на рекламу является местным, изданы законы, инструкции и рекомендации, в которых отмечены расходы, не относящиеся к рекламным.

Бухгалтерский учет рекламных расходов.

В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" рекламные расходы относятся к затратам по обычным видам деятельности. В новом Плане счетов для их учета предназначен счет 44 "Расходы на продажу".

Для учета рекламных расходов предприятия предусмотрены следующие проводки:

  • Д44 - К60 (76) - отражены расходы на сумму стоимости услуг сторонних организаций по изготовлению и размещению рекламы,

  • Д19 - К60 (76) - учтена сумма НДС по приобретенным услугам,

  • Д44 - К02, 10, 41, 43, 69, 70 и др. - отражены расходы по изготовлению рекламы собственными силами

  • Д90.2 - К44 - списаны рекламные расходы

  • Д91.2 - К68 - начислен налог на рекламу.

Иногда во время проведения выставок, ярмарок организация может раздавать посетителям образцы своей продукции в рекламных целях. Есть мнение, что такая операция представляет собой безвозмездную передачу активов и должна отражаться следующей проводкой:

  • Д91.2 - К43 - списана продукция, выданная бесплатно посетителям выставки.

И тогда, соответственно ст. 146 НК РФ, обороты по безвозмездной передаче продукции облагаются НДС

  • Д91.2 - К68 - начислен НДС с оборота по безвозмездной передаче собственной продукции.

Однако, мы считаем, что раздача образцов своей продукции, также как и товаров (призов и сувениров) приобретенных на стороне, является затратами для собственных нужд, то есть для своей рекламной компании, а значит, согласно все той же ст. 146 НК РФ, начислять НДС на такой оборот не надо. (Ждем от Вас замечаний по данному вопросу).

Затраты на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты. (ПБУ 10/99).

ООО "Практика" решает провести рекламную компанию своей деятельности. Для этого она заключает договор на участие в выставке на сумму 120000 руб. (в т.ч. НДС - 20000 руб.). На выставке посетителям раздавались календари и буклеты с логотипом фирмы, на изготовление которых было затрачено 8400 руб. (в т.ч. НДС - 1400 руб.). В местной газете ООО "Практика" дала рекламу своей продукции, за что было уплачено - 15000 руб. ( в т. ч. НДС - 2500 руб.).љ На одной из магистралей города был установлен рекламный щит. Щит был изготовлен собственными силами, на что было израсходовано 15000 руб. С рекламным агентством был заключен договор на аренду рекламного места с ежегодной оплатой в сумме 18000 руб. (в т.ч. НДС - 3000 руб.). (оплата производится ежеквартально).

Налог на рекламу в данном регионе составляет 5%. Амортизация основных средств начисляется как для бухгалтерского, так и для налогового учета линейным способом. (срок службы рекламного щита - 3 года).

Рассмотрим какие проводки будут сделаны в 1 квартале 2002 г.

  • Д44 - К60 - отражены расходы за участие в выставке - 100000 руб.

  • Д19 - К60 - учтена сумма НДС - 20000 руб.

  • Д44 - К60 - отражены расходы, уплаченные за изготовление календарей и буклетов - 7000 руб.

  • Д19 - К60 - учтен НДС - 1400 руб.

  • Д44 - К60 - начислено за рекламу в местной газете - 12500 руб.

  • Д19 - К60 - учтен НДС за рекламу - 2500 руб.

  • Д08 - К10, 70, 69 - учтены расходы по изготовлению щита - 15000 руб.

  • Д01 - К08 - рекламный щит введен в эксплуатацию - 15000 руб.

  • Д44 - К60 - начислена плата за аренду рекламного места за квартал - 3750 руб. (15000 : 12 х 3).

  • Д19 - К60 - учтен НДС по аренде - 750 руб.

  • Д44 - К02 - начислены амортизация по рекламному щиту за квартал - 1250 руб. (15000 : 36 х 3)

  • Д60 - К51 - оплачены услуги сторонних организаций - 147900 руб. (120000 + 8400 + 15000 + 4500)

  • Д68 - К19 - принята к вычету сумма НДС - 24650 руб. (20000 + 1400 + 2500 + 750)

  • Д90.2 - К44 - списаны рекламные расходы - 124500 руб.

Далее необходимо начислить налог на рекламу. Налоговая база определяется исходя из стоимости рекламных услуг и расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами власти. В нашем примере она установлена в размере 5% от стоимости рекламы без учета НДС и НП. В зависимости от решения местных органов управления налог на рекламу может быть перечислен напрямую в местный бюджет или рекламным агентствам в составе оплаты предоставленных рекламных услуг.

  • Д91.2 - К68 - начислен налог на рекламу - 6225 руб. (124500 х 5%).

Налоговый учет рекламных расходов.

С 1 января 2002 года изменился порядок признания расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли. Согласно ст. 264 НК РФ, рекламные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Особенности признания расходов на рекламу в целях налогообложения предусмотрены п.4 ст. 264 НК РФ. Перечень расходов, которые можно признавать в целях налогообложения без ограничений, является закрытым. К ним относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети,

  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая затраты на изготовление рекламных стендов и рекламных щитов,

  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все прочие, не перечисленные выше расходы, признаются в целях налогообложения в размере, не превышающем 1% от выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

По условиям нашего примера, все расходы, кроме расходов по раздаче бесплатных календарей и буклетов, будут признаны в целях налогообложения без ограничения.

Предположим, что ООО "Практика" в первом квартале 2002 года получила выручку 600000 руб. (в том числе НДС - 100000 руб.).

Соответственно в 1 квартале ООО "Практика" сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по участию в выставке (100000 руб.), за рекламу в газете (12500 руб.), за аренду рекламного места (3750 руб.).

Амортизация рекламного щита в целях налогообложения начисляется также как и в бухгалтерском учете линейным методом, соответственно она тоже полностью войдет в состав затрат при исчислении налога на прибыль. (1250 руб.)

Норматив для остальных рекламных расходов (в нашем случае на изготовление и раздачу календарей и рекламных буклетов) составит в 1 квартале 2002 г. - 5000 руб. (600000 - 100000) х 1%.

ООО "Практика" в 1 квартале затратила на нормируемые расходы 7000 руб., а значит сверхнормативные расходы в сумме 2000 руб. при исчислении налога на прибыль за 1 квартал не учитываются.

И здесь возникает вопрос о возмещении НДС в части сумм относящихся к сверхнормативным рекламным расходам. Основываясь на нашем примере отметим, что ООО "Практика" имеет сверхнормативные расходы в размере 2000 руб. по итогам за 1 квартал 2002 года, но норматив рекламных расходов определяется нарастающим итогом с начала года в течение всего налогового периода. В этом случае, принимая позицию налоговых органов, по поводу того, что сумму НДС по сверхнормативным расходам нельзя зачесть к возмещению, а необходимо списать за счет чистой прибыли, мы считаем необходимо в конце года, если у предприятия будет превышение норматива, восстановить излишне возмещенные суммы НДС и списать их за счет чистой прибыли.

Начать дискуссию

Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3
Лучшие спикеры, новый каждый день

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду
Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение Райффайзенбанка

Клиенты банка не могут оплатить заказы и покупки в магазинах, а у некоторых на счету образовались нули.

Жители Приморского края получат больше 635 млн рублей

Пострадавшие от паводков и ливневых дождей получат помощь из резервного фонда правительства.

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?

Есть ли риски для организации по начислению НДФЛ и страховых взносов?

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?
1
Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
2

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

3

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

Интересные материалы

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
2