Положение ЦБР от 28 ноября 2001 г. N 160-П

Устанавливается порядок представления кредитными организациями отчетности по вопросам фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации в кредитных организациях внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. РазЪясняются особенности проведения инспекционной проверки и оформления ее результатов. Проверяющие . уполномоченные представители Центрального Банка - вправе проводить выборочные проверки порядка проведения отдельных банковских операций и других сделок, их учета и оформления. В ходе инспекционных проверок изучаются внутренние документы кредитной организации и установленные процедуры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включая фиксирование, хранение и представление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, проводится анализ нарушений, вскрытых кредитной организацией в ходе проверок соблюдения правил внутреннего контроля и программ осуществления внутреннего контроля. Положение опубликовано в "Вестнике Банка России" от 5 декабря 2001 г. N 74 и вступает в силу с 1 февраля 2002 г.
1,3 тыс. 469

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПљОљЛљОљЖљЕљНљИљЕљ

28 ноября 2001 г.N 160-П

"О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

     В целях реализации положений, предусмотренных  пунктом  9   статьи 7
Федерального закона "О противодействии легализации  (отмыванию)  доходов,
полученных  преступным  путем"  (Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 2001, N 33  (часть  I),  ст.3418)  и  Федеральным   законом "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Ведомости  СЪезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N  27,  ст.356;
Собрание законодательства Российской  Федерации,  1995,  N  18,  ст.1593;
1996, N 1, ст.3; 1996, N 1,  ст.7;  1996,  N  26,  ст.3032;    1997, N 9,
ст.1028; 1997, N 18, ст.2099; 1998, N 10, ст.1147; 1998, N  31,  ст.3829;
1999, N 28, ст.3472; 2001, N 26, ст.2585),  Центральный  банк  Российской
Федерации  устанавливает  следующий  порядок  контроля   за   исполнением
кредитными   организациями   Федерального   закона   "О   противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем"   (далее -
Федеральный  закон)  в  части  фиксирования,  хранения  и   представления
информации об операциях, подлежащих обязательному контролю,  а  также  за
организацией   в   кредитных   организациях   внутреннего     контроля по
противодействию легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным
путем.

                           1. Общие положения

     1.1. ОбЪектами контроля  со  стороны  Банка  России  за  исполнением
Федерального закона являются кредитные организации и их филиалы (далее  -
кредитные организации).
     1.2. Банк России в целях осуществления контроля:
     1.2.1. Устанавливает порядок представления кредитными  организациями
отчетности по вопросам фиксирования, хранения и представления  информации
об операциях, подлежащих обязательному контролю, а  также   организации в
кредитных   организациях   внутреннего   контроля   по    противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
     1.2.2.  Проводит  инспекционные  проверки  кредитных   организаций в
рамках  выполнения  своих  функций  в  области  банковского   надзора для
определения:
     -  соответствия  деятельности   кредитной   организации   положениям
Федерального  закона  и  нормативных   актов   Банка       России в части
фиксирования,  хранения  и   представления   информации   об   операциях,
подлежащих  обязательному  контролю,  а  также  организации  в  кредитных
организациях  внутреннего   контроля   по   противодействию   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
     - организации работы кредитной организации в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
     - достоверности  представляемой  в  Банк  России  в   соответствии с
подпунктом 1.2.1. настоящего Положения отчетности кредитной организации.

                   2. Порядок представления отчетности

     2.1. Кредитные организации  представляют  отчетность  в  Центральный
банк Российской Федерации в порядке, установленном Банком России.

    3. Особенности проведения инспекционной проверки и оформления ее
                               результатов

     3.1. Инспекционные проверки организуются  и  проводятся  в  порядке,
установленном Инструкцией Банка России от 19 февраля  1996  г.  N   34 "О
порядке  проведения  проверок  кредитных  организаций   и   их   филиалов
уполномоченными представителями Центрального банка  Российской  Федерации
(Банка России)" с учетом требований настоящего пункта.
     3.2.  Изучение  вопросов  организации  противодействия   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным  путем,  может   проводиться в
ходе   комплексных   инспекционных   проверок   кредитных    организаций,
самостоятельных тематических  инспекционных  проверок,  а  также   в ходе
тематических   инспекционных   проверок   по    отдельным    направлениям
деятельности кредитной организации.
     Инспекционные проверки проводятся с периодичностью, необходимой  для
целей банковского надзора и регулирования.
     Инспекционные проверки  не  ставят  задачи  осуществления  сплошного
контроля за операциями кредитной организации с целью выявления операций с
денежными  средствами  или  иным  имуществом,  подлежащих   обязательному
контролю, и представления информации о них уполномоченному органу.
     При этом проверяющие вправе проводить  выборочные  проверки  порядка
проведения отдельных банковских операций и  других  сделок,  их   учета и
оформления.
     3.3. В ходе инспекционных проверок проверяющие:
     - изучают внутренние документы кредитной организации и установленные
процедуры по противодействию легализации (отмыванию) доходов,  полученных
преступным  путем,  включая  фиксирование,  хранение  и   представление в
уполномоченный орган информации об  операциях,  подлежащих  обязательному
контролю, и дают  оценку  их  соответствия  требованиям  законодательства
Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
     - оценивают  организацию  внутреннего  контроля  по  противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным  путем,  с  точки
зрения соответствия ее требованиям законодательства Российской Федерации,
нормативных  актов  Банка  России  и  внутренних   документов   кредитной
организации;
     - проводят анализ нарушений, вскрытых кредитной организацией в  ходе
проверок соблюдения правил внутреннего контроля и программ  осуществления
внутреннего   контроля,   оценивают    влияние    этих    нарушений    на
результативность    принимаемых    кредитной          организацией мер по
противодействию легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным
путем.
     3.4. При проведении инспекционных проверок фиксирования, хранения  и
представления  кредитными  организациями  информации   об     операциях с
денежными  средствами  или  иным  имуществом,  подлежащих   обязательному
контролю, проверяются:
     - соблюдение  порядка  идентификации  лиц,  совершающих   операции с
денежными  средствами  или  иным  имуществом,  подлежащие   обязательному
контролю, либо  открывающих  счет  (депозитный  вклад)  по  предЪявляемым
документам;
     -  соблюдение  порядка  фиксирования   сведений,     перечисленных в
подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;
     - соблюдение порядка направления уполномоченному органу сведений  об
операциях  с  денежными  средствами  или  иным   имуществом,   подлежащих
обязательному контролю;
     - соблюдение порядка хранения информации и документов.
     3.5. При проведении инспекционных проверок  организации  внутреннего
контроля кредитной организации по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, проверяются:
     - наличие  разработанных  и  утвержденных  в  установленном  порядке
правил  внутреннего  контроля  и   программ   осуществления   внутреннего
контроля;
     -  наличие  специального  должностного   лица,     ответственного за
соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;
     - внутренние документы кредитной  организации,  позволяющие  оценить
состояние  внутреннего  контроля  в  целях  противодействия   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
     3.6.  При  выявлении  в  ходе  инспекционной  проверки    операций с
денежными  средствами  или  иным  имуществом,  подлежащих   обязательному
контролю, о которых кредитная организация не представила  соответствующую
информацию в уполномоченный орган, Банк России  не  вправе   направлять в
уполномоченный орган информацию об этих операциях.  В  этом  случае  Банк
России  принимает  меры  воздействия  к  кредитной  организации   в целях
приведения  деятельности   кредитной   организации   в     соответствие с
требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными  актами
Банка России.
     3.7. По результатам проведенной инспекционной проверки  составляется
акт, который состоит из содержательной и заключительной частей.
     3.7.1. Содержательная часть  состоит  из  разделов,  характеризующих
проверенные направления деятельности кредитной организации,  с  указанием
выявленных в ходе проверки нарушений со ссылкой на  конкретные  положения
Федерального  закона,  нормативных  актов  Банка  России   и   внутренних
документов  кредитной  организации.  Каждый   раздел   должен   содержать
заключение по результатам  проверки  направления  деятельности  кредитной
организации.
     3.7.2. Заключительная часть содержит выводы проверяющих о  состоянии
соблюдения  кредитной  организацией  требований  Федерального    закона и
нормативных актов Банка России относительно:
     - организации внутреннего контроля;
     - фиксирования, хранения и предоставления информации уполномоченному
органу об операциях, подлежащих обязательному контролю;
     - направления отчетности Банку России.

                4. Ответственность кредитных организаций

     4.1. За нарушение порядка фиксирования,  хранения  и  предоставления
информации  об   операциях,   подлежащих   обязательному     контролю, за
ненадлежащую  организацию   внутреннего   контроля   по   противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем,  кредитная
организация  несет  ответственность  в   соответствии   со     статьей 75
Федерального закона "О  Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке
России)".

                       5. Заключительные положения

     5.1. Настоящее Положение подлежит опубликованию  в  "Вестнике  Банка
России" и вступает в силу с 1 февраля 2002 года.

Председатель
Центрального Банка
Российской Федерации                                        В.В.Геращенко


Комментарии

1
  • Finnka
    Вообще интересно... только шрифт мелковат. А где можно найти анализ старого и нового закона о ЦБ?

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

108

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

149

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

117
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Интересные материалы

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
142