Бухгалтеру

444

МНС России обнародовало данные о количестве организаций-налогоплательщиков. Несмотря на опасения, что после передачи налоговым органам функции регистрации юрлиц организаций станет меньше (налоговики предрекали выход из игры фирм-однодневок и фирм, не сдающих отчетность), количество предприятий, состоящих на учете в налоговых инспекциях, незначительно, но выросло.

В первом полугодии 2003 года их количество выросло на 148 тыс. и составило 3 млн. 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий или 22,36% от общего количества по стране.

708

Финансовая разведка страны определила, кто из ее сотрудников имеет право составлять протоколы об административных нарушениях. Список этих лиц утвержден приказом КФМ России от 30.07.2003 № 94 и зарегистрирован в Минюсте 15 августа.

В список вошли:

- председатель КФМ России, его заместители;

- начальник Управления надзорной деятельности КФМ России, его заместители;

- начальники отделов Управления надзорной деятельности КФМ России, их заместители;

- руководители межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;

- начальники отделов межрегиональных управлений КФМ России, их заместители;

- иные должностные лица Управления надзорной деятельности КФМ России и межрегиональных управлений КФМ России, специально уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2132

Власти столицы не намерены отказываться от действия новых правил регистрации иногородних граждан, прибывающих в Москву на заработки. Об этом заявил вице-мэр столицы Валерий Шанцев на встрече с журналистами Подмосковья, на которой он вновь разъяснил действия нового постановления правительства столицы.

Шанцев напомнил, что московская прокуратура пыталась опротестовать постановление о новых правилах регистрации иногородних граждан, однако Генеральная прокуратура протест отозвала. При этом вице-мэр сообщил, что столичные власти готовы при необходимости внести в документ редакционные правки, "добавив во всех пунктах о том, что речь идет только об организованном наборе иногородних". "Мы защищаем тех людей, которые не должны попадать в рабство в 21-м веке, и никто нам это запретить не может, поскольку у нас есть ответственность перед этими людьми", - отметил Шанцев.

Вице-мэр столицы еще раз подтвердил, что новое постановление не касается жителей Московской области, работающих в Москве. Он также отметил, что заявление, опубликованное после выхода постановления от имени правительства Московской области, о том, что новый документ нарушает права граждан и дружеские отношения между двумя регионами, было опубликовано без ведома подмосковного правительства. "В телефонном разговоре заместитель главы правительства Московской области Василий Голубев, в данный момент исполняющий обязанности губернатора, сообщил мне, что он лично не давал указаний на публикацию этого заявления", - подчеркнул Шанцев. Об этом сообщает NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Напомним, что постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 года издано в связи с вступлением в силу федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Но в тексте постановления и приложений к нему к слову "иностранные" добавили "иногородние", распространив все ограничительные нормы на россиян-немосквичей. Теперь, прежде чем нанять на работу соотечественника без московской прописки, руководитель компании обязан обратиться с ходатайством в специальную межведомственную комиссию и представить ей 11 справок: копию свидетельства о постановке на учет в МНС, годовой баланс с отметкой налоговой инспекции, справку о среднемесячной заработной плате, сложившейся на предприятии, и т.д. В числе прочих, работодателю придется принести и документы о том, что нанимаемый работник живет в условиях, отвечающих нормам Госсанэпиднадзора. После этого межведомственная комиссия под руководством вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в 15-дневный срок решит, может ли компания нанять иногороднего или ей придется взять на работу москвича.

2468
787

Минфин РФ предлагает ввести новый расчет налоговых доходов с 2005г. Об этом говорится в разработанных Минфином РФ поправках в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с реформой федеральных отношений и местного самоуправления, которые будут рассмотрены на заседании правительства 21 августа. Как отмечается в документах Минфина, в настоящее время действуют следующие расходные обязательства: федеральный бюджет - 2,8 трлн руб.; в бюджеты субъектов - 1,43 трлн руб.; местные бюджеты - 1,28 трлн руб. В новых условиях, по прогнозам Минфина, расходные обязательства должны составить: федерального бюджета - 2,81 трлн руб.; бюджетов субъектов - 1,73 трлн руб.; местных бюджетов - 0,96 трлн руб. Поправками вводится новый порядок закрепления налоговых доходов за уровнями бюджетной системы в условиях 2005г. В частности, за бюджетам субъектов РФ закрепляется 30% поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельхозналога. За местными бюджетами закрепляется 60% подобных поступлений. Кроме того, за бюджетами субъектов РФ закрепляется 100% поступлений от региональных налогов (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). За местными бюджетами закрепляется 100% поступлений от местных налогов. В том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц закрепляется за бюджетами поселений, транспортный налог и торговый сбор - за бюджетами муниципальных районов. Также за бюджетами субъектов РФ закрепляется 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых.

443

Правительство освободило Министерство труда и социального развития от ряда избыточных функций. Согласно постановлению кабинета министров от 16 августа 2003 года, Минтруд больше не обязан участвовать в подготовке предложений по совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц, а также организовывать и координировать разработку федеральной программы содействия занятости населения.

Кроме того, Минтруд освобожден от обязанности определять совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти общую потребность в рабочих местах и с учетом демографического прогноза разрабатывать генеральную схему создания рабочих мест. Об этом сообщает АК&М.

3417
115827
2908
9379
1282

Госкомстат постановлением от 27.06.2003 № 62 утвердил целый ряд форм статистического наблюдения за ценами и финансами на 2004 год. Представлять их нужно юридическим лицам и их обособленным подразделениям, кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций.

Но представлять формы будут не все фирмы, а только те, которых определят территориальные органы статистики. Именно там нужно узнать, придется ли вашей организации заполнять эти формы в следующем году.

454

Кейра Скэннелл
Джейтон Сэпсфорд

Адвокаты американских розничных компаний, заставившие платежные системы MasterCard и Visa пойти на мировую, заключив соглашение на $3 млрд, выставили своим клиентам счет. Собственные услуги юристы оценили недешево: ритейлорам придется выложить $558 млн.

Разбирательство, инициированное розничными компаниями под руководством Wal-Mart Stores, длилось почти семь лет. В мае 2003 г. , перед самым началом судебного процесса, MasterCard, а потом и Visa заключили мировое соглашение с истцами. MasterCard согласилась заплатить $1 млрд, Visa - $2 млрд; кроме того, платежные системы пообещали внести изменения в систему взимания комиссионных за обслуживание дебетовых карт.

По утверждению ритейлоров, в целях борьбы за рынок дебетовых карт, начавший активно развиваться около 10 лет назад, Visa и MasterCard оказывали на них давление, чтобы побудить принимать карты этих двух систем, а не карты конкурентов. Между тем дебетовые карты Visa и MasterCard дороже в обслуживании, и ритейлоры были вынуждены перекладывать затраты на покупателей. Чтобы заставить ритейлоров принимать их дебетовые карты, Visa и MasterCard угрожали прекратить сотрудничество с магазинами по обслуживанию своих кредитных карт. Системы же утверждали, что лишь придерживаются своего правила "уважай все карты" (т. е. и кредитные, и дебетовые).

Адвокаты провели огромную работу. По утверждению юридической фирмы Constantine & Partners, которая возглавляла группу из 30 фирм, представлявших истцов, в течение семи лет более половины рабочего времени ее сотрудники посвящали делу "ритейлоры против платежных систем". В ходе разбирательства было исследовано около 400 письменных свидетельских показаний, к делу было приобщено 5 млн документов и 54 отчета экспертов. Если судья, ведущий дело, одобрит выплату, Constantine & Partners получит около половины суммы. По оценке профессора права Tulane University Эдуарда Шермана, $558 млн - одна из самых значительных выплат, полученных адвокатами истцов в классовых исках. Впрочем, у адвокатов ритейлоров останется повод позавидовать адвокатам истцов, выигравших классовые иски у табачных компаний и получивших несколько миллиардов долларов.

Ритейлоры сравнительно легко смогут оплатить услуги адвокатов, добывших им победу. Помимо $3 млрд, которые розничные компании в течение 10 лет получат от MasterCard и Visa, их долгосрочные выгоды оцениваются в $25 - 87 млрд - ведь теперь им не придется платить завышенные комиссионные за обслуживание дебетовых карт. (WSJ, 19. 08. 2003, Михаил Оверченко)

379

Светлана Иванова
Борис Грозовский
Минэкономразвития решило радикально ограничить влияние чиновников на экономику. Реформаторы собираются установить "презумпцию нецелесообразности госрегулирования", которая заставит чиновников публично доказывать, что им нужны новые функции. Бизнесмены идею поддерживают, а в ведомствах сомневаются, что она реализуема.

В Минэкономразвития родился законопроект, призванный защитить экономику от бюрократов. По словам первого замминистра Михаила Дмитриева, законопроект установит "презумпцию нецелесообразности госрегулирования". "Ведомствам придется обосновывать необходимость и целесообразность исполнения функции госорганами, и невозможность ее исполнения участниками рынка или общественными организациями", - пояснил Дмитриев "Ведомостям". "Экспертизе будут подвергаться все нормативные акты - от проектов федеральных законов до проектов внутриведомственных документов, а также любые новации по госрегулированию - лицензированию, квотированию, целесообразности проверок, установлению госстандартов, и т. д. ", - рассказывает руководитель департамента госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров. По словам Шарова, для каждой группы нормативных актов будет предусмотрена своя процедура надведомственной экспертизы. А Дмитриев говорит, что закон касается не только новых госфункций - "уже существующие тоже будут пересматриваться". "Это необходимо, чтобы не появлялись ненужные инструменты госрегулирования, а те, которые появлялись, были адекватны задаче", - поясняет Шаров. "После этого станут невозможны такие безумные фокусы, как письмо муниципалитета держателям торговых точек с просьбой направить определенную сумму на прохождение обучения по противопожарной безопасности", - добавляет Дмитриев. Чиновники ссылаются на опыт Австралии, Новой Зеландии и Украины, где аналогичные законы успешно действуют.

Согласно концепции законопроекта проводить независимую оценку будет специально созданный орган, подотчетный парламенту. Правда, чиновник признает, что пока нет ясности, как увязать новую систему принятия решений с уже действующими экспертными процедурами, до сих пор непонятны критерии оценки того или иного вида регулирования и отбора экспертов. Однако Дмитриев рассчитывает уже в сентябре внести законопроект в правительство.

"Чем быстрее этот документ будет вынесен на публичное обсуждение, тем лучше", - уверен отвечающий за административную реформу член бюро РСПП Александр Шохин. Он убежден, что бизнес поддержит "идеологию законопроекта, которая предполагает механизм защиты от госвмешательства". А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что в результате появления закона "процесс лоббирования частных интересов станет публичным". Он даже готов выступить в качестве привлеченного эксперта, несмотря на то что прогнозирует большой объем бумажной работы.

Шохин полагает, что подчиненный парламенту орган с большими полномочиями будет создавать ненужный противовес правительству. Он предлагает поручить экспертизу межведомственной комиссии при администрации президента, в которую по определенной квоте входили бы представители правительства, парламента, бизнес-сообщества и независимые эксперты. Руководитель управления по вопросам административной реформы аппарата правительства Всеволод Вуколов комментировать инициативу Минэкономразвития отказался. В МАПе, МНС и Минфине тоже отказались от комментариев. А руководитель пресс-службы Минздрава Александр Жаров сомневается, что независимым экспертам будет под силу справиться с бумажным потоком, который на них навалится. "В день только наше министерство производит около двух десятков нормативных документов. А ведь мы далеко не самое большое ведомство", - рассуждает чиновник.

520

Министерство по налогам и сборам вчера подсчитало количество организаций-налогоплательщиков. Несмотря на опасения, что после передачи функций регистрации юрлиц МНС число их резко сократится (налоговики предрекали выход из игры фирм-однодневок и фирм, не сдающих отчетность), количество предприятий, состоящих на учете в налоговых инспекциях, незначительно, но выросло.

Как сообщает Интерфакс, в первом полугодии 2003 года их количество выросло на 148 тыс. и составило 3 млн. 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий, или 22.36% от общего количества по стране.

18365
1614

Денис ЛОМАКИН

На прошлой неделе в распоряжении жадного до эксклюзивной информации корреспондента "УНП" оказался документ, который позволяет подсмотреть за тем, что происходит за кулисами налоговых инспекций, когда налогоплательщик подал заявление на возврат экспортного НДС.

Документ - это украшенный грифом "для служебного пользования" приказ МНС России от 24.06.03 № БГ-4-06/16дсп "Об утверждении Временного регламента проведения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость".

Регламент очень напоминает небезызвестный апрельский межведомственный приказ пяти ведомств*, который определял порядок их взаимодействия для совместной борьбы с недобросовестными экспортерами (а заодно весьма усложнил жизнь и законопослушным). Внутриведомственный регламент МНС тоже в подробностях расписывает действия, которые должен совершить налоговый инспектор, перед тем как принять решение о возврате экспортного НДС налогоплательщику.

"Копать" налоговая будет от и до: начиная с информации о реально уплаченных суммах НДС и заканчивая сличением подписей. В зоне охвата фискалов будут и данные об учредителях продавца товара, и бухгалтерская документация. Кроме стандартного перечня документов, необходимых для получения возврата экспортного НДС, налоговая может попросить у экспортера и некоторые первичные документы и регистры бухучета. Например, фискалов может заинтересовать "первичка" по приобретению товара, отправляемого за границу. То есть экспортера попросят принести акты приема-передачи товара, накладные, путевые листы и даже доверенности на получение товара от поставщика. Если будут найдены какие-то несоответствия, то скорее всего налоговая попросит явиться для дачи показаний директора и бухгалтера предприятия.

Самое любопытное во "временном регламенте" налоговиков - это детали. Оказывается, кроме стандартных мероприятий и проверки цепочки поставщиков товара вплоть до "пятого колена" фискалов могут заинтересовать весьма необычные сведения об экспортере, его контрагентах и товаре.

Например, налоговые работники могут запросить в ГИБДД информацию о транспортном средстве, на котором перевозится товар. Мытари полюбопытствуют, состоит ли конкретное транспортное средство с определенным номером на учете в ГИБДД и кто является его реальным владельцем. Конечно, вряд ли вменяемый экспортер повезет товар через границу на краденом автомобиле, да еще потом будет требовать возмещения НДС, но налоговик житейской логикой руководствоваться не будет. Потому что он должен следовать ведомственному регламенту и на основании сведений из ГИБДД определить, действительно ли налогоплательщик мог перевезти товар на транспорте, указанном в товаросопроводительных документах.

Еще одна странная деталь: инспектор будет проверять налоговую декларацию по НДС не только на полноту, но и на "четкость заполнения". Что сие означает, затруднились расшифровать корреспонденту "УНП" даже специалисты МНС России, но тем не менее такая проверка обязательна. А наряду с ней налоговики могут сличать подписи на полученных документах с реальными автографами директора и бухгалтера.

Напомним, что на все сложные расследования и поиски недобросовестных налогоплательщиков труженикам налоговых органов отводится ровно три месяца с момента получения декларации по нулевой ставке и всех необходимых для возврата документов. Однако изучение 36-страничного "временного регламента" поставило нас в тупик: как можно умудриться соблюсти все многочисленные требования этого документа и при этом уложиться в отведенные законом три месяца? Если налоговик в состоянии это сделать, то он смело может претендовать на звание супермена, а регламент, изданный МНС России, можно будет величать "распорядком дня бэтмена"...

* - Приказ Генпрокуратуры, ФСБ, МВД, МНС, ГТК России от 04.04.03 № 16/226/219/БГ-3-06/166/370. Подробнее об этом документе см. "УНП" № 18, 2003, стр. 3.

1232

Началом этой истории послужила покупка в этом году автомобиля этой марки у официального дилера в Москве. Автомобиль сломался буквально через три месяца. А именно, двигатель потерял свою хваленую мощность и стал «захлебываться».

Специалисты сервисного центра так и не смогли найти и устранить причину поломки и отделались лишь добрым советом: «Покатайтесь пока так, а потом посмотрим». Также, несмотря на то, что машина находится на гарантии, с хозяев взяли внушительную сумму денег за то, что владельцы автомобиля отняли у механиков их драгоценное время. По всей видимости, эти «добрые механики» перепутали сервис английский с русским.

Неоднократные попытки счастливых обладателей нового автомобиля выяснить причину такого сервиса не увенчались успехом. Никто из руководства сервисного центра не пожелал решать эту проблему, оставив профессионалов в юриспруденции и финансах (компанию «Бератор-пресс») самих думать о том, как починить свой гарантийный автомобиль.

Как известно, в России все решают свои проблемы как умеют. Руководство издательского дома приняло совет сотрудников компании-дилера, как прямое руководство к действию и приступило к подготовке документов для иска в суд. Причем, в исковом заявлении не будет требования починить автомобиль, там все гораздо интереснее. Что конкретно? Юристы компании пока не говорят, обещают раскрыть эту информацию как только документы будут направлены в суд.

Как известно, издательский дом «Бератор-пресс» специализируется на выпуске литературы для юристов и бухгалтеров и является сегодня самым крупным в России, среди издателей выпускающих профессиональную литературу. Так что проблем с освещением хода этого процесса возникнуть не должно.

616

Мария СВЕТЛОВА


Двадцать четвертого августа вступит в силу городской закон "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" (от 09.07.03 № 50). По идее он должен стать настольной книгой московских строителей, потому что в нем есть ответы на главные вопросы любой стройки: как получить разрешение, за что могут приостановить работы, кого и как накажут за невыполнение предписаний.

Собственно, в законе выделяются три самых важных положения. Во-первых, вводится понятие акта разрешенного использования участка территории. Эта бумага должна быть получена для любого строительства и реконструкции - будь то здание, инженерное сооружение, парк, сквер и т. д. Во-вторых, сроки действия разрешения ограничены тремя годами. В-третьих, закон устанавливает ответственность за самовольную застройку. Если организация строила без официального разрешения, ей придется разрушить возведенное за свой счет или отдать объект в городскую казну в качестве возмещения вреда.

А знают ли сами строители о новом законе? "Слышали, что готовится такой закон, но прочитать его еще не успели, - сказал корреспонденту "УНП" директор монтажной организации Владимир Михайлов. - Но я заранее уверен, что послабление строителям закон не принес. Как и всякая бюрократическая новинка, он только требует, а не поощряет".

Заметим, что, согласно закону, строительная организация должна пройти дюжину инстанций, прежде чем она получит акт разрешенного использования участка. Визу на проектной документации должны поставить, в частности, пожарная служба, санэпиднадзор, районная управа, организации и граждане - собственники участков, которые затронет строительство, а также экологи. Общественные объединения и граждане могут потребовать у строителей подтверждения законности работ так же, как и любой проверяющий из органов исполнительной власти.

"Я так и знала, что в законе будет что-нибудь про экологию. Да и про общественный контроль - приятного мало", - невесело усмехнулась Татьяна Лихарева, руководитель ремонтной организации.
Директор стройфирмы Олег Городецкий был настроен более оптимистично: "Закон совсем новый, и что он нам принесет - неизвестно. Поживем - увидим. Может, и не придется перестраивать работу. Мне вот коллеги говорили, что в новом законе только собраны воедино все ранее действовавшие разрозненные нормативы. А уж ко всяческим согласованиям и проверкам строителям не привыкать. Прорвемся!"

1159

Екатерина БОРЗОВА

В то самое время, когда вы читаете эти строки, где-то на просторах нашей необъятной родины затевается новое судебное разбирательство "об обязании работодателя перечислить страховые взносы в ПФР". Таково официальное название исков, которые подают сотрудники на руководство своих предприятий.

"В последнее время по стране прокатилась волна подобных судебных разбирательств, - сказали корреспонденту "УНП" в Правовом департаменте ПФР. - Мы ведем официальную статистику таких дел и можем сказать, что их уже не единицы, как в начале пенсионной реформы, а десятки".

Месяц назад в Магадане закончилось судебное разбирательство по искам двух работающих пенсионеров, которые добивались восстановления нарушенных пенсионных прав от своего работодателя - городского автобусного парка. "Пенсионный фонд здесь выступил в качестве третьей стороны, - рассказали корреспонденту "УНП" в ОПФР по Магаданской области. - Люди пришли к нам в июне, после перерасчета пенсий. Выяснилось, что они не получили положенной добавки к пенсии, потому что работодатель не платил за них взносы в 2002 году. А что можно требовать от Пенсионного фонда? Наше дело начислить пенсии исходя из тех сумм, которые есть на лицевых счетах. Мы посоветовали подать в суд на работодателя".

Победу в итоге одержали работники автобусного парка. Радость от выигранного дела омрачило недоразумение со службой судебных приставов, которые перечислили деньги на счета победителей в Сбербанке. "Просто люди не разбираются в пенсионной системе, - пожаловался наш собеседник в Магаданском ОПФР. - Им сказали взыскать в пользу истца, так они поняли это буквально... Но сейчас ситуация уже исправлена. И кстати, деньги на лицевые счета Пенсионного фонда попросили вернуть сами истцы".

Рост числа судебных разбирательств "застрахованный против страхователя" сами пенсионщики связывают с новым законодательством, согласно которому гражданин имеет право поинтересоваться, как работодатель платит за него взносы в ПФР (ст. 15 закона № 167-ФЗ от 15.12.01). Если по итогам сверки лицевых счетов у него возникнут претензии, он вправе подать иск на работодателя.

Таким правом воспользовалась бывшая сотрудница ОАО "Казанский хлебозавод № 4" А.Г. Амирханова и добилась того, что Вахнтовский районный суд г. Казани взыскал с предприятия 9285 рублей 85 копеек страховых взносов, которые хлебозавод не заплатил за работницу в течение 2001 года. Также суд обязал работодателя возместить женщине моральный вред (5000 рублей), услуги адвоката (1000 рублей) и государственную пошлину (365 рублей 20 копеек).

Впрочем, далеко не во всех регионах работники так настойчивы в защите своих пенсионных прав. "В каких-то городах подают по 40 исков в год, а в других о защите пенсионных прав и не помышляют", - отметили в Правовом департамента ПФР. Географию подобных судебных разбирательств отследить очень сложно, к тому же год от года она меняется. "Наше отделение Пенсионного фонда еще не участвовало в таких разбирательствах, - сказали корреспонденту "УНП" в Ярославском ОПФР. - Но вопросов от застрахованных очень много, люди жалуются на своих работодателей и спрашивают, что делать. Мы рекомендуем подавать в суд".

18814